Тенденции деятельности автопроизводителей

обзор 05.04.2019

Информационное агентство Credinform представляет обзор тенденций деятельности крупнейших российских производителей автотранспортных средств.

Для анализа были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 - 2017 годы) предприятия (ТОП-10 и ТОП-1000). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.

Чистые активы - показатель, отражающий реальную стоимость имущества предприятия, рассчитывается ежегодно как разность между активами на балансе предприятия и его долговыми обязательствами. Показатель чистых активов считается отрицательным (недостаточность имущества), если задолженность предприятия превышает стоимость его имущества.

Таблица 1. Крупнейшие российские производители автотранспортных средств с наибольшими и наименьшими размерами чистых активов в 2015 – 2017 годах
№ п/п в ТОП-1000, Наименование, ИНН, регион, вид деятельности Стоимость чистых активов, млрд руб. Индекс платежеспособности Глобас
2015 2016 2017
1 2 3 4 5
1 ПАО КАМАЗ
ИНН 1650032058 Республика Татарстан
Производство грузовых автомобилей
41,6 up43,4 up45,5 192 Наивысший
2 ООО ХЕНДЭ МОТОР МАНУФАКТУРИНГ РУС
ИНН 7801463902 Санкт-Петербург
Производство автотранспортных средств
16,1 up22,0 up28,8 209 Высокий
3 ООО ФОЛЬКСВАГЕН ГРУП РУС
ИНН 5042059767 Калужская область
Производство автотранспортных средств
22,2 down16,6 up21,9 237 Высокий
4 ПАО ГАЗ
ИНН 5200000046 Нижегородская область
Производство прочих комплектующих и принадлежностей для автотранспортных средств
23,2 up23,7 down20,6 210 Высокий
5 НАО РЕНО РОССИЯ
ИНН 7709259743 г. Москва
Производство автотранспортных средств
18,7 down16,1 up19,2 219 Высокий
996 ПАО АВТОКРАН
ИНН 3731024644 Ивановская область
Производство автомобилей специального назначения
Находится в стадии ликвидации с 08.06.2017
-1,0 down-2,6 down-3,0 600 Неудовлетворительный
997 НАО АВТОМОБИЛИ И МОТОРЫ УРАЛА
ИНН 6658169550 Свердловская область
Производство автотранспортных средств
Находится в стадии ликвидации с 17.02.2012
-3,9 down-3,9 down-4,2 600 Неудовлетворительный
998 ООО ФОРД СОЛЛЕРС ХОЛДИНГ
ИНН 1646021952 Республика Татарстан
Производство автотранспортных средств
4,0 down-19,2 down-32,9 311 Удовлетворительный
999 ПАО АВТОВАЗ
ИНН 6320002223 Самарская область
Производство легковых автомобилей
-43,1 down-51,4 down-64,2 267 Высокий
1000 ПАО ЧЕБОКСАРСКИЙ АГРЕГАТНЫЙ ЗАВОД
ИНН 2126001687 Чувашская Республика - Республика Чувашия
Производство прочих комплектующих и принадлежностей для автотранспортных средств
В отношении компании рассматривается дело о признании ее банкротом
-2,0 down-6,8 down-105,4 550 Неудовлетворительный

Up — рост показателя к предыдущему периоду, Up — снижение показателя к предыдущему периоду.

За десятилетний период средние размеры чистых активов компаний ТОП-1000 имеют тенденцию к снижению (Рисунок 1).

Рисунок 1. Изменение средних отраслевых показателей размера чистых активов производителей автотранспортных средств в 2008 – 2017 годах Рисунок 1. Изменение средних отраслевых показателей размера чистых активов производителей автотранспортных средств в 2008 – 2017 годах

Доли компаний с недостаточностью имущества в ТОП-1000 в последние три года находятся на относительно высоком уровне и имеют тенденцию к снижению (Рисунок 2).

Рисунок 2. Доля компаний с отрицательными значениями размера чистых активов в ТОП-1000 в 2015 – 2017 годах Рисунок 2. Доля компаний с отрицательными значениями размера чистых активов в ТОП-1000 в 2015 – 2017 годах

Выручка от реализации
Объем выручки 10 ведущих компаний отрасли в 2017 году составил 58% от суммарной выручки компаний ТОП-1000. (Рисунок 3). Это свидетельствует об относительно высоком уровне монополизации в отрасли, с учетом специфики производства.

Рисунок 3. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2017 года ТОП-1000 Рисунок 3. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2017 года ТОП-1000

В целом за десятилетний период наблюдается снижение показателей средних отраслевых объемов выручки (Рисунок 4).

Рисунок 4. Изменение средних отраслевых показателей выручки производителей автотранспортных средств в 2008 – 2017 годах Рисунок 4. Изменение средних отраслевых показателей выручки производителей автотранспортных средств в 2008 – 2017 годах

Прибыль и убытки
Объем чистой прибыли 10 лидеров отрасли в 2017 году составил 54% от суммарной чистой прибыли в ТОП-1000 (Рисунок 5).

Рисунок 5. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарном объеме чистой прибыли 2017 года ТОП-1000 Рисунок 5. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарном объеме чистой прибыли 2017 года ТОП-1000

В течение последних десяти лет средние отраслевые показатели чистой прибыли находились в основном в зоне отрицательных значений. Таким образом, чистый убыток имеет тенденцию к увеличению (Рисунок 6).

