Тенденции деятельности в сфере туризма

обзор 30.11.2018

Информационное агентство Credinform представляет обзор тенденций деятельности в сфере туризма.

Для анализа были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 - 2017 годы) туристические компании (ТОП-10 и ТОП-1000). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.

Чистые активы - показатель, отражающий реальную стоимость имущества предприятия, рассчитывается ежегодно как разность между активами на балансе предприятия и его долговыми обязательствами. Показатель чистых активов считается отрицательным (недостаточность имущества), если задолженность предприятия превышает стоимость его имущества.

Таблица 1. Крупнейшие российские туристические компании с наибольшими и наименьшими размерами чистых активов в 2015 – 2017 годах
Наименование, ИНН, регион Стоимость чистых активов,
млрд руб
Индекс платежеспособности Глобас
2015 2016 2017
1 2 3 4 5 6
1 ПАО ТУРИСТСКИЙ КОМПЛЕКС КЛЯЗЬМИНСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ
ИНН 5029026466 Московская область
5,48 down5,33 down5,08 212 Высокий
2 ПАО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ПО ТУРИЗМУ И ИНВЕСТИЦИЯМ ИНТУРИСТ
ИНН 7703016416 г. Москва
4,62 down3,99 down3,39 310 Удовлетворительный
3 ООО ВОДОХОДЪ
ИНН 7707511820 г. Москва
1,83 up2,25 down2,11 192 Наивысший
4 ООО ЛИТЕЙНЫЙ 5
ИНН 7838397950 Санкт-Петербург
1,06 up1,10 up1,17 175 Наивысший
5 ООО КЕЙСИСТЕМС ТУР
ИНН 2130119586 Чувашская Республика - Республика Чувашия
1,06 up1,10 up1,17 241 Высокий
996 ООО СВОЙ ТУР И ТРЭВЕЛ
ИНН 7730633954 г. Москва
-0,14 up-0,12 up-0,12 290 Высокий
997 ООО ВЕГА
ИНН 0256021810 Республика Башкортостан
-0,11 up-0,11 down-0,12 367 Удовлетворительный
998 ООО ГОСТИНИЧНО-ТУРИСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ЛАДОЖСКАЯ УСАДЬБА
ИНН 1007021940 Республика Карелия
-0,10 down-0,11 down-0,14 349 Удовлетворительный
999 ООО НАЦИОНАЛЬНАЯ ТУРИСТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ ИНТУРИСТ
ИНН 7717678890 г. Москва
-0,08 up-0,02 down-0,21 315 Удовлетворительный
1000 ООО ТТ-ТРЭВЕЛ
ИНН 7714775020 г. Москва
-4,34 up-3,75 down-4,96 306 Удовлетворительный

Up — рост показателя к предыдущему периоду, Up — снижение показателя к предыдущему периоду.

За десятилетний период средние размеры чистых активов компаний ТОП-1000 имеют тенденцию к снижению (Рисунок 1).

Рисунок 1. Изменение средних отраслевых показателей размера чистых активов туристических компаний в 2008 – 2017 годах Рисунок 1. Изменение средних отраслевых показателей размера чистых активов туристических компаний в 2008 – 2017 годах

Доли компаний с недостаточностью имущества в ТОП-1000 в последние три года снижаются (Рисунок 2).

Рисунок 2. Доля компаний с отрицательными значениями размера чистых активов в ТОП-1000 в 2015 – 2017 годах Рисунок 2. Доля компаний с отрицательными значениями размера чистых активов в ТОП-1000 в 2015 – 2017 годах

Выручка от реализации
Объем выручки 10 ведущих компаний отрасли в 2017 году составил 24% от суммарной выручки компаний ТОП-1000. (Рисунок 3). Это свидетельствует о достаточно высоком уровне конкуренции в отрасли.

Рисунок 3. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2017 года ТОП-1000 Рисунок 3. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2017 года ТОП-1000

В целом за десятилетний период наблюдается снижение показателей средних отраслевых объемов выручки (Рисунок 4).

Рисунок 4. Изменение средних отраслевых показателей выручки туристических компаний в 2008 – 2017 годах Рисунок 4. Изменение средних отраслевых показателей выручки туристических компаний в 2008 – 2017 годах

Прибыль и убытки
Объем прибыли 10 лидеров отрасли в 2017 году составил 27% от суммарной прибыли ТОП-1000 (Рисунок 5).

Рисунок 5. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарном объеме прибыли 2017 года ТОП-1000 Рисунок 5. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарном объеме прибыли 2017 года ТОП-1000

В течение последних десяти лет средние отраслевые значения показателей чистой прибыли имеют тенденцию к увеличению (Рисунок 6).

