Коэффициент чистой прибыли крупнейших российских предприятий общественного питания

рэнкинг 21.11.2016

Информационное агентство Credinform подготовило рэнкинг крупнейших российских предприятий общественного питания по коэффициенту чистой прибыли.

Ранее в наших публикациях мы уже обращались к предприятиям этой отрасли: «Рентабельность активов ресторанного бизнеса».

Для рэнкинга были отобраны крупнейшие предприятия (ТОП-10) по объему выручки за последний имеющийся в органах государственной статистики отчетный период (2015 г.) и работающие на рынке общественного питания более трех лет. Далее они были ранжированы по убыванию коэффициента чистой прибыли (Таблица 1).

Коэффициент чистой прибыли (%) рассчитывается как отношение чистой прибыли (убытка) к выручке от реализации. Коэффициент отражает уровень прибыли компаний от продаж.

Нормативного значения показателя нет. Рекомендуется сравнивать компании одной отрасли, либо изменение коэффициента во времени по конкретному предприятию.

Отрицательное значение показателя свидетельствует о наличии чистого убытка. Чем больше значение показателя, тем с большей эффективностью работает предприятие.

Для наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии организации необходимо обращать внимание на всю имеющуюся совокупность коэффициентов, финансовых и других показателей.

Таблица 1. Чистая прибыль, выручка, оборачиваемость активов и индекс платежеспособности Глобас-i крупнейших предприятий общественного питания
НаименованиеЧистая прибыль 2015 г., млн руб.Выручка 2015 г., млн руб.Выручка 2015 г. к 2014 г., (рост / снижение), %Коэффициент чистой прибыли, %Индекс платёжеспособности Глобас-i
ООО ДОМОДЕДОВО КЭТЕРИНГ
ИНН 5009097155 Московская область
651,9 4 621,2 -22,1 14,11 238
Высокий
НАО АЭРОМАР
ИНН 7712045131 Московская область
909,3 14 031,4 23,9 6,48 148
Наивысший
ООО МАКДОНАЛДС
ИНН 7710044140 г. Москва
2 548,5 60 639,0 14,6 4,20 186
Наивысший
ООО ОБЩЕПИТ
ИНН 7801589077 Санкт-Петербург
159,2 5 215,5 -3,8 3,05 261
Высокий
ООО РЕСТОРАНСЕРВИС ПЛЮС
ИНН 7802210076 Санкт-Петербург
120,4 6 150,8 30,5 1,96 190
Наивысший
ООО МЕРКУРИЙ
ИНН 7801589084 Санкт-Петербург
102,0 5 668,4 16,4 1,80 244
Высокий
ООО ГЛАВНАЯ ЛИНИЯ
ИНН 7728751238 г. Москва
244,4 13 702,9 27,8 1,78 256
Высокий
ПАО ОБЪЕДИНЕННЫЙ КОМБИНАТ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ СВАО
ИНН 7716771303 г. Москва
7,0 5 207,0 121,3 0,13 238
Высокий
ООО РОСИНТЕР РЕСТОРАНТС
ИНН 7737115648 г. Москва
1,1 6 454,7 -10,0 0,02 224
Высокий
ООО БУРГЕР РУС
ИНН 7719723690 г. Москва
-1 316,2 13 955,5 34,7 -9,43 306
Удовлетворительный

Среднее значение коэффициента чистой прибыли в группе компаний ТОП-10 в 2015 году составило 2,41. Этот же показатель в группе компаний ТОП-100 составил 1,73 при среднем отраслевом значении 4,15.

Девяти компаниям из ТОП-10 присвоен наивысший и высокий индекс платежеспособности Глобас-i, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства.

ООО БУРГЕР РУС присвоен удовлетворительный индекс платежеспособности Глобас-i, в связи с имеющейся информацией об участии в качестве ответчика в арбитражных судебных делах по взысканию задолженности, незакрытых исполнительных листах и наличии убытка в структуре балансовых показателей компании.

Коэффициент чистой прибыли и выручка крупнейших предприятий общественного питания (ТОП-10)
Рисунок 1. Коэффициент чистой прибыли и выручка крупнейших предприятий общественного питания (ТОП-10)

Суммарная выручка предприятий ТОП-10 в 2015 году составила 135,6 млрд рублей, что на 18% больше, чем в 2014 году. При этом суммарная чистая прибыль в этой группе компаний снизилась на 31%. Семь компаний из ТОП-10 допустили снижение величины чистой прибыли в 2015 г. по сравнению с предыдущим периодом, а три компании, кроме того, снизили и размер выручки.

В группе компаний ТОП-100 увеличение суммарной выручки за этот же период составило 26%, при снижении суммарной чистой прибыли на 64%.

У девяти компаний из ТОП-10, как и в отрасли в целом, наблюдаются положительные значения коэффициента чистой прибыли. Это говорит об относительно высокой прибыльности работы отрасли. Впрочем, в последние годы наметилась тенденция к замедлению темпов роста в отрасли, что подтверждается сведениями Федеральной службы государственной статистики (Рисунок 2).

Темпы роста (снижения) выручки от продаж в сфере общественного питания от года к году, %
Рисунок 2. Темпы роста (снижения) выручки от продаж в сфере общественного питания от года к году, %

Суммарный размер выручки от продаж, составлявший в 2007 году 548 млрд рублей, увечился к 2015 году в 2,4 раза и составил 1 305 млрд рублей.

По тем же сведениям Росстата, в указанный период индекс физического объема оборота общественного питания также имеет тенденцию к снижению в последние годы (Рисунок 3).

Темпы роста (снижения) индекса физического объема оборота общественного питания от года к году, %
Рисунок 3. Темпы роста (снижения) индекса физического объема оборота общественного питания от года к году, %

Предприятия общественного питания в значительной степени тяготеют к крупнейшим агломерациям страны – г. Москва и Санкт-Петербург. Это подтверждается сведениями Информационно-аналитической системы Глобас-i, согласно которым 100 крупнейших предприятий общественного питания по объему выручки за 2015 год сосредоточены в 22 регионах России.

Таблица 2. Распределение предприятий общественного питания по регионам (ТОП-12 регионов)
РегионКоличество зарегистрированных компаний
г. Москва 46
Санкт-Петербург 17
Московская область 9
Республика Татарстан 3
Иркутская область 2
Кемеровская область 2
Красноярский край 2
Пермский край 2
Саратовская область 2
Свердловская область 2
Ханты - Мансийский автономный округ - Югра 2

Таким образом, в г. Москва и Санкт-Петербург наблюдается концентрация 63% крупнейших компаний отрасли.