Топ-15 крупнейших авиакомпаний России

рэнкинг 03.07.2019

На рынке авиаперевозок России наблюдается настоящий бум. В 2018 г. отечественные авиакомпании перевезли рекордное число пассажиров за всю историю нашей авиации – 116,2 млн человек, что на 10,6% больше, чем в 2017 г. По итогам января-мая 2019 г. показатель увеличился еще на 12,3% к аналогичному периоду прошло года: в полет отправились 44,9 млн человек. При сохранении текущей тенденции, за весь 2019 г. можно ожидать около 130 млн перевезенных пассажиров. Введенный Президентом РФ заперт с 8 июля 2019 г. на авиасообщение с Грузией, может скорректировать итоговую цифру в меньшую сторону, но не более чем на 0,5-1 млн человек.

По информации Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в 2018 г. в мире регулярными рейсами воспользовались 4,7 млрд человек.

В последние годы существования СССР в России летало порядка 90 млн человек в год, затем произошел резкий обвал авиаперевозок - до 22 млн в 1999 г. Понадобилось почти четверть века для того, чтобы авиакомпании превзошли показатели советского периода. Это случилось лишь в 2014 г., когда на борт поднялись 93 млн человек. В целом динамика авиационных путешествий наглядно коррелирует с общим социально-экономическим положением в стране. В периоды кризиса гражданам не до путешествий. (см. рисунок 1).

Рисунок 1. Динамика числа перевезенных пассажиров российскими авиакомпаниями, млн человек Рисунок 1. Динамика числа перевезенных пассажиров российскими авиакомпаниями, млн человек

Аэрофлот – ведущая российская авиакомпания, которая в январе-мае 2019 г. перевезла 14,5 млн человек, что на 11,3% больше, чем за этот же период 2018 г. Предприятие занимает более трети отечественного рынка (см. таблицу 1).

Далее с большим отставанием следует авиакомпания Сибирь (летающая под брендом S7), принявшая 4,6 млн пассажиров, и авиакомпания Россия - 3,7 млн.

Лучшую динамику производственных показателей демонстрируют Ред Вингс и крупнейший отечественный лоукостер Победа – прирост числа пассажиров на 45,5% и 45,1% соответственно. Снижение показала только одна компания рэнкинга – услугами АК Ямал воспользовались 509 тыс. человек, на 17% меньше, чем в январе-мае 2018 г.

Всего на Топ-15 компаний приходится свыше 93% авиапутешественников.

Из всех участников рэнкинга Ютэйр – единственный авиаперевозчик, фиксирующий по данным последней финансовой отчетности чистый убыток в размере 4,3 млрд руб. Трудности преследуют организацию уже давно, помогают удержаться на плаву гарантии одного из ключевых акционеров – Правительства Ханты-Мансийского АО-Югры.

Таблица 1. Топ-15 авиакомпаний России по числу перевезенных пассажиров
Ранг Компания Перевезено пассажиров тыс. чел., январь-май 2019 г. Прирост (снижение)к январю-маю 2018 г., % Доля на рынке, % Выручка, млн руб. Чистая прибыль (убыток), млн руб.
1 ПАО АЭРОФЛОТ
Аэрофлот
14489 11,3 32,3 504697
(2018 г.)
27967
(2018 г.)
2 НАО АВИАКОМПАНИЯ СИБИРЬ (S7)
S7
4637 13,9 10,3 117722
(2017 г.)
4432
(2017 г.)
3 НАО АВИАКОМПАНИЯ РОССИЯ
Россия
3739 6,9 8,3 94812
(2017 г.)
4196
(2017 г.)
4 ООО АВИАКОМПАНИЯ ПОБЕДА
Победа
3661 45,1 8,2 20296
(2017 г.)
3499
(2017 г.)
5 ПАО АК УРАЛЬСКИЕ АВИАЛИНИИ
Уральсике авиалинии
3298 9,1 7,3 81295
(2018 г.)
386
(2018 г.)
6 ПАО АВИАКОМПАНИЯ ЮТЭЙР
Ютэйр
2956 2,9 6,6 58490
(2018 г.)
-4377
(2018 г.)
7 ООО ГЛОБУС (S7)
Глобус
1776 15,3 4,0 34963
(2017 г.)
3892
(2017 г.)
8 ООО СЕВЕРНЫЙ ВЕТЕР (Nordwind Airlines)
Северный ветер
1765 2,9 3,9 30309
(2017 г.)
256
(2017 г.)
9 ООО АЗУР ЭЙР (AZUR air)
Азур эйр
1660 21,1 3,7 32525
(2017 г.)
162
(2017 г.)
10 НАО РЕД ВИНГС (Red Wings)
Ред вингс
929 45,5 2,1 10028
(2017 г.)
164
(2017 г.)
11 ООО АВИАКОМПАНИЯ ИКАР (Pegas Fly)
Пегас
702 21,4 1,6 15777
(2017 г.)
59
(2017 г.)
12 НАО АВИАКОМПАНИЯ РОЯЛ ФЛАЙТ
Роял
603 10,5 1,3 15394
(2017 г.)
44
(2017 г.)
13 ПАО АВИАКОМПАНИЯ АВРОРА
Аврора
588 3,3 1,3 17491
(2017 г.)
211
(2017 г.)
14 ПАО АТК ЯМАЛ
Ямал
509 -17,0 1,1 19838
(2018 г.)
13
(2018 г.)
15 НАО НОРДАВИА
Нордавиа
461 36,2 1,0 6947
(2017 г.)
1
(2017 г.)
Топ-15 авиакомпаний 41773 13,1 93,1 - -
Всего 44887 12,3 100 - -

При столь впечатляющих показателях прироста числа пассажиров отрасль сталкивается с большими трудностями:

  • Высокая себестоимость перевозок. Рост цен на керосин и обслуживание в аэропортах, вынуждает компании увеличивать цены на билеты для снижения издержек. Однако резко поднять цены нет возможности из-за снижения платежеспособного спроса и высокой конкуренции на рынке.
  • Обновление авиапарка. Для большинства компаний существует проблема обновления авиапарка, который постепенно исчерпывает свой ресурс. Многие перевозчики берут суда в лизинг, а не приобретают в собственность. При колебании курса рубля увеличивается риск удорожания платежей, эмитированных в валюте.
  • Обучение летного персонала. В сохранившихся авиационных училищах недостаточный уровень подготовки, компании вынуждены за свой счет переподготавливать пилотов. Кроме того, профессионалы своего дела стремятся устроиться работать в ведущие зарубежные авиакомпании, где уровень оплаты труда на порядок выше.