Россия продолжает диверсифицировать экономику

newsletter 05/04/2018

Вопреки распространенному мнению, российская экономика успешно идет по пути диверсификации хозяйственной деятельности и не формируется исключительно за счет нефти и газа.

Суммы налоговых поступлений в бюджетную систему РФ в отраслевом разрезе подтверждают факт изменений в структуре экономики: по итогам 2017 г. объем собранных налогов от секторов, не связанных с сырьевым, составил 70,8%, тогда как на добычу полезных ископаемых пришлось 29,2%. Всего в бюджеты всех уровней в минувшем году было перечислено 17 194 млрд руб., что на 19,5% больше, чем в 2016 г., когда сумма перечисленных налогов составила 14 388 млрд руб.

Поступление налогов и сборов в бюджеты всех уровней свидетельствует об общей структуре ВВП страны (см. рисунок 1). Справедливости ради отметим: пока лидирующее положение продолжает занимать деятельность, связанная с добычей невозобновляемых ресурсов. С другой стороны, и другие сектора увеличивают отчисления. Доля налогов в обрабатывающих производствах превысила 19%, на оптовую и розничную торговлю приходится 10,7% суммарных поступлений. Уверенно растет значимость финансово‑страховой и научно‑технической деятельности — это более 5% собираемых обязательных платежей, что является новым для нас явлением, тогда как в странах Запада аналогичные услуги формируют более 50% валового национального продукта.

Рисунок 1. Структура экономики России, исходя из поступлений налогов и сборов в бюджетную систему в 2017 г., % по основным видам экономической деятельности Рисунок 1. Структура экономики России, исходя из поступлений налогов и сборов в бюджетную систему в 2017 г., % по основным видам экономической деятельности

Вместе с тем сохраняются структурные проблемы в отечественной экономике, которые хорошо прослеживаются в региональном разрезе:

1. Чрезмерная концентрация

Основная деловая активность и финансовые потоки сконцентрированы в небольшом числе регионов: более 61% всех налогов собирается в 10 субъектах федерации (см. таблицу 1), что во многом объясняет устойчивое представление об успехе, миграционной привлекательности и стабильном уровне социально‑экономического развития этих территорий. На оставшиеся 75 субъектов приходится менее 39% обязательных сборов и платежей в бюджеты всех уровней.

Москва аккумулирует 18% всех налоговых сборов в бюджетную систему РФ, причем больше всего собирается в торговле — 20% от общих поступлений; финансовой и страховой деятельности — 19% и профессионально‑научной и технической деятельности — 13%.

Второе место занимает Ханты‑Мансийский АО — Югра, чья доля составляет 13% в налоговых поступлениях страны. Это регион с четко выраженной специализацией: добыча полезных ископаемых образует 86% экономики.

Замыкает тройку лидеров еще один сырьевой регион — Ямало‑Ненецкий АО, который дает 7% налогов.

2. Несбалансированность экономического развития

Недостатки несбалансированной экономики хорошо демонстрируют, например, моногорода, сосредоточенные вокруг одного большого предприятия. В случае успешного функционирования предприятия‑работодателя, отсутствие или недостаточное обеспечение региона продукцией и продовольствием собственного производства может быть малозаметно, а удорожание этой продукции в связи с дополнительными транспортными расходами на доставку в регион компенсируют высокие зарплаты. При возникновении финансовых проблем на предприятии высокие цены и отсутствие альтернативных рабочих мест становятся источником нестабильности и риска.

Регион со сбалансированной экономикой способен перераспределить рабочие места, предотвратить отток населения, обеспечить поступления в бюджет при неблагоприятных условиях в одной из отраслей, а затем восстановить баланс.

Текущая структура экономики отражается и в специализации регионов, которые можно условно разделить на 4 группы:

  • – Постиндустриальная Москва, с развитой сферой услуг, наукой и торговлей.
  • – Субъекты с преобладанием одной отрасли — добыча извлекаемых ресурсов. Сюда можно отнести Ханты-Мансийский АО — Югра, Ямало-Ненецкий АО, Ненецкий АО, в которых сырьевой сектор занимает свыше 85% экономики. Как раз в этом случае можно говорить об исключительно «сырьевой экономике», но данное утверждение неверно экстраполируется на Россию в целом.
  • – Традиционные промышленные центры: Санкт-Петербург, Нижегородская, Челябинская области, где лидирующее место занимает обрабатывающее производство.
  • – Регионы со смешанной экономикой: Московская, Самарская области, Краснодарский край, где наряду с развитой промышленностью представлены и другие сферы.
Таблица 1. Субъекты России (Топ-10) по поступлениям налогов и сборов в бюджетную систему РФ в 2017 г., отраслевая специализация регионов
Регион Налоги и сборы в бюджетную систему РФ, млрд руб. Доля региона в общих налогах и сборах РФ, % Специализация региона, основные отрасли поступления налогов и соборов в бюджетную систему РФ Доля отрасли в общих налогах и сборах субъекта, %
1 Москва 3 060 18 Торговля оптовая и розничная 20
Деятельность финансовая и страховая 19
Деятельность профессиональная, научная и техническая 13
2 Ханты-Мансийский АО — Югра 2 214 13 Добыча полезных ископаемых 86
Прочие отрасли 4
Транспорт 2
3 Ямало-Ненецкий АО 1 138 7 Добыча полезных ископаемых 86
Торговля оптовая и розничная 7
Обрабатывающие производства 2
4 Санкт-Петербург 1 074 6 Обрабатывающие производства 44
Торговля оптовая и розничная 8
Деятельность профессиональная, научная и техническая 7
5 Московская область 830 5 Обрабатывающие производства 27
Торговля оптовая и розничная 23
Операции с недвижимым имуществом 8
6 Республика Татарстан 557 3 Добыча полезных ископаемых 53
Обрабатывающие производства 17
Торговля оптовая и розничная 6
7 Красноярский край 472 3 Добыча полезных ископаемых 48
Обрабатывающие производства 15
Электроэнергетика 11
8 Самарская область 400 2 Добыча полезных ископаемых 37
Обрабатывающие производства 31
Торговля оптовая и розничная 6
9 Краснодарский край 338 2 Торговля оптовая и розничная 20
Обрабатывающие производства 19
Транспорт 12
10 Республика Башкортостан 336 2 Добыча полезных ископаемых 51
Обрабатывающие производства 12
Торговля оптовая и розничная 7
  Всего Топ-10 10 419 61  
  В целом по РФ 17 194 100

