Рентабельность продаж крупнейших российских предприятий розничной торговли бытовыми электротоварами

рэнкинг 15/06/2017

Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг крупнейших российских предприятий розничной торговли бытовыми электротоварами. Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 и 2014 годы) компании (ТОП-10 и ТОП-100). Далее они были ранжированы по коэффициенту рентабельности продаж в 2015 году (Таблица 1).

Рентабельность продаж (%) рассчитывается как доля операционной прибыли в общем объеме продаж компании. Коэффициент рентабельности продаж отражает эффективность производственной и коммерческой деятельности предприятия и показывает долю средств предприятия, полученную в результате реализации продукции после покрытия ее себестоимости, уплаты налогов и выплаты процентов по кредитам.

Рентабельность продаж отражает эффективность ценовой политики и способность менеджмента компании контролировать издержки. Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках определяют разнообразие значений рентабельности продаж в компаниях одной отрасли. Поэтому следует учитывать, что при равных значениях выручки, операционных затрат и прибыли до налогообложения у двух разных организаций рентабельность продаж может различаться под влиянием объемов процентных выплат на величину чистой прибыли.

Экспертами Информационного агентства Credinform, с учетом фактического положения дел как экономики в целом, так и в отраслях, разработан и реализован в Информационно-аналитической системе Globas-i® расчет практических значений финансовых коэффициентов, которые могут быть признаны нормальными для конкретной отрасли. Для предприятий розничной торговли бытовыми электротоварами практическое значение коэффициента платежеспособности составляет от 4,78%.

Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание на всю совокупность финансовых показателей и коэффициентов компании.

Таблица 1. Чистая прибыль, выручка, коэффициент рентабельности продаж, индекс платежеспособности Глобас®
Наименование, ИНН, регион Чистая прибыль 2015 г., млн руб. Выручка 2015 г., млн руб. Выручка 2015 г., к 2014 г., % Рентабельность продаж, % Индекс платежеспособности Глобас®
ООО ГРУППА КОМПАНИЙ ТСС ИНН 7702325027 г. Москва 170,5 1 227,8 35,6 16,55 164 Наивысший
ООО ПРОМЭЛЕКТРО ИНН 6122017764 Ростовская область 36,1 406,2 63,7 9,81 220 Высокий
ООО СФЕРА ИНН 7811318767 Санкт-Петербург 24,2 479,3 -1,0 6,56 239 Высокий
ООО ТОРГОВЫЙ ДОМ МИР ИНН 0541028003 Республика Дагестан 13,5 388,4 16,2 4,22 190 Наивысший
ООО ТОРГОВЫЙ ДОМ ЭНЕРГОСБЫТ ИНН 7813182222 Санкт-Петербург 1,4 420,2 54,4 2,68 211 Высокий
ООО В-ЛАЗЕР ИНН 2540137652 Приморский край 20,7 3 424,5 -27,5 1,18 265 Высокий
ООО АРКТИКА ИНН 1501009790 Республика Северная Осетия - Алания 11,6 889,4 -19,0 1,03 232 Высокий
ООО КОЛОННАДА ИНН 6367659470 Самарская область 0,8 520,5 -8,3 0,92 208 Высокий
ООО ЭНЕРГОСБЫТ - ЕКАТЕРИНБУРГ ИНН 6674134266 Свердловская область 1,2 484,3 -12,2 0,81 272 Высокий
ООО ТЕХНОПАРК - ЦЕНТР ИНН 7715631511 г. Москва 97,8 8 664,6 -6,9 0,30 239 Высокий
Итого по группе компаний ТОП-10 377,8 16 905,2      
Итого по группе компаний ТОП-100 740,9 26 604,8      
Среднее значение по группе компаний ТОП-10 37,8 1 690,5 8,5 4,41  
Среднее значение по группе компаний ТОП-100 7,4 266,0 -5,2 6,28  
Среднее значение по отрасли 1,1 61,3 -23,9 4,78  

Среднее значение коэффициента рентабельности продаж в 2015 году в группе компаний ТОП-10 ниже практического значения, а в группе компаний ТОП-100 - выше (выделены зеленой и желтой заливкой, соответственно, в Таблице 1 и на Рисунке 1 ).