Рисунок 6. Изменение средних отраслевых значений показателей чистой прибыли туристических компаний в 2008 – 2017 годах Рисунок 6. Изменение средних отраслевых значений показателей чистой прибыли туристических компаний в 2008 – 2017 годах

За трехлетний период средние значения показателей чистой прибыли компаний ТОП-1000 имеют тенденцию к росту, при этом несколько снижается и средний размер чистого убытка. (Рисунок 6).

Рисунок 7. Изменение средних значений показателей прибыли и убытка компаний ТОП-1000 в 2015 – 2017 годах Рисунок 7. Изменение средних значений показателей прибыли и убытка компаний ТОП-1000 в 2015 – 2017 годах

Основные финансовые коэффициенты
За десятилетний период средние отраслевые показатели коэффициента общей ликвидности находились в основном в интервале рекомендуемых значений - от 1,0 до 2,0, с тенденций к росту (Рисунок 8).

Коэффициент общей ликвидности (отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам) - показывает достаточность средств организации для погашения своих краткосрочных обязательств.

Рисунок 8. Изменение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности туристических компаний в 2008 – 2017 годах Рисунок 8. Изменение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности туристических компаний в 2008 – 2017 годах

В течение десяти лет средние отраслевые значения коэффициента рентабельности инвестиций находились зачастую в отрицательной зоне, но с тенденцией к росту (Рисунок 9).

Коэффициент рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и демонстрирует отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.

Рисунок 9. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций туристических компаний в 2008 – 2017 годах Рисунок 9. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций туристических компаний в 2008 – 2017 годах

Коэффициент оборачиваемости активов - рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов за период и характеризует эффективность использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.

За десятилетний период показатели данного коэффициента деловой активности имеют тенденцию к снижению (Рисунок 10).

Рисунок 10. Изменение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов туристических компаний в 2008 – 2017 годах Рисунок 10. Изменение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов туристических компаний в 2008 – 2017 годах

Структура услуг
Наибольшую долю в суммарной выручке ТОП-1000 имеют компании, специализирующиеся на услугах туристических агентств (Рисунок 11).

Рисунок 11. Распределение видов деятельности в суммарной выручке компаний ТОП-1000 Рисунок 11. Распределение видов деятельности в суммарной выручке компаний ТОП-1000

94% компаний ТОП-1000 зарегистрированы в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ. При этом, их доля в общем объеме выручки компаний ТОП-1000 в 2017 году составила 68%, что значительно выше показателя по экономике в целом (Рисунок 12).

Рисунок 12. Доли выручки субъектов малого и среднего предпринимательства в ТОП-1000, % Рисунок 12. Доли выручки субъектов малого и среднего предпринимательства в ТОП-1000, %

Основные регионы деятельности
Компании ТОП-1000 распределены по территории России крайне неравномерно и зарегистрированы в 70 регионах. Более 76% крупнейших по объему выручки компаний сосредоточены в трех столичных регионах - г. Москве, Московской области и в Санкт-Петербурге (Рисунок 13).

Рисунок 13. Распределение выручки компаний ТОП-1000 по регионам России Рисунок 13. Распределение выручки компаний ТОП-1000 по регионам России

Скоринг бухгалтерской отчетности
Оценка финансового положения компаний ТОП-1000 показывает, что более половины из них находится в устойчивом финансовом положении или выше среднего (Рисунок 14).

Рисунок 14. Распределение компаний ТОП-1000 по скорингу бухгалтерской отчетности Рисунок 14. Распределение компаний ТОП-1000 по скорингу бухгалтерской отчетности

Индекс платежеспособности Глобас
Подавляющей части компаний из ТОП-1000 присвоен наивысший или высокий Индекс платежеспособности Глобас, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства (Рисунок 15).

Рисунок 15. Распределение компаний ТОП-1000 по Индексу платежеспособности Глобас Рисунок 15. Распределение компаний ТОП-1000 по Индексу платежеспособности Глобас

Вывод
Комплексная оценка деятельности крупнейших российских туристических компаний, учитывающая основные индексы, финансовые показатели и коэффициенты, свидетельствует о преобладании в отрасли благоприятных тенденций (Таблица 2).

Таблица 2. Положительные и отрицательные тенденции, факторы оценки отрасли
Тенденции и факторы оценки Удельный вес фактора, %
Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера чистых активов down-10
Рост / снижение доли предприятий с отрицательными значениями чистых активов up10
Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера выручки down-10
Уровень конкуренции / монополизации up10
Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера чистой прибыли (убытка) up10
Рост / снижение средних размеров чистой прибыли компаний ТОП-1000 up10
Рост / снижение средних размеров чистого убытка компаний ТОП-1000 up10
Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности up10
Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций up10
Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов, раз down-10
Доля малого и среднего бизнеса в отрасли по объему выручки более 30% up10
Региональная концентрация down-10
Финансовое положение (наибольшая доля) up10
Индекс платежеспособности Глобас (наибольшая доля) up10
Среднее значение факторов up4,3

Up — положительная тенденция (фактор), Up — отрицательная тенденция (фактор).