Топ судостроительных предприятий Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Итоги

рэнкинг 06.02.2020

Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг судостроительных предприятий Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Эксперты Агентства, используя Информационно-аналитическую Систему Глобас, отобрали судостроительные предприятия Санкт-Петербурга и Ленинградской области по максимальному показателю выручки за 2018 год, проанализировали конечный финансовый результат, совокупный долг и кредитную нагрузку организаций кораблестроительной отрасли.

Совокупный долг складывается из суммы долгосрочных и краткосрочных обязательств организации.

Кредитная нагрузка активов показывает отношение совокупного долга ко всем активам организации.

Судостроение – важнейшая отрасль петербургской промышленности, ведь изначально именно Санкт-Петербург создавался как судостроительный центр страны и главный оплот России с моря. В 1700 годы наступила Великая история судостроения в Северной столице. Кораблестроение появилось благодаря Петру I и взяло свое начало с «Северной войны» со шведами. Благодаря победе в войне Россия стала Империей, Петр I – императором, а весь российский флот стал именоваться «Российский Императорский флот» и известен во всем мире. Многие успехи страны напрямую связаны с петербургским судостроением, а крылатая фраза императора Александра III: «У России есть только два союзника – армия и флот», актуальна и сегодня.

Судостроительной отрасли Петербурга отведена особая роль в оборонно-промышленном комплексе страны. Российская Федерация занимает второе место после США в области военного кораблестроения, на ее долю приходится около 12% мирового рынка военного судостроения.

Основными локомотивами Петербургского судостроения являются предприятия, входящие в структуру Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Под управлением холдинга находится 14 предприятий: 8 судостроительных и судоремонтных предприятий и 6 проектно-конструкторских бюро.

Совокупная выручка организаций – более 176 млрд руб., формирующая примерно 4,3% от всего валового регионального продукта (ВРП) Санкт-Петербурга. Общий непокрытый убыток предприятий Санкт-Петербурга и Ленинградской области составил 24,3 млрд руб., а средняя оценка закредитованности активов отрасли равна 81%. Для предприятий данной отрасли непокрытый убыток характеризуется безнадежным долгом.

Таблица 1. Выручка, чистая прибыль, совокупный долг (безнадежный долг) и кредитная нагрузка предприятий судостроительной отрасли Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Наименование Выручка 2018 г., млн руб. Чистая прибыль/убыток 2018 г., млн руб. Совокупный долг, млн руб. Непокрытый убыток, млн руб. Кредитная нагрузка
1 АО ЦКБ Рубин 57244,6 +50,3% 1906,3 +8,7% 171668,4 - 91%
2 АО Адмиралтейские верфи 41022,9 +51,5% 2951,6 +8,8% 79119,6 - 69%
3 АО Балтийский завод 25584,3 +164,7% -1032,4 Стал убыточным 126072,0 (1181,8) 99%
4 ПАО СЗ Северная верфь 17699,7 -7,7% -3200,5 +93,9% 122508,6 (13430,4) 99%
5 АО Средне-Невский СЗ 10625,4 +55,3% 263,4 Стал прибыльным 26793,9 (753,2) 88%
6 ПАО Выборгский СЗ 7947,1 -32,5% -545,6 Стал убыточным 23999,3 (4586,1) 102%
7 СПМБМ Малахит 3760,1 -53,5% 341,8 -33,5% 22240,0   87%
8 ЦМКБ Алмаз 3442,3 +4,8% 219,9 -8,7% 8230,4   82%
9 Пролетарский завод 3160,9 -0,6% 4,3 Стал прибыльным 10045,5 (1952,3) 91%
10 Северное ПКБ 2408,6 +17,9% 129,5 +66,6% 4569,1   75%
11 Кронштадтский МЗ 2124,2 +9,0% 165,8 +24,8% 1442,0   45%
12 Невское ПКБ 1105,3 +4,0% 74,8 -69,3% 1067,1   54%
13 ЦКБ ОСК-Айсберг 334,8 +13,8% 21,0 +59,1% 298,2   86%
14 Невский ССЗ Финансовые результаты не разглашаются (2400,0) -