Рисунок 1. Коэффициент рентабельности продаж и выручка крупнейших российских предприятий розничной торговли бытовыми электротоварами (ТОП-10) Рисунок 1. Коэффициент рентабельности продаж и выручка крупнейших российских предприятий розничной торговли бытовыми электротоварами (ТОП-10)

Объем выручки 10 крупнейших компаний в 2015 году составлял 64% от суммарной выручки 100 крупнейших компаний. Это свидетельствует о высоком уровне монополизации в отрасли. При этом, объем выручки крупнейшей компании отрасли ООО ТЕХНОПАРК - ЦЕНТР  составил 33% от суммарной выручки 100 крупнейших компаний (Рисунок 2).

Рисунок 2. Доли компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2015 г. группы компаний ТОП-100, % Рисунок 2. Доли компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2015 г. группы компаний ТОП-100, %

Всем компаниям из ТОП-10 присвоен наивысший или высокий индекс платежеспособности Глобас® что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства.

В группе компаний ТОП-100 в 2014 году наблюдалось 9 убыточных компаний, в 2015 году их число возросло до 11. При этом, более чем в два раза увеличился средний размер их убытка. По остальным компаниям ТОП-100 средний размер прибыли увеличился за этот же период почти на 18% (Рисунок 3).

Рисунок 3. Количество убыточных компаний и их средний размер убытка, средний размер прибыли в группе компаний ТОП-100 в 2014 – 2015 годах. Рисунок 3. Количество убыточных компаний и их средний размер убытка, средний размер прибыли в группе компаний ТОП-100 в 2014 – 2015 годах.

В целом, отраслевые коэффициенты рентабельности продаж укладывались в параметры практического значения в 2008, 2010, 2014 и в 2015 годах (Рисунок 4), что свидетельствует об относительно высоком уровне эффективности деятельности предприятий отрасли.

Рисунок 4. Средние отраслевые значения коэффициента рентабельности продаж крупнейших российских предприятий розничной торговли бытовыми электротоварами в 2006 – 2015 годах Рисунок 4. Средние отраслевые значения коэффициента рентабельности продаж крупнейших российских предприятий розничной торговли бытовыми электротоварами в 2006 – 2015 годах

Показатели отрасли в денежном выражении в целом отражают макроэкономические тенденции, что подтверждается сведениями Федеральной службы государственной статистики (Рисунок 5 и Таблица 2).

Рисунок 5. Темпы роста (снижения) объемов розничной торговли бытовыми электротоварами в денежном выражении, год к году, % Рисунок 5. Темпы роста (снижения) объемов розничной торговли бытовыми электротоварами в денежном выражении, год к году, %

За последние 10 лет наибольший объем розничной торговли бытовыми электротоварами наблюдался в 2016 году. (Таблица 2).

Таблица 2. Объем розничной торговли бытовыми электротоварами в денежном выражении, млрд рублей
Розничная торговля: 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
бытовыми электротоварами, радио- и телеаппаратурой 134,8 163,7 132,0 225,8 295,5 379,9 467,9 393,3 411,6 548,6
компьютерами, программным обеспечением и периферийными устройствами ** 15,7 13,2 14,1 20,3 31,2 46,3 37,1 42,4 54,5 78,0
при помощи телевидения, радио, телефона и Интернет** 1,0 2,1 2,5 3,3 4,7 7,3 21,9 22,3 19,1 57,9

*) в Таблице 2 красной заливкой отмечен спад объемов торговли, зеленой заливкой – рост.
**) данные приведены справочно

Предприятия розничной торговли бытовыми электротоварами распределены по территории страны относительно равномерно. Их максимальная концентрация наблюдается в регионах с наибольшим и платежеспособным населением. Это подтверждается сведениями Информационно-аналитической системы Глобас®, согласно которым 100 крупнейших компаний по объему выручки за 2015 год зарегистрированы в 40 регионах России (Рисунок 6).

Рисунок 6. Распределение 100 крупнейших предприятий розничной торговли бытовыми электротоварами по регионам России Рисунок 6. Распределение 100 крупнейших предприятий розничной торговли бытовыми электротоварами по регионам России