Россия восстанавливает позиции в международной торговле

newsletter 14/05/2018

В 2017 г. Россия экспортировала на мировой рынок товаров и услуг общей стоимостью 353 млрд долларов США, что на 25% больше, чем годом ранее. Несмотря на внушительный рост, доля страны в мировом экспорте пока не превышает 2%.

Стратегически экспорт является инструментом активизации имеющихся и потенциальных конкурентных преимуществ любой экономики в международном разделении труда.

Максимальный объём российского экспорта был отмечен в 2012 г. — 527 млрд долларов США (см. рисунок 1). Однако после начала санкционных войн и девальвации рубля экспорт по итогам 2016 г. упал почти в 2 раза — до 282 млрд долларов. При сохранении положительной тенденции января-февраля 2018 г., выражающейся в росте экспорта на 26% к аналогичному уровню 2017 г., по итогам текущего года можно ожидать увеличение показателя до 445 млрд долларов, что вернёт Россию в Топ-10 крупнейших стран-экспортёров.

Рисунок 1. Динамика российского экспорта по методологии платёжного баланса, млрд долларов США Рисунок 1. Динамика российского экспорта по методологии платёжного баланса, млрд долларов США

Анализируя российский экспорт, можно отметить ряд особенностей:

1. Небольшая доля в мировом разделении труда

Доля России в мировом разделении труда остаётся незначительной. При всём научно-технологическом и кадровом потенциале наша страна занимает лишь 13-ю строчку по объёму поставок товаров и услуг на мировой рынок, что в целом соответствует ее текущему экономическому развитию: отношение экспорта к ВВП близко к среднемировому значению — 22,4% (см. таблицу 1). По общему объёму экспорта РФ уступает таким странам как Сингапур, Мексика, Канада.

Китай не первый год удерживает лидирующую позицию рейтинга. Общий объем экспорта Поднебесной в 2017 г. достиг 2 698 млрд долларов, что составляет 15,6% общемирового показателя. США и Германия занимают 2-ю и 3-ю строки рейтинга. Характерной особенностью является тот факт, что при столь масштабном объёме экспорта из США, его денежное отношение к ВВП весьма скромно — лишь 8,1%, тогда как в Германии он достигает 38%. Таким образом, в относительном выражении экспортный потенциал Германии в 4,8 раза выше, чем США; экспортный потенциал России больше американского в 2,8 раза.

Таблица 1. Основные страны-экспортёры товаров и услуг (Топ-20), доля стран в мировом экспорте, доля экспорта по отношению к национальному ВВП.
Место Страна Объем экспорта товаров и услуг в 2017 г., млрд долл. США Доля в мировом экспорте, % Экспорт по отношению к номинальному ВВП, %
1 Китай
(вкл. Гонконг и Макао, искл. Тайвань)
2 698 15,6 21,7
2 США 1 576 9,1 8,1
3 Германия 1 401 8,1 38,0
4 Япония 683 3,9 14,0
5 Южная Корея 552 3,2 35,9
6 Франция 541 3,1 20,9
7 Нидерланды 526 3,0 63,7
8 Италия 499 2,9 25,7
9 Великобритания 437 2,5 16,6
10 Канада 433 2,5 26,2
11 Мексика 407 2,4 35,4
12 Сингапур 396 2,3 122,2
13 Россия 353 2,0 22,4
14 Тайвань 345 2,0 59,6
15 Швейцария 337 1,9 49,6
16 ОАЭ 315 1,8 83,6
17 Бельгия 309 1,8 62,4
18 Испания 302 1,7 23,0
19 Индия 299 1,7 11,5
20 Саудовская Аравия 231 1,3 33,8
Топ-20 12 640 73,0 20,6
Все страны 17 310 100 21,7

2. Несбалансированность структуры экспорта

В структуре российского экспорта по итогам 2013 г. большая часть приходилась на минеральное топливо, нефть и газ — 70%. В 2017 г. доля этой продукции снизилась до 59%, но всё ещё превосходит долю всех других товаров в общем объёме экспорта.

3. Зависимость экспорта от стран, проводящих политику санкционного давления и политической конфронтации

В Топ-10 стран-импортёров российских товаров и услуг входят в том числе страны, которые особенно активно проводят враждебную политику санкционного ограничения отечественных компаний и ведущих топ-менеджеров: США (6-е место), Япония (7-е место) и Украина (8-место).

Однако основное направление российского экспорта сосредоточено на странах ЕС — 44,6% от общего объема в денежном выражении (см. таблицу 2). Взаимная зависимость в торговле России и ЕС несколько снижает политические риски и вероятность более глубокой конфронтации, что мы наблюдаем сегодня.

Таблица 2. Основные направления российского экспорта по странам и экономическим объединениям, 2017 г.
Место Страна, экономическое объединение Объем экспорта РФ, млрд долл. США Доля в общем объеме экспорта, %
1 ЕС 159,7 44,6
2 Китай 38,9 10,9
3 ЕАЭС 33,7 9,4
4 Турция 18,7 5,2
5 Южная Корея 12,3 3,4
6 США 10,6 3,0
7 Япония 10,4 2,9
8 Украина 7,9 2,2
9 Индия 6,4 1,8
10 Египет 6,2 1,7
Топ-10 304,8 86,4

4. Преобладание доллара США в расчетах за поставки товаров и услуг

Доллар остается основной валютой в структуре расчётов отечественных контрагентов за поставки товаров и услуг по внешнеторговым договорам. В 2017 г. доллар занимал 69% расчётов, евро 15%, российский рубль 15%, иные валюты 2%. При этом, если сравнивать с 2013 г., доля доллара снизалась на 11%, а евро и рубля, напротив, увеличилась на 6% и 5% соответственно.

Рисунок 2. Валютная структура расчетов за поставки российских товаров и оказание услуг по внешнеторговым договорам, динамика Рисунок 2. Валютная структура расчетов за поставки российских товаров и оказание услуг по внешнеторговым договорам, динамика

Экспортируя свои товары и услуги, страна принимает непосредственное участие в международной торговле. Доходы от экспорта позволяют пополнять бюджет и распределять средства на развитие промышленных отраслей, поддержание экономики, социальные выплаты.

Компании, поставляющие свою продукцию на внешний рынок (не в ущерб внутреннему), всегда будут находиться в постоянном поиске новых технологий, способах повышения эффективности, совершенствования логистики и менеджмента. Выход на новые рынки позволяет увеличивать выручку, поднимать уровень оплаты труда, расширять персонал, и тем самым влиять на уровень благосостояния внутри страны.

Конкурентоспособность определяет успех как отдельно взятой компании, так и государства в целом. Увеличивая долю во внешней торговле, Россия могла бы избежать опасного противостояния со странами Запада.

По словам политика и писателя эпохи Французской революции Бенжамена Констана, «... Война — это порыв, торговля — расчет. Но именно поэтому должно наступить время, когда торговля заменит войну. Мы подошли к такому времени».