Крупнейшие производители общественного городского транспорта в России

рэнкинг 26.06.2020

Общественный транспорт является стратегически важным элементом городской инфраструктуры и имеет большое значение в жизни людей. Вот уже на протяжении 10 лет общий пассажиропоток в автобусах и троллейбусах достигает отметки в 11 и более млрд человек в год. Это не удивительно, ведь на начало 2019 года протяженность автомобильных дорог общего пользования в России более 1,5 млн километров, а эксплуатационная длина троллейбусных линий составляет 5 тыс. километров.

По данным Федеральной службы Государственной статистики на начало 2019 года в Российской Федерации насчитывается порядка 168 тыс. автобусов и 9 тыс. троллейбусов общего пользования. Однако многих интересует вопрос, какова доля иностранных автобусов и троллейбусов среди приведенной статистики и способна ли страна производить собственный пассажирский транспорт. В связи с этим, Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг крупнейших производителей общественного транспорта России. Эксперты Агентства, используя Информационно-аналитическую Систему Глобас, отобрали предприятия занимающийся производством автобусов и троллейбусов (исключая маршрутные такси) по максимальному показателю выручки за 2019 год, проанализировали полученные данные и ответили на интригующий вопрос.

Таблица 1. Крупнейшие производители общественного транспорта в России по выручке за 2019 год и их основная специализация
Наименование Выручка 2019 г., млрд руб. Специализация
1 Павловский автобусный завод (ПАЗ)
Нижегородская область
19,2 Автобусы
2 Ликинский автобусный завод (ЛИАЗ)
Московская область
17,4 Автобусы
3 Волгабас Волжский
Волгоградская область
8,0 Автобусы
Волгабас
Волгоградская область
Бакулин Моторс Групп
Владимирская область
4 Курганский автобусный завод
Курганская область
2,6 Автобусы
5 Транс-Альфа
Вологодская область
1,6 Троллейбусы, электробусы
6 Тролза
Саратовская область
Данные за 2019 г. отсутствуют Троллейбусы, электробусы

На первом и втором месте рэнкинга расположились лидеры Топа – Павловский (19,2 млрд руб.) и Ликинский (17,4 млрд руб.) автобусные заводы. Совокупный объем выручки превышает 36 млрд руб. и формирует 75% рынка. В 2019 году с их конвейерных линий было выпущено 9457 новых автобусов.

По данным Информационно аналитической Системы Глобас Павловский, Ликинский и Курганский автобусные заводы связаны между собой через управляющую компанию Группа ГАЗ, собственником которой является Горьковский автомобильный завод (ГАЗ).

На четвертом и шестом месте рэнкинга расположились производители троллейбусов и электробусов. Компания Транс-Альфа (1,6 млрд руб) продемонстрировала наибольший прирост выручки в 2019 года (+228,9% к предыдущему периоду). Введенные в эксплуатацию электробусы поспособствовали успешному росту оборотов организации.

Предприятие Тролза так и не смогло оправится после сложнейших испытаний. Межрайонная инспекция ФНС по Саратовской области обратилась в Арбитражный суд с исковым заявлением о признании компании несостоятельной (банкротом). Дело рассматривается в первой инстанции.

Таблица 2. Экспорт-импорт автобусов и троллейбусов в 2019 году
Место Страна Объем, шт. Доля, % Стоимость, млн $
Экспорт, 2019 г.
1 Казахстан 634 18,1 19,9
2 Республика Беларусь 555 15,8 10,8
3 Узбекистан 419 11,9 7,2
4 Монголия 360 10,3 3,4
5 Вьетнам 357 10,2 7,3
Всего по Топ-5 2325 66,3 48,6
Всего экспорт 3506 100,0 82,1
Импорт, 2019 г.
1 Китай 1434 50,9 108,0
2 Республика Беларусь 867 30,8 63,1
3 Турция 123 4,4 21,0
4 Япония 97 3,4 2,4
5 Германия 81 2,9 6,6
Всего по Топ-5 2602 92,4 201,1
Всего импорт 2817 100,0 222,7

Источник: ФТС, расчеты Credinform.

В российском парке наземного общественного транспорта (исключая маршрутные такси) только около 10% машин иностранного производства. За 2019 год экспорт отечественных автобусов превышает импорт. Основными стратегическими партнерами России остается Казахстан (доля экспорта – 18,1%), Республика Беларусь (доля экспорта – 15,8%; доля импорта – 30,8%). Доля импорта от количества произведенных автобусов в 2019 г. составила всего 20%.

Результаты рэнкинга показали, что в парке общественного транспорта РФ преобладает отечественные машины и передвижение пассажиров обеспечивается в основном собственными мощностями.

Однако не все так хорошо, как может показаться. Российский парк общественного наземного транспорта имеет серьезную проблему – возраст. По данным Министерства транспорта РФ средний возраст автобусов и троллейбусов составляет более 15 лет. В отдельных регионах страны перевозку пассажиров осуществляют автобусы советского образца, находящийся в эксплуатации более 30 лет.