Региональное неравенство российских регионов сохраняется

newsletter 30/06/2015

Уважаемые дамы и господа,

Российские регионы весьма неоднородны по площади, численности населения, ресурсному, научно-промышленному, торговому потенциалу, уровню социально-экономического развития. Для их сопоставления было разработано множество различных методик и рейтингов, использующих набор оценок или определённый показатель, по которому происходит ранжирование. В связи с этим интересно рассмотреть субъекты России с точки зрения отношения расходной части регионального бюджета к численности населения.

Большая часть территорий РФ обладает дотационным статусом, их казна в той или иной мере зависит от межбюджетных трансфертов из федерального центра. Политика государства направлена на бюджетное выравнивание диспропорций регионального развития, которые продолжают оставаться очень высокими. Так, абсолютно ожидаемо, первые строчки рейтинга регионов по уровню бюджетной обеспеченности с существенным отрывом, заняли регионы Крайнего Севера, богатые природными ресурсами, составляющими основу нашего экспорта, а также экономические и политические центры – Москва и Санкт-Петербург.

Лидер рейтинга - Ненецкий автономный округ с населением чуть более 40 тыс. чел. имеет расходную часть бюджета, сопоставимую с бюджетом Республики Марий Эл, в которой проживает почти 700 тыс. чел. На одного жителя в этом северном регионе приходится больше всего средств на душу населения в стране – 425 тыс. руб. на чел. в год, тогда как в Республике Марий Эл в 13 раз меньше – 32 тыс. руб. на чел. в год.

Несмотря на столь высокий уровень расходной части бюджета в расчёте на человека, в районах Крайнего Севера жизнь сама по себе очень дорогая, а весьма суровые природно-климатические условия и недостаточно развитая инфраструктура приводят к высокому миграционному оттоку наиболее мобильных групп граждан и естественному сокращению населения (за исключением автономных округов Тюменской области). В одной только Магаданской области (5-е место рейтинга) население с 1989 г. по 2015 г. сократилось в 3,7 раза (с 542,9 тыс. чел., до 148,1 тыс. чел.). Таким образом, несмотря на достаточно высокий уровень жизни, привлекательность этих мест для жизни на сегодняшний день остается крайне низкой.

В настоящее время Москва объективно остается самым желаемым местом для жизни среди всех регионов России, как по природным условиям, так и социально-экономическому положению. Столица с показателем расходной части бюджета в 134 тыс. руб. на одного жителя, занимает восьмую позицию рейтинга, имея при этом самое большое население среди всех 85 субъектов (12,2 млн. чел.).

Миграционное давление в московском регионе будет сохраняться до тех пор, пока соседние территории не приблизят свое развитие до столичного уровня. Для сравнения, расходная часть бюджета на душу населения Калужской области меньше бюджета Москвы в 2,9 раза. Выравнивание диспропорций должно осуществляться не только за счет развития производства и сферы услуг, но и в изменении правил регистрации предприятий - по месту ведения основной деятельности. Примером может служить тот факт, что практически все крупнейшие топливно-энергетические компании России зарегистрированы в Москве и Санкт-Петербурге, а их производственная деятельность ведется далеко за пределами этих городов. Концентрация юридических лиц в столицах служит косвенным тому подтверждением: по данным Информационно-аналитической системы Глобас-i® Информационного агентства Credinform, в Москве сегодня работает 1 102,2 тыс., а в Петербурге – 357,6 тыс. юридических лиц, что составляет порядка 31% всех действующих организаций страны.

В свою очередь Санкт-Петербург замыкает первую десятку рейтинга – 91 тыс. руб. на чел., причем, несмотря на небольшой рост расходной части бюджета в 2015 году, положительная динамика численности населения привела к сокращению расходов на душу населения (-0,6%).

Самые низкие показатели были зафиксированы традиционно в регионах Северного Кавказа: Республиках Дагестан и Северная Осетия-Алания – по 28 тыс. руб. на чел.

Бюджеты Республики Крым и Севастополя за счет существенных федеральных дотаций, продемонстрировали самый впечатляющий рост расходной части: на 230% и 102% соответственно (эффект объясняется низкой базой прошлого периода, когда их казна формировалась еще в составе Украины). В общем рейтинге Севастополь занял 35 место, Республика Крым – 57 место, что выше соседнего Краснодарского края.

Таблица. Расходная часть бюджета и региональная бюджетная обеспеченность, 2015 г.
(полную версию таблицы Вы можете увидеть на нашем сайте)
Ранг Субъект РФ Расходная часть бюджета 2015 г. (на момент принятия), тыс. руб. Расходы бюджета на человека в год, тыс. руб. Прирост (снижение) показателя расходной части бюджета на душу населения к 2014, %
1 Ненецкий автономный округ 18 438 763 425 49,8
2 Чукотский автономный округ 21 031 142 416 15,8
3 Сахалинская область 129 900 383 266 13,5
4 Ямало-Ненецкий автономный округ 117 249 240 217 8,3
5 Магаданская область 27 736 321 187 -2,0
... ... ... ... ...
81 Карачаево-Черкесская Республика 13 731 547 29 -1,2
82 Республика Калмыкия 8 129 643 29 3,9
83 Саратовская область 72 063 925 29 1,2
84 Республика Северная Осетия - Алания 19 928 645 28 -2,5
85 Республика Дагестан 84 346 884 28 4,0

Таким образом, в России сохраняются существенные диспропорции в региональном развитии: разница расходной части бюджета на душу населения между территориями достигает 15 раз. Существующая система распределения налогов привела к тому, что есть несколько регионов-доноров, при том, что большая часть субъектов получает ежегодную дотацию из федерального бюджета на выравнивание расходов, что приводит к снижению инициативы экономического роста.

Всю возможную информацию о предприятиях различных регионов Российской Федерации Вы можете получить из ежедневно обновляемой Информационно-аналитической Системы Глобас-i®. Аналитические справки о состоянии экономики как России в целом, так и её субъектов Вы можете получить, обратившись к нашим специалистам Отдела по работе с клиентами:

+7 (812) 406 8414 (Санкт-Петербург), +7 (495) 640 4116 (Москва).