Топ-10 российских производителей хлеба и хлебобулочных изделий по выручке за 2018 год

рэнкинг 05.03.2020

Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг российских производителей хлеба и хлебобулочных изделий. Эксперты Агентства, используя Информационно-аналитическую Систему Глобас, отобрали Топ-10 изготовителей мучной продукции по максимальному показателю выручки за 2018 год, проанализировали налоговые отчисления каждого предприятия в бюджет Российской Федерации и определили характерные черты данного рынка.

Хлеб – один из старейших продуктов в мире. Для русского народа хлеб всегда был важным элементом в жизни. Он имеет богатую историю, с ним связано множество традиций и воспоминаний. Во время блокады Ленинграда именно хлеб спас огромное количество человеческих жизней. Хотя по составу он мало был похож на привычный нам продукт.

До перехода к постиндустриальному обществу в России преобладал тяжелый и низкооплачиваемый труд, а быстро восстановить силы и насытить организм, не обременяя располагаемый бюджет трудящегося, мог только хлеб.

Хлеб является товаром первой необходимости, а его производство – важнейшая отрасль в любой стране.

По данным Информационно-аналитической системы Глобас, Топ-10 компаний занимают всего 11,2% рынка по совокупной годовой выручке, которая по итогам 2018 года составила 345,8 млрд руб.

Примечательно, что выручка компаний распределяется равномерно, а концентрация отрасли умеренная, на рынке часто появляются новые производители. Топ-60 компаний занимают лишь 38,5% отрасли.

Таблица 1. Выручка и сумма налоговых отчислений Топ-10 российских производителей хлеба и хлебобулочных изделий за 2018 г.
Наименование Выручка за 2018 г., млн руб. Сумма налоговых отчислений за 2018 г., млн руб.
1 КАРАВАЙ
up

г. Санкт-Петербург
6 473,0 - 6,5 % 558,4
2 БКК КОЛОМЕНСКИЙ
up

г. Москва
6 367,8 + 32,0 % 431,8
3 ЛИМАК
up

г. Липецк
5 873,2 - 2,0 % 457,9
4 ПЕРВЫЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ
up

г. Челябинск
4 149,6 - 0,4 % 564,9
5 ГК ДАРНИЦА
up

г. Санкт-Петербург
3 947,6 - 0,3 % 74,7
6 КБК ЧЕРЕМУШКИ
up

г. Москва
3 497,7 + 5,8 % 314,4
7 ЛАНТМАННЕН ЮНИБЭЙК
up

г. Егорьевск (Московская область)
3 291,7 + 30,0 % 159,4
8 СМАК
up

г. Екатеринбург
2 952,9 + 9,2 % 213,2
9 ВОЛЖСКИЙ ПЕКАРЬ
up

г. Тверь
2 791,5 - 6,1 % 265,4
10 ХЛЕБЗАВОД №28
up

г. Москва
2 357,3 + 13,0 % 213,2

Крупнейшим российским производителем хлеба и хлебобулочных изделий является КАРАВАЙ (6,4 млрд руб.), расположенный в Санкт-Петербурге, на его долю приходится 1,9 % выручки всех организаций отрасли. Сумма налоговых отчислений хлебозавода в 2018 г. в бюджет Российской Федерации составила более 550 млн руб. За год оборот компании снизился на 6,5%, а объем отрасли на 2%.

Сокращение выручки большинства российских производителей связано с уменьшением потребления хлеба и хлебных продуктов среди населения (Рисунок 1). С 2010-2018 гг. потребление сократилось на 3,3%, а по итогам 2019 и 2020 гг. следует ожидать продолжения сложившейся тенденции. Снижение потребления мучного среди россиян вызвано их стремлением к ведению здорового образа жизни и переходом на диетическое, легкое, здоровое питание. Также рацион большинства потребителей становится разнообразнее: хлеб заменяется другими доступными продуктами питания.

Рисунок 1. Динамика потребления хлеба и хлебобулочных изделий (в расчете на душу населения) в 2010-2020 гг., кг Рисунок  1. Динамика потребления хлеба и хлебобулочных изделий (в расчете на душу населения) в 2010-2020 гг., кг (Источник: ЕМИСС, расчеты Credinform)

Однако часть компаний Топа демонстрируют рост показателя выручки на 5, 9 и даже 30%.

С помощью инструмента Информационно-аналитической системы Глобас – Анализ отрасли, удалось выяснить причину увеличения выручки московских комбинатов. Дело в том, что компании стали покидать столичный рынок по ряду различных причин. Количество ликвидаций увеличилось на 26,5%. Освободившийся доли рынка распределяются между крупными производителями хлеба и хлебобулочных изделий, тем самым способствуя наращиванию объемов выпуска продукции и продаж.

Таким образом, булочно-кондитерские комбинаты Коломенское (2-е место; 6,4 млрд руб.), Черемушки (6-е место; 3,5 млрд руб.) и Хлебзавод №28 (10-е; 2,4 млрд руб.) демонстрируют рост выручки, на фоне общего снижения потребления.

Компания Лантманнен Юнибэйк занимает седьмое место в рэнкинге (3,3 млрд руб.). Оборот предприятия за год увеличился на 30,0%. Рост показателя во многом связан с уникальностью продаваемого ассортимента. Организация занимается производством булочек для бургеров, хот-догов и сэндвичей, для кафе и ресторанов быстрого питания, пользующихся высоким спросом среди населения России, так как это быстро, дешево и вкусно.

Хлебопромышленное производство является важнейшей отраслью России не только из-за выпуска товара первой необходимости, но и по налоговым отчислениям в бюджет страны. В казну Российской Федерации поступило 3,1 млрд руб. в виде налога от Топ-10 производителей хлебной продукции в 2018 г.

Результаты рэнкинга показали, что хлебная промышленность остается стратегически важной для страны, несмотря на общее снижение потребления мучного среди населения. В целом отрасль по производству хлеба и хлебобулочных изделий одна из самых сбалансированных в экономике. Доли компаний распределяются равномерно между участниками рынка и постоянно появляются новые производители.