Топ-20 стран по объему потребительского рынка

рэнкинг 10/04/2019

Потребительский рынок формируется платежеспособным спросом. Чем выше покупательная способность и экономическое благополучие населения, тем больше оно тратит. Чем больше население тратит, тем привлекательнее для производителей страна как рынок сбыта. Масштаб потребительского рынка во многом определяет политический вес и значимость государства в глобальной торговле.

Одним из главных критериев оценки привлекательности и потенциала потребительского рынка для международных инвесторов является общая сумма личных расходов населения на товары, услуги, материальные блага, иными словами - на конечное потребление домашних хозяйств.

В рейтинге Топ-20 по сумме личных трат на приобретение товаров и услуг Россия находится на шестой позиции. В 2018 году отечественные домашние хозяйства купили товаров и услуг на 2 191 млрд долларов.

Потребление в России имеет особенности, которые влияют на итоговую сумму. В частности, значительная доля натурального самообеспечения. Сюда можно отнести самостоятельный ремонт и обслуживание жилых помещений, а также потребление товаров, полученных с собственного подсобного хозяйства. Подобные покупки «у самого себя» не учитываются статистикой.

Три первые позиции в Топ-20 занимают США, Китай и Индия.

По итогам 2018 года население США потратило на товары и услуги 14 141 млрд долларов, что составило 18,1% от трат жителей всего мира (см. таблицу 1).

Несмотря на то, что Китай в 4,3 раза опережает США по численности населения, потребительский рынок Поднебесной оценивается в меньшую сумму 9 603 млрд долларов.

Индия с показателем 6 198 млрд долларов замыкает тройку лидеров.

Таблица 1. Топ-20 стран по тратам домашних хозяйств на товары и услуги в 2018 г., млрд долларов
Страна Траты, млрд долл. Доля в мировых тратах, %
  Все страны 78 289 100,0
  Топ-20 56 759 72,5
1 США 14 141 18,1
2 Китай 9 603 12,3
3 Индия 6 198 7,9
4 Япония 3 133 4,0
5 Германия 2 309 2,9
6 Россия 2 191 2,8
7 Бразилия 2 120 2,7
8 Великобритания 2 005 2,6
9 Индонезия 1 992 2,5
10 Мексика 1 696 2,2
11 Франция 1 600 2,0
12 Италия 1 462 1,9
13 Турция 1 353 1,7
14 Египет 1 141 1,5
15 Испания 1 081 1,4
16 Канада 1 065 1,4
17 Южная Корея 1 025 1,3
18 Пакистан 936 1,2
19 Нигерия 935 1,2
20 Иран 773 1,0

Топ-20 участников рэнкинга аккумулируют 56 759 млрд долларов или 72,5% всех трат населения на товары и услуги. На другие страны приходится лишь 19 530 млрд долларов или 27,5% мирового потребительского рынка (см. рисунок 1).

Рисунок 1. Топ-20 стран по тратам домашних хозяйств на товары и услуги в 2018 г., млрд долларов Рисунок 1. Топ-20 стран по тратам домашних хозяйств на товары и услуги в 2018 г., млрд долларов