Топ-10 российских производителей хлеба и хлебобулочных изделий по выручке за 2018 год
рэнкинг 05.03.2020
Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг российских производителей хлеба и хлебобулочных изделий. Эксперты Агентства, используя Информационно-аналитическую Систему Глобас, отобрали Топ-10 изготовителей мучной продукции по максимальному показателю выручки за 2018 год, проанализировали налоговые отчисления каждого предприятия в бюджет Российской Федерации и определили характерные черты данного рынка.
Хлеб – один из старейших продуктов в мире. Для русского народа хлеб всегда был важным элементом в жизни. Он имеет богатую историю, с ним связано множество традиций и воспоминаний. Во время блокады Ленинграда именно хлеб спас огромное количество человеческих жизней. Хотя по составу он мало был похож на привычный нам продукт.
До перехода к постиндустриальному обществу в России преобладал тяжелый и низкооплачиваемый труд, а быстро восстановить силы и насытить организм, не обременяя располагаемый бюджет трудящегося, мог только хлеб.
Хлеб является товаром первой необходимости, а его производство – важнейшая отрасль в любой стране.
По данным Информационно-аналитической системы Глобас, Топ-10 компаний занимают всего 11,2% рынка по совокупной годовой выручке, которая по итогам 2018 года составила 345,8 млрд руб.
Примечательно, что выручка компаний распределяется равномерно, а концентрация отрасли умеренная, на рынке часто появляются новые производители. Топ-60 компаний занимают лишь 38,5% отрасли.
№ | Наименование | Выручка за 2018 г., млн руб. | Сумма налоговых отчислений за 2018 г., млн руб. | |
1 | КАРАВАЙ![]() г. Санкт-Петербург |
6 473,0 | - 6,5 % | 558,4 |
2 | БКК КОЛОМЕНСКИЙ![]() г. Москва |
6 367,8 | + 32,0 % | 431,8 |
3 | ЛИМАК![]() г. Липецк |
5 873,2 | - 2,0 % | 457,9 |
4 | ПЕРВЫЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ![]() г. Челябинск |
4 149,6 | - 0,4 % | 564,9 |
5 | ГК ДАРНИЦА![]() г. Санкт-Петербург |
3 947,6 | - 0,3 % | 74,7 |
6 | КБК ЧЕРЕМУШКИ![]() г. Москва |
3 497,7 | + 5,8 % | 314,4 |
7 | ЛАНТМАННЕН ЮНИБЭЙК![]() г. Егорьевск (Московская область) |
3 291,7 | + 30,0 % | 159,4 |
8 | СМАК![]() г. Екатеринбург |
2 952,9 | + 9,2 % | 213,2 |
9 | ВОЛЖСКИЙ ПЕКАРЬ![]() г. Тверь |
2 791,5 | - 6,1 % | 265,4 |
10 | ХЛЕБЗАВОД №28![]() г. Москва |
2 357,3 | + 13,0 % | 213,2 |
Крупнейшим российским производителем хлеба и хлебобулочных изделий является КАРАВАЙ (6,4 млрд руб.), расположенный в Санкт-Петербурге, на его долю приходится 1,9 % выручки всех организаций отрасли. Сумма налоговых отчислений хлебозавода в 2018 г. в бюджет Российской Федерации составила более 550 млн руб. За год оборот компании снизился на 6,5%, а объем отрасли на 2%.
Сокращение выручки большинства российских производителей связано с уменьшением потребления хлеба и хлебных продуктов среди населения (Рисунок 1). С 2010-2018 гг. потребление сократилось на 3,3%, а по итогам 2019 и 2020 гг. следует ожидать продолжения сложившейся тенденции. Снижение потребления мучного среди россиян вызвано их стремлением к ведению здорового образа жизни и переходом на диетическое, легкое, здоровое питание. Также рацион большинства потребителей становится разнообразнее: хлеб заменяется другими доступными продуктами питания.

Однако часть компаний Топа демонстрируют рост показателя выручки на 5, 9 и даже 30%.
С помощью инструмента Информационно-аналитической системы Глобас – Анализ отрасли, удалось выяснить причину увеличения выручки московских комбинатов. Дело в том, что компании стали покидать столичный рынок по ряду различных причин. Количество ликвидаций увеличилось на 26,5%. Освободившийся доли рынка распределяются между крупными производителями хлеба и хлебобулочных изделий, тем самым способствуя наращиванию объемов выпуска продукции и продаж.
Таким образом, булочно-кондитерские комбинаты Коломенское (2-е место; 6,4 млрд руб.), Черемушки (6-е место; 3,5 млрд руб.) и Хлебзавод №28 (10-е; 2,4 млрд руб.) демонстрируют рост выручки, на фоне общего снижения потребления.
Компания Лантманнен Юнибэйк занимает седьмое место в рэнкинге (3,3 млрд руб.). Оборот предприятия за год увеличился на 30,0%. Рост показателя во многом связан с уникальностью продаваемого ассортимента. Организация занимается производством булочек для бургеров, хот-догов и сэндвичей, для кафе и ресторанов быстрого питания, пользующихся высоким спросом среди населения России, так как это быстро, дешево и вкусно.
Хлебопромышленное производство является важнейшей отраслью России не только из-за выпуска товара первой необходимости, но и по налоговым отчислениям в бюджет страны. В казну Российской Федерации поступило 3,1 млрд руб. в виде налога от Топ-10 производителей хлебной продукции в 2018 г.
Результаты рэнкинга показали, что хлебная промышленность остается стратегически важной для страны, несмотря на общее снижение потребления мучного среди населения. В целом отрасль по производству хлеба и хлебобулочных изделий одна из самых сбалансированных в экономике. Доли компаний распределяются равномерно между участниками рынка и постоянно появляются новые производители.