ФНС РФ о получении необоснованной налоговой выгоды

статья 22.03.2021

В Письме Федеральной налоговой службы РФ от 10.03.2021 №БВ-4-7/3060@, изданном по итогам мониторинга правоприменительной практики и судебных споров даны новые разъяснения по применению статьи 54.1 НК РФ, которая оговаривает права налоговых органов менять юридическую квалификацию сделок налогоплательщиков, их статус и характер деятельности, устанавливает критерии оценки операций в целях налогообложения.

Целью данного документа ФНС является совершенствование борьбы со злоупотреблениями, использующими формальный документооборот, с участием компаний, не ведущими реальной экономической деятельности или «технических» компаний. Чаще всего это – фирмы-однодневки.

В частности, налоговым органам предлагается устанавливать, не только факты неисполнения обязательств надлежащими лицами, но и на обстоятельства, указывающие на умышленное снижение налогоплательщиками налоговых обязательств. К таким обстоятельствам может быть отнесена информация о том, что налогоплательщик заранее знал или мог знать, что его контрагентом является «техническая» компания.

Правовые позиции, относительно выбора контрагентов и их оценки в целях налогообложения изложены в п. 31 Обзора судебной практики Президиума Верховного Суда РФ от 16.02.2017 и в определениях Верховного Суда РФ от 25.01.2021 №309-ЭС20-17277, от 28.05.2020 №305-ЭС19-16064.

Механизм завышения понесенных расходов и, тем самым, снижения налогооблагаемой базы заключается во встраивании «технических» компаний между налогоплательщиками и лицами, фактически исполняющими сделки.

Налоговым органам рекомендуется при обнаружении таких способов оптимизации налогов рассчитывать реальный размер обязательств налогоплательщиков, т.е. подразумевается доначисление сумм налогов, которые должны были быть уплачены при отсутствии злоупотреблений.

Налоговым органам указано, что расходы и вычеты по НДС по таким спорным операциям должны учитывать факты, установленные с использованием:

  • сведений, документов, представленных самими налогоплательщиками;
  • данных, полученных при проведении налогового контроля;
  • истребованных документов или информации о конкретных сделках от поставщиков, подрядчиков, исполнителей, осуществивших фактическое исполнение сделок.

В случаях отсутствия соответствующих сведений и подтверждающих документов, налогоплательщики не имеют прав на применение налоговых вычетов и внесение в учет понесенных расходов по спорным операциям.

Таким образом, если при отсутствии указанных выше доказательств, в результате анализа характеристик контрагентов и условий сделок налоговыми органами будет установлено, что сделки не соответствуют условиям делового оборота, может быть сделан вывод, о том, что налогоплательщики должны были заранее знать о совершении сделок с «техническими» компаниями.