На первом месте рэнкинга расположилось центральное конструкторское бюро Рубин (ЦКБ Рубин) с самым высоким показателем выручки за 2018 год (57,2 млрд руб.). Предприятие занимается разработкой боевых подводных лодок для Министерства обороны Российской Федерации. По техническому оснащению и боевым характеристикам ЦКБ Рубин в мире нет равных. По их разработкам формируется основа российского экспорта вооружения. Конструкторское бюро играет важнейшую роль в проектировке технических средств освоения нефтегазовых месторождений на континентальном шельфе. Совокупный долг на конец 2018 года составил 171,6 млрд руб., закредитованность активов организации – порядка 91%, но высокий уровень обязательств никак не отражается на экономической эффективности деятельности бюро. Чистая прибыль среди всех предприятий северной столицы и Ленинградской области одна из самых высоких (1,9 млрд руб.). Последняя реализованная разработка Рубина – боевая подводная лодка проекта 636. К ее основным преимуществам относится малошумность и возможность наносить залповые ракетные удары по морским и наземным целям.

Второе место принадлежит самому старому кораблестроительному заводу не только Санкт-Петербурга, но и всей России – Адмиралтейским верфям. Они были заложены еще при Петре I, а 5 ноября 2019 года отпраздновали 315 лет со дня основания. Удивительно, что Петербург старше верфей всего на один год. За 2018 год выручка компании выросла на 51,5% и достигла отметки в 41 млрд руб. Адмиралтейские верфи являются базовым предприятием судостроительной отрасли и центром неатомного подводного кораблестроения России. За всю историю своей деятельности было выпущено более 2600 кораблей и судов гражданского и военного назначения и более 300 различных боевых подводных лодок, а также первый в мире атомный ледокол, получивший название «Ленин». Конечный финансовый результат завода самый высокий среди всех компаний судостроения (2,9 млрд руб.). В середине 2018 года Адмиралтейский завод получил крупный госзаказ на проектировку и строительство шести ледостойких самодвижущийся платформ «Северный полюс». К концу 2019 года, уже 4 из 6 платформ переданы заказчику. По данным Информационно-аналитической системы Глобас, стоимость государственного контракта достигает 7 млрд руб.

По уровню доходов АО Балтийский завод занимает третью строчку рэнкинга (25,5 млрд руб.). По данным бухгалтерской отчетности за 2018 год организация получила чистый убыток в более чем 1 млрд руб. В пресс-службе завода убытки объяснили тем, что верфь сильно затягивает сроки строительства плавучих объектов. Кроме того, Балтийский завод имеет один из самых высоких уровней кредитной нагрузки, а уровень безнадежного долга достигает 1,2 млрд руб. Из-за переноса сроков по изготовлению ранее принятых заказов, предприятие не может получить новые проекты, а вместе с ними и авансы. Отсутствие средств на расчетных счетах вынуждает компанию брать кредиты в банке, а проценты за его использование полностью «съедают» закладываемую прибыль.

Аналогичная ситуация произошла на судостроительном заводе Северная верфь. Выручка за 2018 год 17,7 млрд руб., а чистый убыток увеличился на 93,9% и составил 3,2 млрд руб. Уровень безнадежного долга самый высокий среди предприятий северной столицы и Ленинградской области, и он продолжает расти (13,4 млрд руб.). На сегодняшний день ведутся дискуссии о дальнейшей судьбе таких долгов: либо организация самостоятельно «закрывает» их, путем получения новых заказов, либо Государство списывает обязательства с заводов. Наиболее успешные проекты – военно-разведывательные корабли «Иван Хурс» и «Юрий Иванов», предназначенные для радиотехнической разведки, радиоперехватов эфирных сообщений и контроля морских границ Российской Федерации. Сегодня технологические возможности верфи позволяют строить коммерческие суда различного назначения.

По размеру выручки АО Средне-Невский СЗ (СНСЗ) занимает пятое место в рэнкинге (10,6 млрд руб.). Предприятие в отчете о финансовых результатах за 2018 год показало чистую прибыль (263,4 млн руб.). Предыдущий год для него был менее удачным. Завод не смог передать для российского флота ни одного корабля, у предприятия образовался чистый убыток. Ситуацию удалось исправить, и АО СНСЗ год спустя предоставили военно-морскому флоту РФ корабли противоминной обороны и тральщики, предназначенные для поиска и уничтожения морских мин в акваториях военно-морских баз. Закредитованность активов Средне-Невского СЗ снизилась до 88%, однако имеетcя безнадежный долг (753,2 млн руб.), но организация пытается самостоятельно «закрыть» долги прошлых лет. Размер непокрытого убытка снизился на 26,6%.

