Крупнейшие российские производители автобусов и троллейбусов по коэффициенту платежеспособности

рэнкинг 28/02/2017

Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг крупнейших российских производителей автобусов и троллейбусов. Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 г. и 2014 г.) компании отрасли (ТОП-10). Далее они были ранжированы по коэффициенту платежеспособности (Таблица 1).

Коэффициент платежеспособности (х) рассчитывается как отношение собственного капитала к сумме баланса. Показывает зависимость фирмы от внешних займов. Рекомендуемое значение: >0,5.

Значение коэффициента ниже минимально допустимого предела означает сильную зависимость от внешних источников получения средств, что может привести к кризису ликвидности, неустойчивому финансовому положению компании в случае ухудшения конъюнктуры на рынке.

Экспертами Информационного агентства Credinform, с учетом фактического положения дел как экономики в целом, так и в отраслях, разработан и реализован в Информационно-аналитической системе Глобас-i® расчет практических значений финансовых коэффициентов, которые могут быть признаны нормальными для определенной отрасли. Для производителей автобусов и троллейбусов практическое значение коэффициента платежеспособности составляет от 0 до 0,58.

Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание не только на соответствие нормативным значениям, но и на всю совокупность финансовых показателей и коэффициентов компании.

Таблица 1. Чистая прибыль, выручка, коэффициент платежеспособности, индекс платежеспособности ГЛОБАС-i® крупнейших российских производителей автобусов и троллейбусов (ТОП-10)
Наименование, ИНН, регионЧистая прибыль 2015 г., млн руб.Выручка 2015 г., млн руб.Выручка 2015 г. к 2014 г., +/- %Коэффициент платежеспособности, (х)Индекс платёжеспособности ГЛОБАС-i®
ООО КАВЗ
ИНН 4501103580 Курганская область
-18,77 1 128,68 -2,63 0,56 299
Высокий
ООО ЛИКИНСКИЙ АВТОБУСНЫЙ ЗАВОД
ИНН 5034019312 Московская область
-184,92 6 137,70 -29,12 0,51 291
Высокий
ООО ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОММЕРЧЕСКАЯ ФИРМА ЛУИДОР
ИНН 5257065753 Нижегородская область
43,05 2 017,47 -10,92 0,32 259
Высокий
ООО ПАВЛОВСКИЙ АВТОБУСНЫЙ ЗАВОД
ИНН 5252015220 Нижегородская область
141,30 7 399,84 -10,48 0,31 237
Высокий
ООО СТ НИЖЕГОРОДЕЦ
ИНН 5259062324 Нижегородская область
38,17 3 204,39 -48,19 0,10 288
Высокий
ООО ВОЛГАБАС
ИНН 3435107555 Волгоградская область
24,23 3 240,18 -5,31 0,02 292
Высокий
ООО БАКУЛИН БАС ГРУПП РУСЬ
ИНН 3435308935 Волгоградская область
0,70 387,39 282,76 0,01 293
Высокий
ООО ТРАНС - ЭЛЕКТРИК
ИНН 3525297406 Вологодская область
0,01 113,91 36,19 0,00 309
Удовлетворительный
НАО ТРОЛЗА
ИНН 6449972323 Саратовская область
-349,46 1 530,41 33,92 -0,13 331
Удовлетворительный
ООО КАМАЗ-МАРКО
ИНН 1650238806 Республика Татарстан
-49,37 294,61 30,18 -0,46 344
Удовлетворительный
Итого по группе компаний ТОП-10 -355,05 25 454,58 -19,22* 0,12*  
Итого по группе компаний ТОП-24 ** -371,38 26 394,66 -16,81* 0,05*  

*) - среднее значение по группе компаний
**) Всего компаний, предоставивших отчетность за 2015 год в Росстат

Среднее значение коэффициента платежеспособности в группе компаний ТОП-10 в 2015 г. выше, чем в ТОП-24, при среднем значении по отрасли 0,15. При этом только две компании на верхних строчках рэнкинга имеют значения показателя, отвечающие нормативу и укладывающиеся в интервал практического значения.

Коэффициент платежеспособности и выручка крупнейших российских производителей автобусов и троллейбусов (ТОП-10)
Рисунок 1. Коэффициент платежеспособности и выручка крупнейших российских производителей автобусов и троллейбусов (ТОП-10)

Объем выручки 10 крупнейших компаний составляет 96% от суммарной выручки 24 крупнейших компаний. Это свидетельствует о высоком уровне монополизации в данной отрасли. Так, доля крупнейшей компании по объему выручки в 2015 г. - ООО ПАВЛОВСКИЙ АВТОБУСНЫЙ ЗАВОД в суммарной выручке группы компаний ТОП-24 составила 28% (Рисунок 2).

Доли компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2015 г. группы компаний ТОП-24, %
Рисунок 2. Доли компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2015 г. группы компаний ТОП-24, %

Семи компаниям из ТОП-10 присвоен высокий индекс платежеспособности ГЛОБАС-i®, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства.

Трем компаниям из ТОП-10 присвоен удовлетворительный индекс платежеспособности ГЛОБАС-i®. Так, в отношении ООО ТРАНС – ЭЛЕКТРИК, НАО ТРОЛЗА, ООО КАМАЗ-МАРКО имеется информация об участии в качестве ответчика в арбитражных судебных делах по взысканию задолженности. Кроме того, НАО ТРОЛЗА имеет незакрытые исполнительные листы и убыток в структуре балансовых показателей, как и ООО КАМАЗ-МАРКО. Прогноз развития индекса у всех трех компаний – стабильный.

Из числа компаний ТОП-10 только ООО БАКУЛИН БАС ГРУПП РУСЬ в 2015 г. удалось увеличить чистую прибыль и выручку по сравнению с предыдущим периодом. Остальные компании (помечены красной заливкой в Таблице 1) снизили объемы выручки или чистой прибыли, либо имеют убыток.

В целом показатели производства автобусов и троллейбусов в натуральном выражении в период с 2013 г. по 2015 г. характеризовались снижением объемов выпущенной продукции, что подтверждается сведениями Федеральной службы государственной статистики (Таблица 2).

Таблица 2. Производство автобусов и троллейбусов, штук
Виды продукции2010 г.2011 г.2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.2016 г.
Автобусы 40 784 43 051 57 077 52 926 43 208 36 655 43 241
Троллейбусы 397 236 389 517 155 64 210

*) В Таблице 2 красной заливкой отмечен спад производства, зеленой заливкой – рост.

В 2016 г. наблюдается рост производства и особенно – в производстве троллейбусов, что, в прочем, объяснимо с учетом объема выпущенной продукции (Рисунок 3).

Темпы роста / снижения производства автобусов и троллейбусов от года к году, +/-, %
Рисунок 3. Темпы роста / снижения производства автобусов и троллейбусов от года к году, +/-, %

Предприятия по производству автобусов и троллейбусов распределены по территории страны неравномерно и концентрируются в основном в промышленно развитых регионах с уже сложившейся инфраструктурой автомобильного производства. Это подтверждается сведениями Информационно-аналитической системы Глобас-i, согласно которым 24 крупнейших компании отрасли по объему выручки за 2015 год зарегистрированы в 12 регионах России (Рисунок 4).

Распределение 24 крупнейших российских производителей автобусов и троллейбусов по регионам России
Рисунок 4. Распределение 24 крупнейших российских производителей автобусов и троллейбусов по регионам России