ТОП-10 пассажирских компаний наземного транспорта Санкт-Петербурга по оборачиваемости активов

рэнкинг 10.11.2021

В апреле 2022 г. намечается запуск новой модели транспортного обслуживания пассажиров в Санкт-Петербурге. Анализ показателя оборачиваемости активов позволяет наиболее точно оценить эффективность операционной деятельности предприятий и показывает ее относительно высокий, но снижающийся уровень у пассажирских компаний наземного транспорта Санкт-Петербурга в 2019 - 2020 гг., при падении выручки и росте убыточности.

Информационным агентством Credinform для данного рэнкинга в Системе Глобас были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики и Федеральной налоговой службы отчетные периоды (2018 - 2020 гг.) компании занятые перевозкой пассажиров автобусами, троллейбусами и трамваями в Санкт-Петербурге (ТОП-10). Далее они были ранжированы по коэффициенту оборачиваемости активов (Таблица 1).

Оборачиваемость активов (раз) рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов компании за период и характеризует эффективность использования компанией всех имеющихся в распоряжении ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий эффект в виде прибыли.

На длительность нахождения средств в обороте предприятия влияет ряд факторов внешнего и внутреннего характера.

К числу внешних факторов относятся: сфера деятельности компании, отраслевая принадлежность, размеры предприятия. Значительное влияние на оборачиваемость активов предприятия оказывает макроэкономическая ситуация. Разрыв существующих связей с другими организациями, инфляционные процессы ведут к накоплению запасов, значительно замедляющему процесс оборота средств.

Факторами внутреннего характера являются: ценовая политика предприятия, структура активов и методика оценки товарно-материальных ценностей.

Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание на всю совокупность показателей и финансовых коэффициентов.

Таблица 1. Чистая прибыль, выручка, коэффициент оборачиваемости активов, индекс платежеспособности Глобас пассажирских компаний наземного транспорта Санкт-Петербурга (ТОП-10)
Наименование, ИНН, вид деятельности Выручка, млн руб. Чистая прибыль (убыток), млн руб. Оборачиваемость активов, раз Индекс платёжеспособности Глобас
2019 2020 2019 2020 2019 2020
1 2 3 4 5 6 7 8
ООО КОМТРЕЙД
ИНН 7841399812
Регулярные перевозки пассажиров автобусами
up49,09 up184,49 up2,34 up4,76 up4,58 up9,34 219 Высокий
ООО ИБФ-СЕВЕР
ИНН 7804328651
Регулярные перевозки пассажиров автобусами
down72,16 down67,10 down0,02 down-0,05 up8,69 down7,27 284 Высокий
ООО БАС-ЭКСПРЕСС
ИНН 7816465733
Регулярные перевозки пассажиров автобусами
up37,70 down34,50 up15,95 up16,57 down6,23 down4,71 177 Наивысший
ООО АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ БАРС 2
ИНН 4703086802
Регулярные перевозки пассажиров автобусами
down795,87 down598,27 down12,89 down3,60 up3,19 down2,27 263 Высокий
НАО ТРЕТИЙ ПАРК
ИНН 7814010096
Регулярные перевозки пассажиров автобусами
down4 753,94 down3 641,02 up8,41 down0,26 down2,71 down1,74 229 Высокий
ООО ШПУНТ-СЕВЕРО-ЗАПАД
ИНН 7805472231
Регулярные перевозки пассажиров автобусами
up530,77 down371,90 up26,70 down-17,57 down1,91 down1,61 285 Высокий
ГУПСРФ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ПАССАЖИРСКОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
ИНН 7830001758
Регулярные перевозки пассажиров автобусами
up15 248,11 down14 600,10 down3,88 down-677,87 down0,93 down0,75 234 Высокий
ГУПСРФ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ГОРОДСКОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА
ИНН 7830001927
Регулярные перевозки пассажиров трамваями и троллейбусами
up15 360,70 down15 179,92 down-166,89 down-631,80 down0,81 down0,71 249 Высокий
ООО ПАЛЬМИРА
ИНН 7806345155
Регулярные перевозки пассажиров автобусами
up553,61 down542,11 down17,98 down-36,28 down0,85 down0,68 277 Высокий
ООО ТРАНСПОРТНАЯ КОНЦЕССИОННАЯ КОМПАНИЯ
ИНН 6952036026
Регулярные перевозки пассажиров трамваями
up1 312,76 up3 017,99 up-70,11 up679,99 up0,09 up0,19 256 Высокий
Среднее значение ТОП-10 up3 871,47 down3 823,74 down-14,88 down-65,84 up3,00 down2,93  
Среднее отраслевое значение (регулярные перевозки пассажиров городским наземным транспортом) up418,06 down347,72 down-12,92 down-39,67 down1,25 down0,96

вверх улучшение показателя к предыдущему периоду, вниз ухудшение показателя к предыдущему периоду

В 2020 г. средние показатели оборачиваемости активов ТОП-10 выше среднего по отрасли. Снижение показателей в 2020 г. наблюдалось у восьми компаний ТОП-10, в то время как в 2019 г. таких компаний было шесть.

Две компании из десяти в 2020 г. увеличили выручку и три компании - чистую прибыль. При этом, средняя выручка в ТОП-10 снизилась на 1%, средний отраслевой показатель упал на 17%. Средний убыток в ТОП-10 вырос более чем в 4 раза, в среднем по отрасли увеличение убытка составило почти в 3 раза.

В течение последних 5 лет средние отраслевые показатели коэффициента оборачиваемости активов росли в течение всего одного периода. Наилучший показатель был достигнут в 2017 г., а наихудший результат показан в 2020 г. (Рисунок 1).

Рисунок 1. Изменение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов пассажирских компаний наземного транспорта в 2016 – 2020 гг. Рисунок 1. Изменение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов пассажирских компаний наземного транспорта в 2016 – 2020 гг.