Российские авиаперевозки на взлёте
newsletter 01/03/2018
В 2017 году достигнут исторический максимум числа авиапассажиров – 105 млн человек.
Интенсивность перемещений граждан и объём пассажиропотока позволяют судить о состоянии экономики страны и благосостоянии населения. Как только ухудшается экономическая ситуация, падает и спрос на авиабилеты – в первую очередь на туристические поездки, так как это продукт отложенного спроса, а затем и на деловые перелёты.
В 2017 г. российские аэропорты отправили 105 млн путешественников – на 15,4% больше, чем в 2016 г. В советские времена пик пришелся на 1990 г., когда число авиапассажиров составило 91 млн человек, затем происходило падение до 1999 г., в этот год авиакомпании смогли обслужить лишь 22 млн человек. По мере роста ВВП восстановилась и положительная динамка авиаперевозок, прерываемая кризисами 2008 г. и 2015-2016 гг. (см. Рисунок 1).
По итогам января 2018 г. авиакомпании перевезли на 13,5% больше туристов, чем в январе 2017 г.: 7,5 млн человек и 6,6 млн человек соответственно. Если в текущем году тенденция роста сохранится, можно ожидать увеличение годового показателя до 119 млн человек.

Возросший пассажиропоток благотворно влияет на рейтинги ключевых аэропортов РФ. Топ-10 крупнейших воздушных гаваней фиксируют значительный рост числа обслуженных пассажиров (принятых и отправленных). Исключение составил Симферополь, где отмечен небольшой спад к значению 2016 г., что объясняется вновь открытым после годового запрета турецким направлением (см. Таблицу 1).
Аэропорт Внуково показал наибольший прирост количества туристов: 30,1%, число обслуженных пассажиров достигло 18,1 млн человек, что позволило ему занять 3-е место в России. Екатеринбургский Кольцово также продемонстрировал внушительную динамику – плюс 26% и 5,4 млн. Аэропорт северной столицы Пулково увеличил перевозки на 21,6% до 16,1 млн человек.
Ведущие воздушные ворота России – Шереметьево, первый среди всех отечественных аэропортов, преодолевший отметку в 40 млн принятых и отправленных пассажиров, что позволило ему занять 11-е место в Европе и войти в Топ-50 главных мировых узловых аэропортов. Для примера: самый крупный аэропорт старого света – лондонский Хитроу в 2017 г. обслужил 78 млн человек, а международный аэропорт Хартсфилд-Джексон Атланта (США), единственный в мире с показателем свыше 100 млн пассажиров в год – 104 млн человек.
Все участники, входящие в Топ-10, зафиксировали исторические рекорды по сумме обслуженных пассажиров, исключая Домодедово с рекордными 33 млн в 2014 г. и Симферополь, обслуживший 5,2 млн в 2016 г. и 1991 г.
Вслед за ростом спроса на путешествия, закономерно возрастает сеть авиалиний и направлений. В таблице 1 размещена информация об открытии рейсов весной этого года. Из Шереметьево с 1 марта 2018 г. авиакомпания Air Arabia начинает летать в Шарджу (ОАЭ). Из Домодедово с 26 марта с компанией Royal Air Maroc можно будет отправиться в Касабланку. Заметно расширяется карта полётов из Пулково: Лондон, Пиза, Пула, Тегеран, Аликанте, Измир, Чунцин – неполный перечень перелётов, стартующих весной. Региональные аэропорты также могут похвастаться новыми пунктами назначения, как и столичные авиаузлы.