3. Диспропорция экономического развития

Объем налоговых поступлений на душу населения говорит о большой диспропорции экономического развития между регионами. В среднем по РФ сумма налогов и сборов за 2017 г. оценивается в 117 руб. на человека в год. Максимальный размер зафиксирован в Ямало-Ненецком АО — 2 112 руб./чел., минимальный в Республике Ингушетия — 8 руб./чел. Разница составляет 264 раза.

Таблица 2. Максимальный и минимальный объем налоговых поступлений, рассчитанный на душу населения в региональном разрезе, руб./чел. в 2017 г.
Регион Объем налоговых поступлений в бюджетную систему РФ на душу населения, руб/чел.
1 Ямало-Ненецкий АО 2 112
2 Ненецкий АО 1 657
3 Ханты-Мансийский АО — Югра 1 338
4 Сахалинская область 292
5 Москва 245
6 Чукотский АО 236
7 Республика Коми 212
8 город Санкт-Петербург 201
9 Ленинградская область 178
10 Республика Саха (Якутия) 176
11 Красноярский край 164
12 Томская область 159
12 Тюменская область 151
14 Республика Татарстан 143
15 Иркутская область 133
16 Оренбургская область 133
17 Самарская область 125
18 Пермский край 122
19 Астраханская область 113
20 Калининградская область 112
21 Удмуртская Республика 111
22 Ярославская область 111
23 Московская область 111
24 Мурманская область 104
25 Камчатский край 100
26 Рязанская область 99
27 Хабаровский край 93
28 Магаданская область 93
29 Омская область 91
30 Республика Башкортостан 83
31 Калужская область 82
32 Нижегородская область 79
33 Свердловская область 72
34 Саратовская область 68
35 Волгоградская область 63
36 Архангельская область 62
37 Новосибирская область 62
38 Краснодарский край 60
39 Челябинская область 60
40 Вологодская область 60
41 Белгородская область 59
42 Кемеровская область 57
43 Приморский край 53
44 Ульяновская область 52
45 Владимирская область 51
46 Курская область 51
47 Республика Мордовия 50
48 Тверская область 48
49 Смоленская область 48
50 Ростовская область 47
51 Новгородская область 43
52 Тульская область 42
53 Республика Карелия 42
54 Воронежская область 42
55 Республика Хакасия 42
56 Костромская область 39
57 Пензенская область 38
58 Липецкая область 38
59 Республика Марий-Эл 37
60 Республика Адыгея 37
61 Еврейская автономная область 37
62 Республика Крым 36
63 Чувашская Республика 35
64 Кировская область 35
65 Ставропольский край 35
66 Брянская область 34
67 Орловская область 34
68 Алтайский край 34
69 Курганская область 33
70 город Севастополь 33
71 Забайкальский край 32
72 Псковская область 30
73 Республика Алтай 30
74 Республика Калмыкия 29
75 Амурская область 29
76 Ивановская область 28
77 Тамбовская область 28
78 Республика Бурятия 28
79 Республика Северная Осетия — Алания 25
80 Карачаево-Черкесская Республика 20
81 Республика Тыва 19
82 Кабардино-Балкарская Республика 15
83 Республика Дагестан 11
84 Чеченская Республика 9
85 Республика Ингушетия 8
Российская Федерация 117

Фактором развития региональных экономик может служить переход от политики бюджетного выравнивания, поддержания дотационных территорий за счет федеральных трансфертов — к стимулирующей стратегии, основанной как на привлечении инвестиций, создании благоприятного предпринимательского климата, так и на передаче части налогов от федерального центра в бюджеты субъектов и муниципалитетов.

Исходя из сложившейся тенденции, следует ожидать дальнейшего увеличения доли секторов, не связанных с сырьевым, по ряду причин. Несмотря на стабилизацию мировой конъюнктуры на рынке черного золота, в отношении России в среднесрочной перспективе будет сохраняться санкционное давление с стороны Европы и США, в частности, запрет на покупку высокотехнологичного оборудования, в том числе для нефте- и газодобычи. Кроме того, девальвация рубля и реализуемые программы импортозамещения стимулируют появление компаний с высокой добавленной стоимостью.