На шестой строчке рэнкинга находится Выборгский судостроительный завод (ВСЗ). Показатель выручки сократился на 32,5% до 7,9 млрд руб., а предприятие по итогам года отразило убыток (545,6 млн руб.). ВСЗ –один из проблемных активов ОСК. Безнадежный долг превышает 4,5 млрд руб. Известно, что 2,5 млрд руб. невозвратных обязательств образовались еще до момента вхождения завода в структуру Объединенной судостроительной корпорации. Кредитная нагрузка активов достигает 102%. По данным Системы Глобас Выборгский судостроительный завод участвовал в деле о банкротстве в качестве ответчика, но серьезных проблем удалось избежать, иски были отозваны. Последствия недозагруженносиь верфи в 2012-2015 гг. пришлось компенсировать за счет привлечения кредитов и займов. В последствии, как в случаях с Балтийским заводом и Северной верфью, проценты по кредиту «лишили» предприятие прибыли. Руководство компании надеется на улучшение финансового состояния в будущем, так как полную загрузку мощностей завода обеспечили до 2022 года. Основной специализацией ВСЗ являются ледоколы. Последние разработки верфи – суда, предназначенные для работы в Арктике на нефтяных месторождениях.

В похожих условиях находится Пролетарский завод. Уровень безнадежного долга составляет почти 2 млрд руб. Компания находилась на грани банкротства, но Президент РФ В.В. Путин несколько раз спасал предприятие от ликвидации. Сначала реструктуризируя долги, а затем обеспечивая организацию госзаказами.

Невский судостроительный-судоремонтный завод (Невский ССЗ) стал частью ОСК летом 2019 г., в результате осуществления сделки по продаже финской кораблестроительной верфи — Arctech Helsinki Shipyard, кроме этого Судостроительная корпорация получила 35 млн евро.

По прогнозам представителей Ассоциации судостроителей Петербурга и Ленобласти, в ближайшие годы основную прибыль в петербургской судостроительной отрасли будут формировать конструкторские бюро, в первую очередь за счет исполнения государственного оборонного заказа. В частности, крупные заказы – у конструкторских бюро Малахит (7 место в рэнкинге, выручка 3,7 млрд руб.) и Алмаз (8 место в рэнкинге, 3,4 млрд руб.). Большинство предприятий работает с определенным конструкторским бюро, так, например, ЦКБ ОСК-Айсберг занимается разработкой большинства проектов для СЗ Северная верфь, а ЦКБ Рубин – для Адмиралтейских верфей.

Особого внимания заслуживает Невское ПКБ (12 место в рэнкинге, выручка 1,1 млрд руб.), представители бюро заявили о внедрении новой схемы работы: впервые в истории российского судостроения ПКБ будет делать проект за свой счет, а затем получать роялти с каждого построенного судна.

Все петербургские проектно-конструкторские бюро показывают неплохие финансовые результаты. Кредитная нагрузка – ниже среднеотраслевой, конечный финансовый результат – положительный и полное отсутствие безнадежных долгов. Такие результаты достигаются за счет того, что конструкторские бюро занимаются созданием чертежей, а сборкой и изготовлением – заводы. Отсюда у судостроительных предприятий могут возникнуть долги в следствии непредвиденных расходов в виде брака, амортизации и простаивания части оборудования.

Результаты рэнкинга показали, что кораблестроительная отрасль Санкт-Петербурга и Ленинградской области находится на подъеме. Рост показателей выручки является следствием увеличения производственных мощностей организаций. Улучшаются конечные финансовые результаты предприятий. Убытки показали только два судостроительных завода. Примечательно, что неудовлетворительные показатели являются следствием недозагруженности верфей в прошлом. Сегодня заказы и производственные нагрузки распределяются равномерно, а заводы постоянно обеспечиваются заказами. Сохраняя такую тенденцию можно полностью расплатиться с безнадежными долгами, снизить уровень государственной поддержки, а предприятия перевести на собственное финансирование.