Рентабельность продаж крупнейших российских сетевых компаний торговли продуктами питания

рэнкинг 10/06/2016

Информационное агентство Credinform предлагает рэнкинг крупнейших сетевых продуктовых ритейлеров России

Для рэнкинга были отобраны крупнейшие предприятия розничной торговли продуктами питания по объему годовой выручки за последний имеющийся в органах государственной статистики отчетный период (2014 год). ТОП-10 крупнейших компаний был ранжирован по убыванию коэффициента рентабельности продаж. (Таблица 1).   

Рентабельность продаж (%) - доля операционной прибыли в объеме продаж компании. Коэффициент рентабельности продаж отражает эффективность производственной и коммерческой деятельности предприятия и показывает, сколько средств остается у предприятия в результате реализации продукции после покрытия ее себестоимости, выплаты процентов по кредитам и уплаты налогов.

Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики и способности компании контролировать издержки. Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в компаниях. Поэтому следует учитывать, что при равных значениях выручки, операционных затрат и прибыли до налогообложения у двух разных организаций рентабельность продаж может сильно различаться под влиянием объемов процентных выплат на величину чистой прибыли.

Таблица 1. Чистая прибыль, выручка, рентабельность продаж и индекс платежеспособности Глобас-i крупнейших  предприятий розничной торговли продуктами питания (ТОП-10)
Наименование, Торговая марка, ИНН, РегионЧистая прибыль 2014 г., млн руб.Чистая прибыль 2014 г., к 2013 г., %Выручка, 2014 г., млн руб.Выручка 2014 г., к 2013 г., %Рентабельность продаж, %Индекс платежеспособности     Глобас-i
ООО АШАН (© АШАН)
ИНН 7703270067
Московская область
11 934 109 313 629 117 4,93 219 Высокий
ООО АГРОТОРГ (© Пятёрочка, Перекресток, Карусель)
ИНН 7825706086
Санкт-Петербург
1 089 64 116 042 122 3,80 250 Высокий
НАО ТАНДЕР (© Сеть "Магнит")
ИНН 2310031475
Краснодарский край
38 151 130 830 320 132 2,21 212 Высокий
НАО ТОРГОВЫЙ ДОМ ПЕРЕКРЕСТОК (© Перекресток)
ИНН 7728029110
г. Москва
8 760 115 583 105 124 1,29 222 Высокий
ООО ЭЛЕМЕНТ-ТРЕЙД (© ТС "Монетка")
ИНН 6674121179
Свердловская область
1 180 100 57 854 119 0,99 218 Высокий
НАО ДИКСИ ЮГ (© Дикси)
ИНН 5036045205
Московская область
1 675 649 198 420 163 0,92 225 Высокий
ООО ЛЕНТА  (© ЛЕНТА)
ИНН 7814148471
Санкт-Петербург
6 157 92 220 338 136 0,91 238 Высокий
ООО АТАК (© ATAK)
ИНН 7743543232
г. Москва
1 388 107 58 023 129 0,83 220 Высокий
ООО ТД ИНТЕРТОРГ (© "Народная 7Я семьЯ", "идеЯ", "SPAR")
ИНН 7842005813
Ленинградская область
101 61 55 897 133 0,09 216 Высокий
ООО О`КЕЙ (© О’КЕY Group)
ИНН 7826087713
Санкт-Петербург
5 993 172 158 905 109 -0,71 219 Высокий

Лидер отрасли по годовой выручке НАО ТАНДЕР показывает рентабельность продаж 2,21% и занимает третью строчку рэнкинга.  

Средняя рентабельность продаж крупнейших предприятий розничной торговли продуктами питания (ТОП-10) по итогам 2014 года составила 1,52% при среднем отраслевом значении 2,36%. У занимающих первые две строчки рэнкинга ООО АШАН и ООО АГРОТОРГ значение показателя составило 4,93% и 3,80% соответственно. 

ООО О`КЕЙ демонстрирует отрицательное значения рентабельности продаж. Это  свидетельствует о том, что себестоимость продукции выше, чем прибыль от ее реализации, цена недостаточно высока для покрытия всех издержек, а собственные активы компании используются не эффективно.

Все компании, попавшие в ТОП-10 закончили 2014 год с положительной динамикой выручки и с прибылью. Однако у трех компаний наблюдается снижение чистой прибыли относительно предыдущего периода.

Высокий Индекс платежеспособности Глобас-i присвоен всем компаниям ТОП-10, что указывает на их способность своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства, риск невыполнения которых минимален.

Рисунок 1. Выручка и рентабельность продаж крупнейших предприятий розничной торговли продуктами питания (ТОП-10)

Выручка и рентабельность продаж крупнейших предприятий розничной торговли продуктами питания

Годовая выручка компаний из списка ТОП-10 по итогам 2014 года составила 2,59 трлн руб., что выше суммарного показателя в 2013 году на 28%. Показатели чистой прибыли этих компаний также демонстрируют положительную динамику. Так, суммарная чистая прибыль компаний ТОП-10, составившая в 2014 году 76,4 млрд руб., выросла на 60% относительно предыдущего года. 

Розничная торговля длительное время являлась одним из драйверов роста экономики. В нынешних сложных экономических условиях, несмотря на возросшую инфляцию и снижение платежеспособного спроса, отрасль в целом продолжает демонстрировать положительную динамику с плавным снижением темпов прироста. Это подтверждается данными Росстата об обороте розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия в целом по Российской Федерации (Рисунок 2, 3).

Рисунок 2. Оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия    (за год, млрд руб.)

Оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия

На графике наблюдается стабильный рост оборота розничной торговли пищевыми продуктами, на который не оказали существенного влияния кризисные явления в экономике 2008 – 2009 г.г. и 2014 – 2015 г.г.

Рисунок 3. Темпы прироста оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия (от года к году с 2007 г., %%)

Темпы прироста оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия

Темпы прироста оборота розничной торговли пищевыми продуктами демонстрируют меняющиеся показатели от года к году, с плавным снижением начиная с 2013 года. Поквартальный анализ показывает аналогичную тенденцию. В 1-м квартале 2016 года темп прироста составил 4% относительно того же периода в 2015 году.

Для сетевой розничной торговли характерна высокая концентрация компаний в г. Москве и в крупных промышленных центрах страны с наиболее платежеспособным населением. Это подтверждается данными Информационно-аналитической системы Глобас-i  о распределении зарегистрированных по регионам 100 крупнейших по объему выручки за 2014 год компаний отрасли (ТОП-12 Регионов):

 РегионЧисло компаний
1. г. Москва 22
2. Санкт-Петербург 9
3. Московская область 8
4. Красноярский край 4
5. Нижегородская область 4
6. Республика Башкортостан 4
7. Алтайский край 3
8. Волгоградская область 3
9. Ленинградская область 3
10. Республика Татарстан 3
11. Свердловская область 3
12. Челябинская область 3