Региональное неравенство российских регионов сохраняется

newsletter 07/05/2015

Российские регионы весьма неоднородны по площади, численности населения, ресурсному, научно-промышленному, торговому потенциалу, уровню социально-экономического развития. Для их сопоставления было разработано множество различных методик и рейтингов, использующих набор оценок или определённый показатель, по которому происходит ранжирование. В связи с этим интересно рассмотреть субъекты России с точки зрения отношения расходной части регионального бюджета к численности населения.

Большая часть территорий РФ обладает дотационным статусом, их казна в той или иной мере зависит от межбюджетных трансфертов из федерального центра. Политика государства направлена на бюджетное выравнивание диспропорций регионального развития, которые продолжают оставаться очень высокими. Так, абсолютно ожидаемо, первые строчки рейтинга регионов по уровню бюджетной обеспеченности с существенным отрывом, заняли регионы Крайнего Севера, богатые природными ресурсами, составляющими основу нашего экспорта, а также экономические и политические центры – Москва и Санкт-Петербург. 

Лидер рейтинга - Ненецкий автономный округ с населением чуть более 40 тыс. чел. имеет расходную часть бюджета, сопоставимую с бюджетом Республики Марий Эл, в которой проживает почти 700 тыс. чел. На одного жителя в этом северном регионе приходится больше всего средств на душу населения в стране – 425 тыс. руб. на чел. в год, тогда как в Республике Марий Эл в 13 раз меньше – 32 тыс. руб. на чел. в год.

Несмотря на столь высокий уровень расходной части бюджета в расчёте на человека, в районах Крайнего Севера жизнь сама по себе очень дорогая, а весьма суровые природно-климатические условия и недостаточно развитая инфраструктура приводят к высокому миграционному оттоку наиболее мобильных групп граждан и естественному сокращению населения (за исключением автономных округов Тюменской области). В одной только Магаданской области (5-е место рейтинга) население с 1989 г. по 2015 г. сократилось в 3,7 раза (с 542,9 тыс. чел., до 148,1 тыс. чел.). Таким образом, несмотря на достаточно высокий уровень жизни, привлекательность этих мест для жизни на сегодняшний день остается крайне низкой.

В настоящее время Москва объективно остается самым желаемым местом для жизни среди всех регионов России, как по природным условиям, так и социально-экономическому положению. Столица с показателем расходной части бюджета в 134 тыс. руб. на одного жителя, занимает восьмую позицию рейтинга, имея при этом самое большое население среди всех 85 субъектов (12,2 млн. чел.).

Миграционное давление в московском регионе будет сохраняться до тех пор, пока соседние территории не приблизят свое развитие до столичного уровня. Для сравнения, расходная часть бюджета на душу населения Калужской области меньше бюджета Москвы в 2,9 раза. Выравнивание диспропорций должно осуществляться не только за счет развития производства и сферы услуг, но и в изменении правил регистрации предприятий - по месту ведения основной деятельности. Примером может служить тот факт, что практически все крупнейшие топливно-энергетические компании России зарегистрированы в Москве и Санкт-Петербурге, а их производственная деятельность ведется далеко за пределами этих городов. Концентрация юридических лиц в столицах служит косвенным тому подтверждением: по данным Информационно-аналитической системы Глобас-i® Информационного агентства Credinform, в Москве сегодня работает 1 102,2 тыс., а в Петербурге – 357,6 тыс. юридических лиц, что составляет порядка 31% всех действующих организаций страны.

В свою очередь Санкт-Петербург замыкает первую десятку рейтинга – 91 тыс. руб. на чел., причем, несмотря на небольшой рост расходной части бюджета в 2015 году, положительная динамика численности населения привела к сокращению расходов на душу населения (-0,6%).

Самые низкие показатели были зафиксированы традиционно в регионах Северного Кавказа: Республиках Дагестан и Северная Осетия-Алания – по 28 тыс. руб. на чел.

Бюджеты Республики Крым и Севастополя за счет существенных федеральных дотаций, продемонстрировали самый впечатляющий рост расходной части: на 230% и 102% соответственно (эффект объясняется низкой базой прошлого периода, когда их казна формировалась еще в составе Украины). В общем рейтинге Севастополь занял 35 место, Республика Крым – 57 место, что выше соседнего Краснодарского края.

