Соотношение обязательств и активов компаний малого бизнеса, занятых оптовой торговлей

рэнкинг 27/02/2019

Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг российских компаний малого бизнеса, занятых оптовой торговлей. Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 - 2017 годы) компании, занимающиеся оптовой торговлей и находящиеся в реестре малого и среднего предпринимательства ФНС (ТОП-10). Далее они были ранжированы по соотношению обязательств и активов (Таблица 1). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.

Соотношение обязательств и активов показывает, какую долю активов предприятие финансирует за счёт займов. Нормативное значение для этого показателя находится в диапозоне от 0,2 до 0,5.

Выручка от продаж и чистая прибыль показывают масштаб компании и эффективность её хозяйственной деятельности, а соотношение обязательств и активов указывает на риск неплатёжеспособности компании. Особенно важно учитывать структуру обязательств: краткосрочные и долгосрочные. Не рекомендуется осуществлять финансирование долгосрочных проектов за счёт краткосрочных займов, кредитов, срок погашения которых до 12 месяцев. Непредвиденные обстоятельства могут существенно отразиться на платежеспособности компании.

В 2017 году практически 2/3 компаний имели соотношение обязательств и активов выше среднеотраслевого. Это подчёркивает специфику отрасли оптовой торговли, так как компании данного рынка в большей степени финансируют свою деятельность за счёт привлечённых извне денежных средств.

Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятий этого сектора необходимо обращать внимание на рассматриваемые показатели и учесть динамику их изменения. Ниже представлен рэнкинг ТОП-10 компаний (Таблица 1).

Таблица 1. Выручка, чистая прибыль, соотношение обязательств и активов, индекс платежеспособности Глобас крупнейших российских компаний малого бизнеса, занятых оптовой торговлей (ТОП-10)
Наименование, ИНН, регион Выручка от продаж, млрд руб. Чистая прибыль (убыток), млн руб. Соотношение обязательств и активов Индекс платёжеспособности Глобас
2016 2017 2016 2017 2016 2017
1 2 3 4 5 6 7 8
ООО СИБСУЛЬФУР
ИНН 2466127447
Красноярский край
up2,95 up2,97 down207,0 down173,6 down0,74 up0,52 236 Высокий
ООО ОРИМИ ТРЭЙД
ИНН 7804069580
Ленинградская область
up44,92 down38,86 down3604 up8242 up0,69 up0,65 196 Наивысший
ООО ИСТ ТРЕЙД
ИНН 3802011429
Иркутская область
down4,76 up5,19 up17,6 up30,0 down0,78 down0,80 252 Высокий
ООО ТОРГОВЫЙ ДОМ АГРО-ЛАЙН
ИНН 4706015503
г. Санкт-Петербург
down8,46 down6,40 up24,7 up86,3 up0,93 up0,89 201 Высокий
ООО ПРОДУКТОВАЯ МОЗАИКА
ИНН 6319152954
Самарская область
up2,13 up2,18 up13,4 down5,1 up0,88 down0,92 246 Высокий
ООО АГРОАЛЬЯНС
ИНН 6319712412
Самарская область
up2,16 up2,28 up19,0 down7,3 down0,88 down0,94 267 Высокий
ООО ТОРГОВЫЙ ДОМ ГЛОБАЛ МАРКЕТ
ИНН 9721073146
г. Москва
up4,73 up6,31 up31,3 up82,5 up0,97 up0,96 291 Высокий
ООО СЫРНЫЙ МАСТЕР
ИНН 6319179280
Самарская область
up1,40 up3,40 up6,3 up6,7 down0,94 down0,96 275 Высокий
ООО ВЕЛЕС ГРУПП
ИНН 7730550987
г. Москва
down4,78 down3,86 down5,9 up6,4 up0,95 down0,97 249 Высокий
ООО ФОРДА
ИНН 7814720226
г. Санкт-Петербург
down2,20 up2,33 down2,2 up4,7 down0,979 up0,976 257 Высокий
Итого по компаниям ТОП-10 up78,50 down73,80 up3931 up8645    
Среднее значение по компаниям ТОП-10 up7,85 down7,38 down393 up864 down0,87 up0,86
Среднее отраслевое значение up0,122 up0,125 up4 down2 up0,73 up0,73

Up — улучшение показателя к предыдущему периоду, Up — ухудшение показателя к предыдущему периоду.

В 2017 году семь компаний из ТОП-10 улучшили показатель выручки от продаж и также семь компаний повысили объёмы чистой прибыли. Причём среднее значение ТОП-10 компаний по выручке от продаж ухудшилось, а значение соотношение обязательств и активов осталось на том же уровне.

Рисунок 1. Соотношение обязательств и активов и выручка крупнейших российский компаний малого бизнеса, занятых оптовой торговлей (ТОП-10) Рисунок 1. Соотношение обязательств и активов и выручка крупнейших российский компаний малого бизнеса, занятых оптовой торговлей (ТОП-10)

43% совокупной выручки отрасли в 2017 году создано компаниями, расположенными в Центральном федеральном округе (Рисунок 2). При этом на г. Москву и г. Санкт-Петербург приходится 26,2 и 11,4% всей выручки соответственно. Кроме того, Москва также лидирует по объёму активов и обязательств, эти показатели составляют 29,6 и 28,9 % соответственно. В ТОП-5 регионов по объёму выручки компаний малого бизнеса, занимающихся оптовой торговлей, входят г. Москва, г. Санкт-Петербург, Московская область, Ленинградская область и Новосибирская область. Аналогичная ситуация наблюдается с распределением по активам и обязательствам. Это свидетельствует о том, что центральные регионы России являются привлекательными для представителей малого бизнеса.

Рисунок 2. Распределение регионов по доле в общей выручке в 2017 г. Рисунок 2. Распределение регионов по доле в общей выручке в 2017 г.

В течение 10 лет средние отраслевые значения соотношение обязательств и активов имеют явную тенденцию к возрастанию (Рисунок 3). Причём 2014 год стал пиковым по приросту на рассматриваемом временном отрезке. За последние три года также имеется плавное снижение объёма обязательств по отношению к активам. В целом видно, что отрасли необходимо ещё время для возврата позиций восьмилетней давности.

Рисунок 3. Изменение средних отраслевых значений коэффициента чистой прибыли отечественных производителей мебели в 2008 – 2017 годах Рисунок 3. Изменение средних отраслевых значений соотношения обязательств и активов в 2008 – 2017 годах