Рентабельность продаж крупнейших российских предприятий торговли строительными материалами

рэнкинг 28/11/2016

Информационное агентство Credinform предлагает рэнкинг крупнейших российских предприятий торговли строительными материалами по коэффициенту рентабельности продаж.

Для рэнкинга были отобраны крупнейшие российские предприятия (ТОП-10) по объему выручки за последний имеющийся в органах государственной статистики отчетный период (2015 г.) и работающие на рынке торговли строительными материалами более трех лет. Далее они были ранжированы по убыванию коэффициента рентабельности продаж (Таблица 1).

Рентабельность продаж (%) рассчитывается как доля операционной прибыли в объеме продаж компании. Коэффициент рентабельности продаж отражает эффективность производственной и коммерческой деятельности предприятия и показывает, сколько средств остается у предприятия в результате реализации продукции после покрытия ее себестоимости, уплаты налогов и выплаты процентов по кредитам.

Рентабельность продаж отражает эффективность ценовой политики и способность компании контролировать издержки. Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в компаниях одной отрасли. Поэтому следует учитывать, что при равных значениях выручки, операционных затрат и прибыли до налогообложения у двух разных организаций рентабельность продаж может сильно различаться под влиянием объемов процентных выплат на величину чистой прибыли.

Для наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии организации необходимо обращать внимание на всю имеющуюся совокупность коэффициентов, финансовых и других показателей.

Таблица 1. Чистая прибыль, выручка, рентабельность продаж и индекс платежеспособности Глобас-i крупнейших предприятий торговли строительными материалами (ТОП-10)
Наименование, ИНН, регионЧистая прибыль 2015 г., млн руб.Выручка 2015 г., млн руб.Выручка 2015 г. к 2014 г., (рост / снижение), %Рентабельность продаж, %Индекс платёжеспособности Глобас-i
ООО КРАУТС
ИНН 7728865059 г. Москва
4 310,9 10 404,1 150,0 41,44 196
Наивысший
ООО ДЕНЕБ
ИНН 5047103554 Московская область
552,9 7 858,1 -7,7 21,15 229
Высокий
ООО ТОРГОВЫЙ ДОМ ПАЛИТРА
ИНН 5012022008 Московская область
271,0 6 785,3 28,4 6,30 180
Наивысший
ООО СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТОРГОВЫЙ ДОМ ПЕТРОВИЧ
ИНН 7802348846 Санкт-Петербург
1 093,5 23 394,3 17,2 4,70 190
Наивысший
ООО СТРОЙФОРМАТ
ИНН 7810024468 Ленинградская область
39,6 7 270,2 - * 4,62 550
Неудовлетворительный
ООО ДОМСТРОЙКОМПЛЕКТАЦИЯ
ИНН 7714916151 г. Москва
210,2 8 323,4 36,6 4,57 234
Высокий
ООО НВ-ТРЕЙД
ИНН 2315171300 г. Москва
21,8 9 240,1 13,8 2,40 264
Высокий
НАО ТОРГОВЫЙ ДОМ ПАРТНЕР
ИНН 7704602692 г. Москва
27,1 4 670,7 -11,2 2,34 246
Высокий
ООО ТЕХНОНИКОЛЬ
ИНН 3811066336 Иркутская область
47,1 4 323,2 -35,2 1,76 261
Высокий
ООО РДС СТРОЙ
ИНН 7710452533 г. Москва
13,9 6 157,8 3,0 0,37 252
Высокий

*) – расчет соотношения выручки за 2014 – 2015 г.г. ООО СТРОЙФОРМАТ не приводится в связи с отсутствием в органах государственной статистики баланса компании за 2014 год.

Среднее значение коэффициента рентабельности продаж в группе компаний ТОП-10 в 2015 году составило 8,97. Этот же показатель в группе компаний ТОП-100 составил 4,70 при среднем отраслевом значении 5,09.

Девяти компаниям из ТОП-10 присвоен наивысший и высокий индекс платежеспособности Глобас-i, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства.

ООО СТРОЙФОРМАТ присвоен неудовлетворительный индекс платежеспособности Глобас-i, в связи с поданным в июне 2016 г. исковым заявлением о признании компании банкротом и об участии в качестве ответчика в арбитражных судебных делах по взысканию задолженности.

Коэффициент рентабельности продаж и выручка крупнейших предприятий торговли строительными материалами (ТОП-10)
Рисунок 1. Коэффициент рентабельности продаж и выручка крупнейших предприятий торговли строительными материалами (ТОП-10)

Суммарная выручка предприятий ТОП-10 в 2015 году составила 88,4 млрд рублей, что на 16% больше, чем в 2014 году по сопоставимому кругу компаний. При этом суммарная чистая прибыль в этой же группе увеличилась более чем в 3 раза. По три компании из ТОП-10 (выделены красным цветом в Талице 1) допустили снижение величины чистой прибыли и (или) выручки в 2015 г. по сравнению с предыдущим периодом.

В группе компаний ТОП-100 увеличение суммарной выручки за этот же период составило 41% по сопоставимому кругу компаний, при росте суммарной чистой прибыли на 13%.

У всех компаний ТОП-10, как и в отрасли в целом, наблюдаются положительные значения коэффициента рентабельности продаж. Это говорит об относительно высокой эффективности работы отрасли. Впрочем, в последние годы наметилась тенденция к замедлению темпов роста в отрасли, что подтверждается расчетными показателями (Рисунок 2) на основании сведений Федеральной службы государственной статистики.

Рост / снижение от года к году выручки (нетто) от продаж (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей), %
Рисунок 2. Рост / снижение от года к году выручки (нетто) от продаж (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей), %

*) прогноз на 2016 г. рассчитан исходя из средних темпов роста (снижения) за 2014-2015 г.г. и за 6 мес. 2015-2016 г.г.

Как видно на графике, выручка от продаж в приведенных видах торговли в значительной степени зависит от макроэкономических условий. При этом, согласно тем же сведениям Росстата, за 10 лет, с 2006 года по 2015 год наблюдается значительный рост выручки от продаж. Так, в оптовой торговле лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием, лакокрасочными материалами, листовым стеклом, санитарно-техническим оборудованием и прочими строительными материалами - рост показателя в 3 раза. В оптовой торговле прочими строительными материалами - рост в 2,3 раза, а в розничной торговле строительными материалами - рост 1,5 раза.

Предприятия торговли строительными материалами в значительной степени тяготеют к крупнейшим агломерациям страны – г. Москве и Санкт-Петербургу. Это подтверждается сведениями Информационно-аналитической системы Глобас-i, согласно которым 100 крупнейших предприятий торговли строительными материалами по объему выручки за 2015 год сосредоточены в 23 регионах России.

Распределение крупнейших предприятий торговли строительными материалами по регионам
Рисунок 3. Распределение крупнейших предприятий торговли строительными материалами по регионам