Коэффициент маневренности собственных средств крупнейших российских компаний воздушного транспорта

рэнкинг 23/10/2017

Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2016 и 2015 годы) компании (ТОП-10). Далее они были ранжированы по коэффициенту маневренности собственных средств (Таблица 1). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.

Коэффициент маневренности собственных средств (х) характеризует способность предприятия поддерживать уровень собственного оборотного капитала и пополнять оборотные средства за счет собственных источников финансирования. Показатель рассчитывается как отношение собственных оборотных средств компании к общей величине собственных средств. Рекомендуемое значение находится в интервале от 0,2 до 0,5.

Уменьшение показателя указывает на замедление погашения дебиторской задолженности или ужесточение условий поставок в кредит со стороны контрагентов. Увеличение - свидетельствует о растущей возможности погашать текущие обязательства.

Специалистами Информационного агентства Credinform, с учетом фактического положения дел как в целом в экономике, так и в отраслях, разработан и реализован в Информационно-аналитической системе Глобас расчет практических значений финансовых коэффициентов, которые могут быть признаны нормальными для конкретной отрасли. Для компаний воздушного транспорта практическое значение коэффициента маневренности собственных средств в 2016 г. составило от 0,45 до 1,00.

Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание на всю совокупность показателей и финансовых коэффициентов.

Таблица 1. Чистая прибыль, выручка, коэффициент маневренности собственных средств, индекс платежеспособности Глобас крупнейших российских компаний воздушного транспорта (ТОП-10)
Наименование, ИНН, регион Чистая прибыль, млн руб. Выручка, млн руб. Коэффициент маневренности собственных средств (x), от 0,2 до 0,5 Индекс платёжеспособности Глобас
2015 г. 2016 г. 2015 г. 2016 г. 2015 г. 2016 г.
1 2 3 4 5 6 7 8
ООО СЕВЕРНЫЙ ВЕТЕР
ИНН 7733646084 г. Москва
-270,8 6,8 26 867,4 19 180,1 5,31 9,27 296 Высокий
ПАО АВИАКОМПАНИЯ ЮТЭЙР
ИНН 7204002873 Ханты - Мансийский автономный округ - Югра
-18 426,4 589,7 49 664,9 55 661,7 3,90 4,23 403 Удовлетворительный
ООО АВИАКОМПАНИЯ ПОБЕДА
ИНН 9705001313 г. Москва
37,2 3 332,0 11 029,7 18 698,5 0,81 0,83 204 Высокий
ООО ГЛОБУС
ИНН 5448451904 Новосибирская область
139,5 966,8 18 531,7 27 512,0 0,60 0,66 198 Наивысший
ПАО АВИАКОМПАНИЯ УРАЛЬСКИЕ АВИАЛИНИИ
ИНН 6608003013 Свердловская область
285,3 2 691,7 43 843,2 57 320,5 -0,88 0,17 178 Наивысший
ПАО АЭРОФЛОТ-РОССИЙСКИЕ АВИАЛИНИИ
ИНН 7712040126 г. Москва
-18 927,8 30 616,8 366 307,5 427 900,5 -0,55 0,04 173 Наивысший
ПАО АВИАКОМПАНИЯ СИБИРЬ
ИНН 5448100656 Новосибирская область
922,9 2 896,0 82 214,5 108 110,8 0,52 -0,14 176 Наивысший
ООО АЗУР ЭЙР
ИНН 2459007621 Красноярский край
-161,5 275,8 12 409,8 20 976,7 1,77 -0,30 251 Высокий
ООО АВИАКОМПАНИЯ ЭЙРБРИДЖКАРГО
ИНН 7704548011 г. Москва
2 853,1 -1 075,8 58 746,1 71 484,5 -0,24 -1,18 282 Высокий
НАО АВИАКОМПАНИЯ РОССИЯ
ИНН 7810814522 Санкт-Петербург
817,7 904,5 38 754,50 73 189,0 -13,46 -5,60 202 Высокий
Итого по компаниям ТОП-10 -3 273,1 4 120,4 70 836,9 88 003,4      
Среднее значение по компаниям ТОП-10 -327,3 412,0 7 083,7 8 800,3 -0,22 0,80  
Среднее значение по отрасли -877,4 141,8 3,411,1 3 436,7 13,53 -7,83  

Среднее значение коэффициента маневренности собственных средств компаний ТОП-10 находится в интервале рекомендуемого значения и выше, чем в среднем по отрасли. Ни одна из компаний из ТОП-10 в 2016 году не имеет показатель коэффициента в интервале рекомендуемых значений, четыре компании – в интервале практических значений и выше и шесть компаний – ниже границы практических значений (соответственно отмечены зеленым, оранжевым и красным цветом в столбцах 6 и 7 Таблицы 1 и на Рисунке 1). Две компаний из ТОП-10 в 2016 году снизили показатели выручки, чистой прибыли по сравнению с предыдущим периодом или имеют убыток (выделены красной заливкой в столбцах 3 и 5 Таблицы 1).

Рисунок 1. Коэффициент маневренности собственных средств и выручка крупнейших российских компаний воздушного транспорта (ТОП-10) Рисунок 1. Коэффициент маневренности собственных средств и выручка крупнейших российских компаний воздушного транспорта (ТОП-10)

Средние отраслевые показатели коэффициента маневренности собственных средств за последние 10 лет находились в интервалах рекомендуемых или практических значений только в 2012-2013 годах (Рисунок 2). Это в целом может свидетельствовать о неблагоприятных тенденциях в данной отрасли.

Рисунок 2. Изменение средних отраслевых значений коэффициента маневренности собственных средств российских компаний воздушного транспорта в 2007 – 2016 годах Рисунок 2. Изменение средних отраслевых значений коэффициента маневренности собственных средств российских компаний воздушного транспорта в 2007 – 2016 годах

Девяти компаниям ТОП-10 присвоен наивысший и высокий индекс платежеспособности Глобас, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства.

ПАО АВИАКОМПАНИЯ ЮТЭЙР присвоен удовлетворительный индекс платежеспособности Глобас, в связи с наличием информации об участи в качестве ответчика в арбитражных делах за последние 2 года, о случаях несвоевременного выполнения обязательств, незакрытых исполнительных листах и наличии непокрытого убытка в структуре балансовых показателей. Прогноз развития индекса – негативный.