Российские авиаперевозки на взлёте

newsletter 01/03/2018

В 2017 году достигнут исторический максимум числа авиапассажиров – 105 млн человек.

Интенсивность перемещений граждан и объём пассажиропотока позволяют судить о состоянии экономики страны и благосостоянии населения. Как только ухудшается экономическая ситуация, падает и спрос на авиабилеты – в первую очередь на туристические поездки, так как это продукт отложенного спроса, а затем и на деловые перелёты.

В 2017 г. российские аэропорты отправили 105 млн путешественников – на 15,4% больше, чем в 2016 г. В советские времена пик пришелся на 1990 г., когда число авиапассажиров составило 91 млн человек, затем происходило падение до 1999 г., в этот год авиакомпании смогли обслужить лишь 22 млн человек. По мере роста ВВП восстановилась и положительная динамка авиаперевозок, прерываемая кризисами 2008 г. и 2015-2016 гг. (см. Рисунок 1).

По итогам января 2018 г. авиакомпании перевезли на 13,5% больше туристов, чем в январе 2017 г.: 7,5 млн человек и 6,6 млн человек соответственно. Если в текущем году тенденция роста сохранится, можно ожидать увеличение годового показателя до 119 млн человек.

Рисунок 1. Число перевезённых пассажиров воздушным транспортом в России, млн чел. Рисунок 1. Число перевезённых пассажиров воздушным транспортом в России, млн чел.

Возросший пассажиропоток благотворно влияет на рейтинги ключевых аэропортов РФ. Топ-10 крупнейших воздушных гаваней фиксируют значительный рост числа обслуженных пассажиров (принятых и отправленных). Исключение составил Симферополь, где отмечен небольшой спад к значению 2016 г., что объясняется вновь открытым после годового запрета турецким направлением (см. Таблицу 1).

Аэропорт Внуково показал наибольший прирост количества туристов: 30,1%, число обслуженных пассажиров достигло 18,1 млн человек, что позволило ему занять 3-е место в России. Екатеринбургский Кольцово также продемонстрировал внушительную динамику – плюс 26% и 5,4 млн. Аэропорт северной столицы Пулково увеличил перевозки на 21,6% до 16,1 млн человек.

Ведущие воздушные ворота России – Шереметьево, первый среди всех отечественных аэропортов, преодолевший отметку в 40 млн принятых и отправленных пассажиров, что позволило ему занять 11-е место в Европе и войти в Топ-50 главных мировых узловых аэропортов. Для примера: самый крупный аэропорт старого света – лондонский Хитроу в 2017 г. обслужил 78 млн человек, а международный аэропорт Хартсфилд-Джексон Атланта (США), единственный в мире с показателем свыше 100 млн пассажиров в год – 104 млн человек.

Все участники, входящие в Топ-10, зафиксировали исторические рекорды по сумме обслуженных пассажиров, исключая Домодедово с рекордными 33 млн в 2014 г. и Симферополь, обслуживший 5,2 млн в 2016 г. и 1991 г.

Вслед за ростом спроса на путешествия, закономерно возрастает сеть авиалиний и направлений. В таблице 1 размещена информация об открытии рейсов весной этого года. Из Шереметьево с 1 марта 2018 г. авиакомпания Air Arabia начинает летать в Шарджу (ОАЭ). Из Домодедово с 26 марта с компанией Royal Air Maroc можно будет отправиться в Касабланку. Заметно расширяется карта полётов из Пулково: Лондон, Пиза, Пула, Тегеран, Аликанте, Измир, Чунцин – неполный перечень перелётов, стартующих весной. Региональные аэропорты также могут похвастаться новыми пунктами назначения, как и столичные авиаузлы.

