Крупнейшие российские грузовые автомобильные предприятия по коэффициенту оборачиваемости собственных средств

рэнкинг 24/06/2016

Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг крупнейших российских грузовых автомобильных предприятий по коэффициенту оборачиваемости собственных средств. Крупнейшие российские грузовые автомобильные предприятия (ТОП-10) по объему годовой выручки за последний имеющийся в органах государственной статистики отчетный период (2014 г.) были ранжированы по коэффициенту оборачиваемости собственных средств за год (Таблица 1).

Оборачиваемость собственных средств (раз) определяется как отношение выручки к среднегодовой сумме собственного капитала и показывает интенсивность использования организацией всей совокупности имеющихся активов.

Оборачиваемость собственных средств отражает скорость оборота собственного капитала. Высокое значение этого показателя свидетельствует об эффективности использования собственных средств. Соответственно, низкое значение - о бездействии части собственных средств.

Слишком высокий коэффициент оборачиваемости собственного капитала, т.е. значительное превышение уровня реализации над вложенным капиталом, влечет за собой увеличение кредитных ресурсов.  Увеличивается также и риск кредиторов, а предприятие может испытывать серьезные затруднения, обусловленные уменьшением доходов.

 Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание не только на соответствие нормативным значениям, но и на всю совокупность финансовых показателей и коэффициентов компании.

Таблица 1. Чистая прибыль, выручка, оборачиваемость собственных средств, индекс платежеспособности Глобас-i крупнейших российских грузовых автомобильных предприятий (ТОП-10)
Наименование, ИНН, РегионЧистая прибыль 2014 г., млн руб.Выручка 2014 г., млн руб.Выручка 2014 г. к 2013 г., %Оборачиваемость собственных средств, разИндекс платежеспособности Глобас-i
ООО МАЛИНОВ ЯР
ИНН 3123282167
Белгородская область
18,1 1 677,2 117 101,19 252 Высокий
ООО КАДРОВЫЙ ЦЕНТР ОЖД
ИНН 7838384830
г. Санкт-Петербург
14,0 1 269,4 82 11,07 220 Высокий
ООО АВТОТРАНСПОРТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ИНН 7414006930
Челябинская область
4,9 2 066,9 112 4,61 231 Высокий
ООО РЕГИОН 42
ИНН 4217104669
Кемеровская область
126,4 2 870,4 101 4,40 227 Высокий
НАО ЛОРРИ
ИНН 6663006255
Свердловская область
-124,3 3 084,4 85 2,64 288 Высокий
ООО БЕЛОЗЕРНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА
ИНН 8603104188
Ханты - Мансийский автономный округ - Югра
16,6 1 646,0 57 2,18 223 Высокий
ООО НОРИЛЬСКИЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТРАНСПОРТ
ИНН 2457063821
Красноярский край
59,3 4 147,5 100 2,05 223 Высокий
ПАО ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕРВЫЙ АВТОКОМБИНАТ ИМЕНИ Г.Л. КРАУЗЕ
ИНН 7734032873
г. Москва
382,1 1 917,8 84 1,15 164 Наивысший
ПАО УПРАВЛЕНИЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И РЕКУЛЬТИВАЦИИ
ИНН 4212005449
Кемеровская область
38,0 2 709,0 111 -44,78 303 Удовлетворительный
ООО УСИНСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА
ИНН 1106022790
Республика Коми
-71,7 2 147,7 105 -121,19 325 Удовлетворительный

Оборот собственных средств крупнейших грузовых автомобильных предприятий варьируется от 101,19 раза (ООО МАЛИНОВ ЯР), до отрицательного значения -121,19 раза (ООО УСИНСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА). Крупнейшая по годовой выручке компания ООО НОРИЛЬСКИЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТРАНСПОРТ совершает оборот собственных средств 2,05 раза за период.

Две компании в списке ТОП-10 - ПАО УПРАВЛЕНИЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И РЕКУЛЬТИВАЦИИ и ООО УСИНСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА имеют отрицательную оборачиваемость собственных средств, что свидетельствует о сложном финансовом состоянии, при котором степень их платежеспособности находится на низком уровне. Имеющиеся денежные средства, краткосрочные финансовые вложения и дебиторская задолженность не покрывают их кредиторскую задолженность. Удовлетворительный индекс платёжеспособности Глобас-i, присвоенный этим компаниям, в том числе, и по причине наличия убытка в структуре балансовых показателей, подтверждает риск невыполнения финансовых обязательств.

Остальным компаниям ТОП-10 присвоен наивысший и высокий индекс платёжеспособности Глобас-i, что характеризует их как финансово устойчивые.

Рисунок 1. Выручка и коэффициент оборачиваемости собственных средств за 2014 г. крупнейших российских грузовых автомобильных предприятий (ТОП-10)

Выручка и коэффициент общей ликвидности за 2014 г. крупнейших российских грузовых автомобильных предприятий

Годовая суммарная выручка компаний из списка ТОП-10 по итогам 2014 г. составила 23,5 млрд руб. и снизилась на 6% по отношению к 2013 г. Показатели выручки за 2014 г. снизились у четырех компаний из списка, а у семи компаний наблюдается и снижение показателей чистой прибыли.

В сложных экономических условиях снижения деловой активности, отрасль грузовых автомобильных перевозок испытывает определенные трудности. Об этом свидетельствуют  данные Росстата о грузообороте автотранспорта в России (Рисунок 2).

Рисунок 2. Грузооборот автотранспорта (миллиард тонно-километров, значение показателя за год)

Грузооборот автотранспорта

Эти данные свидетельствуют о том, что максимальный грузооборот был достигнут в 2013 г. с дальнейшим снижением в 2014 и 2015 гг. Снижение грузооборота в 2015 г. по сравнению с 2013 г. составило почти 7%. 

Для грузовых автоперевозок характерно относительно равномерное распределение бизнеса по территории страны с привязкой к крупным промышленным центрам и регионам с развитой добывающей промышленностью. Это подтверждается данными Информационно-аналитической системы Глобас-i о распределении зарегистрированных по регионам 100 крупнейших по объему выручки за 2014 г. компаний отрасли (ТОП-12 Регионов):

РегионКоличество зарегистрированных компаний
Санкт-Петербург 11
г. Москва 8
Кемеровская область 7
Свердловская область 6
Брянская область 3
Красноярский край 3
Ленинградская область 3
Московская область 3
Нижегородская область 3
Омская область 3
Смоленская область 3
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра 3