Рисунок 6. Изменение средних отраслевых значений показателей чистой прибыли (убытка) производителей автотранспортных средств в 2008 – 2017 годах Рисунок 6. Изменение средних отраслевых значений показателей чистой прибыли (убытка) производителей автотранспортных средств в 2008 – 2017 годах

За трехлетний период средние значения показателей чистой прибыли компаний ТОП-1000 увеличиваются, при этом наблюдается значительный средний размер чистого убытка с тенденцией к его увеличению. (Рисунок 6).

Рисунок 7. Изменение средних значений показателей прибыли и убытка компаний ТОП-1000 в 2015 – 2017 годах Рисунок 7. Изменение средних значений показателей прибыли и убытка компаний ТОП-1000 в 2015 – 2017 годах

Основные финансовые коэффициенты
За десятилетний период средние отраслевые показатели коэффициента общей ликвидности с 2014 года находились в основном в интервале рекомендуемых значений - от 1,0 до 2,0, с тенденций к снижению (Рисунок 8).

Коэффициент общей ликвидности (отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам) - показывает достаточность средств организации для погашения своих краткосрочных обязательств.

Рисунок 8. Изменение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности производителей автотранспортных средств в 2008 – 2017 годах Рисунок 8. Изменение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности производителей автотранспортных средств в 2008 – 2017 годах

В течение десяти лет средние отраслевые значения коэффициента рентабельности инвестиций имеют тенденцию к снижению (Рисунок 9).

Коэффициент рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и демонстрирует отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.

Рисунок 9. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций производителей автотранспортных средств в 2007 – 2016 годах Рисунок 9. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций производителей автотранспортных средств в 2007 – 2016 годах

Коэффициент оборачиваемости активов - рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов за период и характеризует эффективность использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.

За десятилетний период показатели данного коэффициента деловой активности имеют тенденцию к увеличению (Рисунок 10).

Рисунок 10. Изменение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов производителей автотранспортных средств в 2008 – 2017 годах Рисунок 10. Изменение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов производителей автотранспортных средств в 2008 – 2017 годах

Структура производства
Наибольшую долю в суммарной выручке ТОП-1000 имеют предприятия, имеющие широкую специализацию на производстве автотранспортных средств. (Рисунок 11).

Рисунок 11. Распределение видов деятельности в суммарной выручке компаний ТОП-1000 Рисунок 11. Распределение видов деятельности в суммарной выручке компаний ТОП-1000

71% компаний ТОП-1000 зарегистрированы в Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ. При этом, доля их выручки в общем объеме в 2017 году составила всего около 5%, что значительно ниже среднего показателя по стране (Рисунок 12).

Рисунок 12. Доли выручки субъектов малого и среднего предпринимательства в ТОП-1000, % Рисунок 12. Доли выручки субъектов малого и среднего предпринимательства в ТОП-1000, %

Основные регионы деятельности
Компании ТОП-1000 распределены по территории России относительно равномерно, с учетом специфики отраслевого производства и зарегистрированы в 65 регионах. Наибольшие доли объема их выручки сосредоточены в Республике Татарстан, Санкт-Петербурге, Самарской и Калужской областях (Рисунок 13).

Рисунок 13. Распределение выручки компаний ТОП-1000 по регионам России Рисунок 13. Распределение выручки компаний ТОП-1000 по регионам России

Скоринг бухгалтерской отчетности
Оценка финансового положения компаний ТОП-1000 показывает, что наибольшая часть из них находится в среднем финансовом положении (Рисунок 14).

Рисунок 14. Распределение компаний ТОП-1000 по скорингу бухгалтерской отчетности Рисунок 14. Распределение компаний ТОП-1000 по скорингу бухгалтерской отчетности

Индекс платежеспособности Глобас
Наибольшей части компаний из ТОП-1000 присвоен наивысший и высокий индекс платежеспособности Глобас, что свидетельствует об их способности в полном объеме отвечать по своим долговым обязательствам (Рисунок 15).

Рисунок 15. Распределение компаний ТОП-1000 по Индексу платежеспособности Глобас Рисунок 15. Распределение компаний ТОП-1000 по Индексу платежеспособности Глобас

Индекс промышленного производства
По сведениям Федеральной службы государственной статистики, в производстве автотранспорта в течение 12 месяцев 2018 года наблюдается тенденция к снижению показателей индекса промышленного производства (Рисунок 16). При этом средний показатель индекса от месяца к месяцу составил 101,7%.

Рисунок 16. Индекс промышленного производства автотранспорта в 2018 году, месяц к месяцу (%) Рисунок 16. Индекс промышленного производства автотранспорта в 2018 году, месяц к месяцу (%)

Вывод
Комплексная оценка деятельности крупнейших российских производителей автотранспортных средств, учитывающая основные индексы, финансовые показатели и коэффициенты, свидетельствует о преобладании в отрасли негативных тенденций (Таблица 2).

Таблица 2. Положительные и отрицательные тенденции, факторы оценки отрасли
Тенденции и факторы оценки Удельный вес фактора, %
Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера чистых активов down-10
Рост / снижение доли предприятий с отрицательными значениями чистых активов up5
Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера выручки down-10
Уровень конкуренции / монополизации down-5
Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера чистой прибыли (убытка) down-10
Рост / снижение средних размеров чистой прибыли компаний ТОП-1000 up10
Рост / снижение средних размеров чистого убытка компаний ТОП-1000 down-10
Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности down-5
Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций down-10
Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов up10
Доля малого и среднего бизнеса в отрасли по объему выручки более 22% down-10
Региональная концентрация up5
Финансовое положение (наибольшая доля) up5
Индекс платежеспособности Глобас (наибольшая доля) up10
Индекс промышленного производства down-5
Среднее значение факторов down-2,0

Up — положительная тенденция (фактор) , Up — отрицательная тенденция (фактор).