Таблица 1. Крупнейшие аэропорты России по числу обслуженных пассажиров (принятых и отправленных) и новые направления авиаперелётов весны 2018 г.
Место в России (в Европе) Аэропорт Число обслуженных пассажиров в 2017 г., млн чел. Темп прироста числа обслуженных пассажиров к 2016 г., % Авиакомпании и новые направления полётов весны 2018 г.
Авиакомпания Направление Дата начала перелётов
1 (11) Шереметьево (Москва) 40,1 17,8 Аэрофлот Саранск 01.05
Air Arabia Шарджа (ОАЭ) 01.03
Cobalt Air Ларнака (Кипр) 26.03
Ellinair Ханья (Греция) 29.04
Кавала (Греция) 28.05
Родос (Греция) 30.05
Уральские авиалинии Симферополь 25.03
Сочи
Екатеринбург
2 (13) Домодедово (Москва) 30,7 7,6 Aegean Airlines Керкира (Греция) 28.04
Royal Air Maroc Касабланка (Марокко) 26.03
S7 Airlines Тенерифе (Испания) 26.04
Саратовские авиалинии Красноярск 27.04
3 (31) Внуково (Москва) 18,1 30,1 Победа Калининград 26.03
Инсбрук (Австрия) 02.03
Ютэйр Калуга 07.03
Азимут Грозный 01.05
Краснодар
4 (34) Пулково (Санкт-Петербург) 16,1 21,6 Россия Лондон (Великобритания) 25.03
Air Malta Мальта (Мальта) 30.03
Germania Дрезден (Германия) 26.04
I-Fly Анталья (Турция) 27.05
Iran Air Тегеран (Иран) 25.03
Победа Гюмри (Армения) 18.04
Калининград
Набережные Челны 27.03
Тбилиси (Грузия) 28.03
S7 Airlines Аликанте (Испания) 28.04
Барселона (Испания) 27.04
Пермь 30.04
Пиза (Италия) 27.03
Пула (Хорватия) 27.05
SunExpress Измир (Турция) 18.05
Tianjin Airlines Чунцин (Китай) 01.04
Уральские авиалинии Франкфурт (Германия) 26.03
Ютэйр Калуга 02.04
5 Сочи 5,7 8,0 airBaltic Рига (Латвия) 14.05
Уральские авиалинии Москва 25.03
Ютэйр Калуга 03.04
6 Кольцово (Екатеринбург) 5,4 26,0 Air Moldova Кишинев (Молдова) 28.04
Corendon Airlines Анталья (Турция) 01.05
Победа Краснодар 25.03
Уральские авиалинии Москва 25.03
Болонья (Италия) 21.04
7 Симферополь 5,1 -1,4 Уральские авиалинии Москва 25.03
Ростов-на-Дону 26.05
8 Толмачево (Новосибирск) 5,0 22,2 I-Fly Анталья (Турция) 28.05
S7 Airlines Белоярский 03.05
Казань 29.04
Когалым 02.05
Минск (Беларусь)
Надым 01.05
Павлодар (Казахстан) 30.05
Самара 27.04
Тбилиси (Грузия) 28.04
Уфа
Globus Airlines Ларнака (Кипр) 01.05
9 Пашковский (Краснодар) 3,5 17,0 Ellinair Керкира (Греция) 28.05
Победа Екатеринбург 25.03
Turkish Airlines Стамбул (Турция) 08.05
Ютэйр Калуга 01.04
10 Уфа 2,8 21,4 S7 Airlines Новосибирск 26.04

Рынок авиационных услуг отражает положение дел в экономике. Погружение в рецессию сразу негативно сказывается и на авиаперевозках. В кризисных условиях при высокой себестоимости авиапредприятия сохраняются благодаря поддержке правительства или «богатых» акционеров. Частные авиакомпании показывают успехи только на волне растущего спроса, используя эффект масштаба и развивая международные маршруты, что подтверждается случаем компании Трансаэро, некогда вторым национальным перевозчиком, потерпевшем крах в момент девальвации рубля и резкого сокращения заграничных поездок.

При расширении географии полётов наши воздушные гавани смогут занять часть глобального рынка, став со временем транснациональными транзитными хабами, а не узлами, нацеленными преимущественно на локальный туризм. Развитие внутренних направлений, которые подчас убыточны, является обязательным условием роста экономики, так как без их развития невозможно связать воедино такое огромное государство, как Россия.