Тенденции деятельности российских предприятий общественного питания в кризисные годы

обзор 19.06.2020

Информационное агентство Credinform представляет обзор тенденций деятельности крупнейших российских компаний сферы общественного питания в период финансового кризиса 2008 – 2009 годов.

Для анализа были выбраны крупнейшие (ТОП-1000) по объему годовой выручки за имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2006 - 2011 годы) компании сферы общественного питания (рестораны и кафе, столовые, буфеты и кафетерии, услуги по доставке продуктов питания и т.п.). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.

Число действующих компаний
В период 2006 - 2011 годов число действующих компаний росло, однако в период острой фазы кризиса и начала выхода из него, темпы прироста снижались.

Рисунок 1. Динамика изменений числа действующих компаний в 2006 – 2011 годах Рисунок 1. Динамика изменений числа действующих компаний в 2006 – 2011 годах

Чистые активы - показатель, отражающий реальную стоимость имущества предприятия, рассчитывается ежегодно как разность между активами на балансе предприятия и его долговыми обязательствами. Показатель чистых активов считается отрицательным (недостаточность имущества), если задолженность предприятия превышает стоимость его имущества.

Крупнейшей компанией в данной сфере деятельности по размеру чистых активов являлось ООО МАКДОНАЛДС, ИНН 7710044140, г. Москва. В 2011 году чистые активы компании составляли более 12 млрд рублей. В 2018 году этот показатель составлял уже более 21 млрд рублей.

Наименьшим размером чистых активов в ТОП-1000 обладало ООО РИСОНТ, ИНН 7724260447, г. Москва, находящееся в стадии ликвидации с 15.08.2016. Недостаточность имущества этой компании в 2011 году выражалась отрицательной величиной -219 млн рублей, а в 2014 году – минус 126 млн рублей.

В период 2006 - 2011 годов средние размеры чистых активов ТОП-1000 имели тенденцию к росту, однако темпы прироста снижались (Рисунок 2).

Рисунок 2. Изменение средних показателей размера чистых активов ТОП-1000 в 2006 – 2011 годах Рисунок 2. Изменение средних показателей размера чистых активов ТОП-1000 в 2006 – 2011 годах

Доли предприятий с недостаточностью имущества в ТОП-1000 в период 2006 - 2011 годов в целом имели тенденцию к снижению (Рисунок 3). В период острой фазы кризиса наблюдался рост числа предприятий с недостаточностью имущества.

Рисунок 3. Доли компаний с отрицательными значениями чистых активов в ТОП-1000 в 2006 – 2011 годах Рисунок 3. Доли компаний с отрицательными значениями чистых активов в ТОП-1000 в 2006 – 2011 годах

Выручка от реализации
Крупнейшей компанией данной сферы деятельности по размеру выручки являлось также являлось ООО МАКДОНАЛДС, ИНН 7710044140, г. Москва. В 2011 году этот показатель составлял более 34 млрд рублей, а в 2018 году –более 69 млрд рублей.

В целом наблюдалась тенденция к росту объемов выручки, со снижением темпов прироста показателя (Рисунок 4).

Рисунок 4. Изменение средних показателей выручки ТОП-1000 в 2006 – 2011 годах Рисунок 4. Изменение средних показателей выручки ТОП-1000 в 2006 – 2011 годах

Прибыль и убытки
Крупнейшим предприятием по размеру чистой прибыли также являлось ООО МАКДОНАЛДС, ИНН 7710044140, г. Москва. В 2011 году прибыль компании составляла 3,6 млн рублей, а в 2018 году – 4,4 млн рублей.

В период 2006 - 2011 годов показатели средних размеров прибыли ТОП-1000 имели тенденцию к росту, со снижением темпов прироста показателя (Рисунок 5).

Рисунок 5. Изменение средних показателей прибыли (убытка) ТОП-1000 в 2006 – 2011 годах Рисунок 5. Изменение средних показателей прибыли (убытка) ТОП-1000 в 2006 – 2011 годах

В 2006 – 2011 годах средние значения показателей чистой прибыли предприятий ТОП-1000 имели тенденцию к росту, при этом увеличивался и средний размер чистого убытка. (Рисунок 6).