Место в России (в Европе) | Аэропорт | Число обслуженных пассажиров в 2017 г., млн чел. | Темп прироста числа обслуженных пассажиров к 2016 г., % | Авиакомпании и новые направления полётов весны 2018 г. | ||
Авиакомпания | Направление | Дата начала перелётов | ||||
1 (11) | Шереметьево (Москва) | 40,1 | 17,8 | Аэрофлот | Саранск | 01.05 |
Air Arabia | Шарджа (ОАЭ) | 01.03 | ||||
Cobalt Air | Ларнака (Кипр) | 26.03 | ||||
Ellinair | Ханья (Греция) | 29.04 | ||||
Кавала (Греция) | 28.05 | |||||
Родос (Греция) | 30.05 | |||||
Уральские авиалинии | Симферополь | 25.03 | ||||
Сочи | ||||||
Екатеринбург | ||||||
2 (13) | Домодедово (Москва) | 30,7 | 7,6 | Aegean Airlines | Керкира (Греция) | 28.04 |
Royal Air Maroc | Касабланка (Марокко) | 26.03 | ||||
S7 Airlines | Тенерифе (Испания) | 26.04 | ||||
Саратовские авиалинии | Красноярск | 27.04 | ||||
3 (31) | Внуково (Москва) | 18,1 | 30,1 | Победа | Калининград | 26.03 |
Инсбрук (Австрия) | 02.03 | |||||
Ютэйр | Калуга | 07.03 | ||||
Азимут | Грозный | 01.05 | ||||
Краснодар | ||||||
4 (34) | Пулково (Санкт-Петербург) | 16,1 | 21,6 | Россия | Лондон (Великобритания) | 25.03 |
Air Malta | Мальта (Мальта) | 30.03 | ||||
Germania | Дрезден (Германия) | 26.04 | ||||
I-Fly | Анталья (Турция) | 27.05 | ||||
Iran Air | Тегеран (Иран) | 25.03 | ||||
Победа | Гюмри (Армения) | 18.04 | ||||
Калининград | ||||||
Набережные Челны | 27.03 | |||||
Тбилиси (Грузия) | 28.03 | |||||
S7 Airlines | Аликанте (Испания) | 28.04 | ||||
Барселона (Испания) | 27.04 | |||||
Пермь | 30.04 | |||||
Пиза (Италия) | 27.03 | |||||
Пула (Хорватия) | 27.05 | |||||
SunExpress | Измир (Турция) | 18.05 | ||||
Tianjin Airlines | Чунцин (Китай) | 01.04 | ||||
Уральские авиалинии | Франкфурт (Германия) | 26.03 | ||||
Ютэйр | Калуга | 02.04 | ||||
5 | Сочи | 5,7 | 8,0 | airBaltic | Рига (Латвия) | 14.05 |
Уральские авиалинии | Москва | 25.03 | ||||
Ютэйр | Калуга | 03.04 | ||||
6 | Кольцово (Екатеринбург) | 5,4 | 26,0 | Air Moldova | Кишинев (Молдова) | 28.04 |
Corendon Airlines | Анталья (Турция) | 01.05 | ||||
Победа | Краснодар | 25.03 | ||||
Уральские авиалинии | Москва | 25.03 | ||||
Болонья (Италия) | 21.04 | |||||
7 | Симферополь | 5,1 | -1,4 | Уральские авиалинии | Москва | 25.03 |
Ростов-на-Дону | 26.05 | |||||
8 | Толмачево (Новосибирск) | 5,0 | 22,2 | I-Fly | Анталья (Турция) | 28.05 |
S7 Airlines | Белоярский | 03.05 | ||||
Казань | 29.04 | |||||
Когалым | 02.05 | |||||
Минск (Беларусь) | ||||||
Надым | 01.05 | |||||
Павлодар (Казахстан) | 30.05 | |||||
Самара | 27.04 | |||||
Тбилиси (Грузия) | 28.04 | |||||
Уфа | ||||||
Globus Airlines | Ларнака (Кипр) | 01.05 | ||||
9 | Пашковский (Краснодар) | 3,5 | 17,0 | Ellinair | Керкира (Греция) | 28.05 |
Победа | Екатеринбург | 25.03 | ||||
Turkish Airlines | Стамбул (Турция) | 08.05 | ||||
Ютэйр | Калуга | 01.04 | ||||
10 | Уфа | 2,8 | 21,4 | S7 Airlines | Новосибирск | 26.04 |
Рынок авиационных услуг отражает положение дел в экономике. Погружение в рецессию сразу негативно сказывается и на авиаперевозках. В кризисных условиях при высокой себестоимости авиапредприятия сохраняются благодаря поддержке правительства или «богатых» акционеров. Частные авиакомпании показывают успехи только на волне растущего спроса, используя эффект масштаба и развивая международные маршруты, что подтверждается случаем компании Трансаэро, некогда вторым национальным перевозчиком, потерпевшем крах в момент девальвации рубля и резкого сокращения заграничных поездок.
При расширении географии полётов наши воздушные гавани смогут занять часть глобального рынка, став со временем транснациональными транзитными хабами, а не узлами, нацеленными преимущественно на локальный туризм. Развитие внутренних направлений, которые подчас убыточны, является обязательным условием роста экономики, так как без их развития невозможно связать воедино такое огромное государство, как Россия.