Женщины в бизнесе: где женщинам руководить хорошо

newsletter 06/03/2015

По данным Информационного агентства Credinform в России зарегистрировано около 5 миллионов активных юридических лиц. При этом примерно в 27% компаний представительницы прекрасной половины занимают пост руководителя первого звена или владеют долей в уставном капитале.

В региональном разрезе больше всего женщин в бизнесе сосредоточенно в Москве и Московской области (27%), Санкт-Петербурге и Ленинградской области (9%), а также в Свердловской области (4%).

Рисунок 1. Распределение женщин-руководителей по областям РФ. 

В подавляющем большинстве случаев дамы являются руководителями предприятий с правовой формой Общество с ограниченной ответственностью (75,6%). Также довольно часто среди руководства встречаются женщины в различных бюджетных и внебюджетных учреждениях.

По сферам деятельности представительницы прекрасного пола руководят в большей степени в оптовой и розничной торговле (24% и 11% соответственно), в сфере операций с недвижимым имуществом (9,3%), а также в сфере образования (8%).

Рисунок 2. Распределение женщин-руководителей по сферам деятельности.

Вместе с тем ежегодно растет количество женщин, занятых в традиционно «мужских» отраслях экономики, таких как добыча полезных ископаемых, строительство и авиаперевозки. Прекрасными примерами могут служить такие компании как ОАО Роснефтегаз, ООО Иркутская нефтяная компания и ОАО АК Трансаэро.

Путь многих женщин в бизнесе может послужить отличным примером не только для других дам, но и для представителей сильного пола. Так, к примеру, Ольге Белявцевой удалось пройти путь от экономиста на заводе по производству напитков ОАО Лебедянский до члена совета директоров и совладельца ОАО Прогресс Капитал, занимающегося производством детского питания и минеральной воды (ТМ ФрутоНяня, ТМ Липецкий бювет). По оценкам экспертов компании Credinform доля продукции завода составляет 34,3% от общего объема российского рынка детского питания в натуральном выражении.

Интересен также пример Натальи Касперской, которая в 1997 году совместно с супругом основала крупнейшую российскую компанию, специализирующуюся на разработке систем защиты от компьютерных вирусов и спама - ЗАО Лаборатория Касперского. С 2003 года Наталья Касперская является генеральным директором группы компаний InfoWatch, занимающейся разработкой программного обеспечения для защиты от утечек информации.

Отличным примером успешного руководства традиционно «мужским» предприятием, является личность Гузелии Сафиной. Гузелия Мухарямовна является заместителем генерального директора ОАО Таиф, крупного отечественного холдинга, контролирующего около 96% химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей отраслей Татарстана.

Для открытия своего бизнеса женщинам требуется аналогичный пакет документов, что и мужчинам. Однако во всем мире дамы встречаются с различными преградами, как формальными, так и неформальными.

Согласно «Всемирному рейтингу гендерного предпринимательства и развития», подготовленного в 2014 году институтом GEDI (Global Entrepreneurship Development Institute, Всемирный институт предпринимательства и развития) совместно с компанией Dell, самыми комфортными странами для развития женского бизнеса являются США, Австралия и Швеция. В то же время 75% стран-участниц исследования не выполняют даже базовых требований для успешного развития. К сожалению, в их число входит Россия, которая делит 18 строчку рейтинга с Турцией. Ключевой проблемой, по мнению экспертов, является ограниченный доступ женщин к внешним займам. Во всем мире женщинам предпринимателям гораздо сложнее получить кредит, чем мужчинам. А в Турции проблема еще серьезнее: 50% женщин не имеют возможности завести счет в банке. Хуже дела обстоят в странах Африки и Азии, оказавшихся в самом низу рейтинга. Это Малайзия, Ямайка, Нигерия, Марокко, Гана, Индия, Уганда, Египет, Бангладеш и Пакистан.

Источник: Исследование GEDI Institute (2014 год совместно с компанией Dell).

Рисунок 3. Карта Всемирного рейтинга предпринимательства и развития.

Расшифровка к графику: страны на карте окрашены в различные цвета в соответствии с местом в рейтинге. Так, темно-зеленый цвет соответствует высокому уровню скоринговой оценки, т.е. бизнес-климат для женщин наиболее благоприятен. Желтый – среднему уровню, темно-оранжевый и красный – самому низкому.

Интересно, что при плохой инфраструктуре развивающиеся страны показывают удивительно высокие цифры по количеству компаний, руководителями которых являются женщины. Так в Гане на каждую сотню мужчин-предпринимателей приходится 121 женщина, а в африканских странах 69% стартаперов — представительницы прекрасной половины. Эксперты объясняют подобные явления тем, что развивающиеся страны гораздо активнее используют любые возможности для стимулирования экономического роста.

Завершая предпраздничный выпуск, в качестве отступления от традиционной аналитики, приведем любопытную статистику. В России наиболее часто встречаются имена руководителей-женщин Елена, Татьяна, Наталья, Ольга и Ирина, а мужчин – Александр, Сергей, Владимир, Андрей и Алексей. Интересно, что в Москве и Санкт-Петербурге больше всего женщин–руководителей с именем Елена, а мужчин - с именем Александр. Источник данных: Информационно-аналитическая система Глобас-i®.

Информационное агентство Credinform поздравляет прекрасных дам с Международным женским днем и желает всем процветания в бизнесе и карьере, семейного благополучия и успехов во всех начинаниях.