Рентабельность продаж крупнейших российских предприятий торговли строительными материалами

рэнкинг 28.11.2016

Информационное агентство Credinform предлагает рэнкинг крупнейших российских предприятий торговли строительными материалами по коэффициенту рентабельности продаж.

Для рэнкинга были отобраны крупнейшие российские предприятия (ТОП-10) по объему выручки за последний имеющийся в органах государственной статистики отчетный период (2015 г.) и работающие на рынке торговли строительными материалами более трех лет. Далее они были ранжированы по убыванию коэффициента рентабельности продаж (Таблица 1).

Рентабельность продаж (%) рассчитывается как доля операционной прибыли в объеме продаж компании. Коэффициент рентабельности продаж отражает эффективность производственной и коммерческой деятельности предприятия и показывает, сколько средств остается у предприятия в результате реализации продукции после покрытия ее себестоимости, уплаты налогов и выплаты процентов по кредитам.

Рентабельность продаж отражает эффективность ценовой политики и способность компании контролировать издержки. Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в компаниях одной отрасли. Поэтому следует учитывать, что при равных значениях выручки, операционных затрат и прибыли до налогообложения у двух разных организаций рентабельность продаж может сильно различаться под влиянием объемов процентных выплат на величину чистой прибыли.

Для наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии организации необходимо обращать внимание на всю имеющуюся совокупность коэффициентов, финансовых и других показателей.

Таблица 1. Чистая прибыль, выручка, рентабельность продаж и индекс платежеспособности Глобас-i крупнейших предприятий торговли строительными материалами (ТОП-10)
Наименование, ИНН, регионЧистая прибыль 2015 г., млн руб.Выручка 2015 г., млн руб.Выручка 2015 г. к 2014 г., (рост / снижение), %Рентабельность продаж, %Индекс платёжеспособности Глобас-i
ООО КРАУТС
ИНН 7728865059 г. Москва
4 310,9 10 404,1 150,0 41,44 196
Наивысший
ООО ДЕНЕБ
ИНН 5047103554 Московская область
552,9 7 858,1 -7,7 21,15 229
Высокий
ООО ТОРГОВЫЙ ДОМ ПАЛИТРА
ИНН 5012022008 Московская область
271,0 6 785,3 28,4 6,30 180
Наивысший
ООО СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТОРГОВЫЙ ДОМ ПЕТРОВИЧ
ИНН 7802348846 Санкт-Петербург
1 093,5 23 394,3 17,2 4,70 190
Наивысший
ООО СТРОЙФОРМАТ
ИНН 7810024468 Ленинградская область
39,6 7 270,2 - * 4,62 550
Неудовлетворительный
ООО ДОМСТРОЙКОМПЛЕКТАЦИЯ
ИНН 7714916151 г. Москва
210,2 8 323,4 36,6 4,57 234
Высокий
ООО НВ-ТРЕЙД
ИНН 2315171300 г. Москва
21,8 9 240,1 13,8 2,40 264
Высокий
НАО ТОРГОВЫЙ ДОМ ПАРТНЕР
ИНН 7704602692 г. Москва
27,1 4 670,7 -11,2 2,34 246
Высокий
ООО ТЕХНОНИКОЛЬ
ИНН 3811066336 Иркутская область
47,1 4 323,2 -35,2 1,76 261
Высокий
ООО РДС СТРОЙ
ИНН 7710452533 г. Москва
13,9 6 157,8 3,0 0,37 252
Высокий

*) – расчет соотношения выручки за 2014 – 2015 г.г. ООО СТРОЙФОРМАТ не приводится в связи с отсутствием в органах государственной статистики баланса компании за 2014 год.

Среднее значение коэффициента рентабельности продаж в группе компаний ТОП-10 в 2015 году составило 8,97. Этот же показатель в группе компаний ТОП-100 составил 4,70 при среднем отраслевом значении 5,09.

Девяти компаниям из ТОП-10 присвоен наивысший и высокий индекс платежеспособности Глобас-i, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства.

ООО СТРОЙФОРМАТ присвоен неудовлетворительный индекс платежеспособности Глобас-i, в связи с поданным в июне 2016 г. исковым заявлением о признании компании банкротом и об участии в качестве ответчика в арбитражных судебных делах по взысканию задолженности.

Коэффициент рентабельности продаж и выручка крупнейших предприятий торговли строительными материалами (ТОП-10)
Рисунок 1. Коэффициент рентабельности продаж и выручка крупнейших предприятий торговли строительными материалами (ТОП-10)

Суммарная выручка предприятий ТОП-10 в 2015 году составила 88,4 млрд рублей, что на 16% больше, чем в 2014 году по сопоставимому кругу компаний. При этом суммарная чистая прибыль в этой же группе увеличилась более чем в 3 раза. По три компании из ТОП-10 (выделены красным цветом в Талице 1) допустили снижение величины чистой прибыли и (или) выручки в 2015 г. по сравнению с предыдущим периодом.

В группе компаний ТОП-100 увеличение суммарной выручки за этот же период составило 41% по сопоставимому кругу компаний, при росте суммарной чистой прибыли на 13%.

У всех компаний ТОП-10, как и в отрасли в целом, наблюдаются положительные значения коэффициента рентабельности продаж. Это говорит об относительно высокой эффективности работы отрасли. Впрочем, в последние годы наметилась тенденция к замедлению темпов роста в отрасли, что подтверждается расчетными показателями (Рисунок 2) на основании сведений Федеральной службы государственной статистики.

Рост / снижение от года к году выручки (нетто) от продаж (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей), %
Рисунок 2. Рост / снижение от года к году выручки (нетто) от продаж (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей), %

*) прогноз на 2016 г. рассчитан исходя из средних темпов роста (снижения) за 2014-2015 г.г. и за 6 мес. 2015-2016 г.г.

Как видно на графике, выручка от продаж в приведенных видах торговли в значительной степени зависит от макроэкономических условий. При этом, согласно тем же сведениям Росстата, за 10 лет, с 2006 года по 2015 год наблюдается значительный рост выручки от продаж. Так, в оптовой торговле лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием, лакокрасочными материалами, листовым стеклом, санитарно-техническим оборудованием и прочими строительными материалами - рост показателя в 3 раза. В оптовой торговле прочими строительными материалами - рост в 2,3 раза, а в розничной торговле строительными материалами - рост 1,5 раза.

Предприятия торговли строительными материалами в значительной степени тяготеют к крупнейшим агломерациям страны – г. Москве и Санкт-Петербургу. Это подтверждается сведениями Информационно-аналитической системы Глобас-i, согласно которым 100 крупнейших предприятий торговли строительными материалами по объему выручки за 2015 год сосредоточены в 23 регионах России.

Распределение крупнейших предприятий торговли строительными материалами по регионам
Рисунок 3. Распределение крупнейших предприятий торговли строительными материалами по регионам