Таблица. Расходная часть бюджета и региональная бюджетная обеспеченность, 2015 г.
РангСубъект РФРасходная часть бюджета 2015 г. (на момент принятия), тыс. руб.Расходы бюджета на человека в год, тыс. руб.Прирост (снижение) показателя расходной части бюджета на душу населения к 2014, %
1 Ненецкий автономный округ 18 438 763 425 49,8
2 Чукотский автономный округ 21 031 142 416 15,8
3 Сахалинская область 129 900 383 266 13,5
4 Ямало-Ненецкий автономный округ 117 249 240 217 8,3
5 Магаданская область 27 736 321 187 -2,0
6 Камчатский край 58 231 357 184 7,9
7 Республика Саха (Якутия) 151 011 095 158 4,7
8 Москва 1 632 990 305 134 -1,8
9 Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 195 136 808 121 3,1
10 Санкт-Петербург 474 419 941 91 -0,6
11 Тюменская область 118 207 252 83 -6,9
12 Республика Коми 70 815 726 82 6,1
13 Мурманская область 53 074 446 69 3,7
14 Красноярский край 184 933 505 65 7,9
15 Республика Тыва 19 254 054 61 3,2
16 Хабаровский край 81 683 693 61 4,8
17 Республика Алтай 12 162 211 57 2,8
18 Московская область 406 999 920 56 6,5
19 Архангельская область 63 058 651 55 0,7
20 Еврейская автономная область 9 285 026 55 6,0
21 Республика Ингушетия 24 261 319 52 20,1
22 Чеченская Республика 68 751 332 50 4,5
23 Томская область 53 464 354 50 4,7
24 Калининградская область 47 794 008 49 0,2
25 Амурская область 39 904 448 49 -1,5
26 Ленинградская область 83 051 065 47 7,7
27 Республика Карелия 29 349 555 46 2,9
28 Калужская область 46 853 156 46 -4,3
29 Свердловская область 200 266 585 46 5,0
30 Ярославская область 58 150 419 46 -0,7
31 Приморский край 88 052 356 46 10,7
32 Иркутская область 109 003 667 45 2,7
33 Республика Бурятия 43 474 979 44 -4,9
34 Самарская область 138 249 602 43 2,7
35 Севастополь (до принятия в состав РФ, в пересчете по официальному курсу ЦБ РФ на 01.01.14 г.) 16 795 315 42 102,8
36 Забайкальский край 45 683 616 42 3,9
37 Пермский край 109 657 203 42 -0,9
38 Курганская область 36 004 281 41 6,3
39 Республика Хакасия 22 005 329 41 7,8
40 Новгородская область 25 213 933 41 2,2
41 Республика Мордовия 32 871 605 41 13,9
42 Новосибирская область 111 328 940 41 5,4
43 Республика Татарстан 154 792 184 40 1,5
44 Нижегородская область 128 519 238 39 3,2
45 Оренбургская область 77 658 296 39 16,1
46 Тульская область 57 902 186 38 -5,9
47 Астраханская область 38 236 957 37 0,2
48 Удмуртская Республика 56 640 873 37 2,1
49 Омская область 73 602 205 37 9,9
50 Липецкая область 43 030 405 37 4,7
51 Тверская область 48 722 683 37 -0,7
52 Кемеровская область 99 339 599 36 0,0
53 Белгородская область 56 188 257 36 4,3
54 Псковская область 23 622 717 36 -11,2
55 Вологодская область 43 005 401 36 -2,3
56 Тамбовская область 37 979 960 36 18,0
57 Республика Крым (до принятия в состав РФ, в пересчете по официальному курсу ЦБ РФ на 1.01.14 г.) 66 526 574 35 230,1
58 Орловская область 26 826 101 35 -7,2
59 Смоленская область 33 661 011 35 3,9
60 Рязанская область 38 905 520 34 -1,5
61 Краснодарский край 186 377 279 34 -0,9
62 Брянская область 42 102 571 34 38,5
63 Воронежская область 77 398 732 33 -2,6
64 Республика Башкортостан 134 823 734 33 -3,0
65 Владимирская область 46 476 980 33 2,5
66 Ивановская область 34 190 083 33 3,7
67 Костромская область 21 427 713 33 -1,0
68 Челябинская область 113 386 802 32 1,7
69 Республика Марий Эл 22 205 981 32 0,2
70 Кировская область 41 454 831 32 -8,6
71 Ростовская область 132 050 266 31 2,9
72 Курская область 34 605 515 31 -0,7
73 Волгоградская область 79 182 089 31 -0,2
74 Кабардино-Балкарская Республика 26 378 515 31 9,0
75 Республика Адыгея 13 373 983 30 7,0
76 Чувашская Республика 36 795 035 30 3,6
77 Пензенская область 40 224 160 30 -1,9
78 Ставропольский край 82 371 957 29 10,9
79 Ульяновская область 37 104 794 29 14,7
80 Алтайский край 69 959 611 29 2,3
81 Карачаево-Черкесская Республика 13 731 547 29 -1,2
82 Республика Калмыкия 8 129 643 29 3,9
83 Саратовская область 72 063 925 29 1,2
84 Республика Северная Осетия - Алания 19 928 645 28 -2,5
85 Республика Дагестан 84 346 884 28 4,0

Таким образом, в России сохраняются существенные диспропорции в региональном развитии: разница расходной части бюджета на душу населения между территориями достигает 15 раз. Существующая система распределения налогов привела к тому, что есть несколько регионов-доноров, при том, что большая часть субъектов получает ежегодную дотацию из федерального бюджета на выравнивание расходов, что приводит к снижению инициативы экономического роста.