Рисунок 6. Изменение средних значений показателей чистой прибыли и чистого убытка компаний ТОП-1000 в 2006 – 2011 годах Рисунок 6. Изменение средних значений показателей чистой прибыли и чистого убытка компаний ТОП-1000 в 2006 – 2011 годах

Основные финансовые коэффициенты
В 2006 – 2011 годах средние показатели коэффициента общей ликвидности ТОП-1000 находились выше интервала рекомендуемых значений - от 1,0 до 2,0, с тенденцией к росту. (Рисунок 7).

Коэффициент общей ликвидности (отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам) - показывает достаточность средств организации для погашения своих краткосрочных обязательств.

Рисунок 7. Изменение средних значений коэффициента общей ликвидности ТОП-1000 в 2006 – 2011 годах Рисунок 7. Изменение средних значений коэффициента общей ликвидности ТОП-1000 в 2006 – 2011 годах

В период 2006 - 2011 годов наблюдалась общая тенденция к снижению средних показателей коэффициента рентабельности инвестиций ТОП-1000 со значительным падением в кризисном 2008 году. (Рисунок 8).

Коэффициент рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и демонстрирует отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.

Рисунок 8. Изменение средних значений коэффициента рентабельности инвестиций ТОП-1000 в 2006 – 2011 годах Рисунок 8. Изменение средних значений коэффициента рентабельности инвестиций ТОП-1000 в 2006 – 2011 годах

Коэффициент оборачиваемости активов - рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов за период и характеризует эффективность использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.

В 2006 – 2011 годах показатели данного коэффициента деловой активности в целом демонстрировали тенденцию к снижению, со значительным падением в острой фазе кризиса. (Рисунок 9).

Рисунок 9. Изменение средних значений коэффициента оборачиваемости активов ТОП-1000 в 2006 – 2011 годах Рисунок 9. Изменение средних значений коэффициента оборачиваемости активов ТОП-1000 в 2006 – 2011 годах

Малый бизнес
73% предприятий ТОП-1000 зарегистрированы в Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ. При этом доля их суммарной выручки в общем объеме ТОП-1000 в 2011 году составляла более 20% (Рисунок 10).

Рисунок 10. Доли выручки субъектов малого и среднего предпринимательства ТОП-1000 в 2011 году Рисунок 10. Доли выручки субъектов малого и среднего предпринимательства ТОП-1000 в 2011 году

Основные регионы деятельности
Предприятия ТОП-1000 были зарегистрированы в 77 регионах и распределены по территории страны неравномерно. Более 67% крупнейших по объему выручки предприятий были сосредоточены в г. Москве, Московской области и в Санкт-Петербурге (Рисунок 11).

Рисунок 11. Распределение выручки компаний ТОП-1000 по регионам России в 2011 году Рисунок 11. Распределение выручки компаний ТОП-1000 по регионам России в 2011 году

Скоринг бухгалтерской отчетности
Оценка финансового положения предприятий ТОП-1000 показывает, что наибольшая часть из них в 2020 году находится в среднем финансовом положении. (Рисунок 12).

Рисунок 12. Распределение компаний ТОП-1000 в 2020 году по скорингу бухгалтерской отчетности Рисунок 12. Распределение компаний ТОП-1000 в 2020 году по скорингу бухгалтерской отчетности

Индекс платежеспособности Глобас
Подавляющей части предприятий ТОП-1000 в 2020 году присвоен наивысший или высокий Индекс платежеспособности Глобас, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства (Рисунок 13).

Рисунок 13. Распределение компаний ТОП-1000 в 2020 году по Индексу платежеспособности Глобас Рисунок 13. Распределение компаний ТОП-1000 в 2020 году по Индексу платежеспособности Глобас

Вывод
Комплексная оценка деятельности крупнейших российских компаний сферы общественного питания, учитывающая основные индексы, финансовые показатели и коэффициенты, свидетельствует о преобладании положительных тенденций в период 2006 – 2011 годов (Таблица 1).

Таблица 1. Положительные и отрицательные тенденции, факторы оценки, возможный прогноз развития в период кризиса
Тенденции и факторы оценки Удельный вес фактора, % Возможный прогноз
Динамика числа действующих компаний up10  
Темп прироста числа действующих компаний down-10 Число действующих компаний в период острой фазы кризиса может снизиться.
Динамика среднего размера чистых активов up10  
Темп прироста (снижения) среднего размера чистых активов down-10 В период кризиса и выхода из него темпы прироста размера чистых активов могут снизиться.
Рост / снижение доли предприятий с отрицательными значениями чистых активов up10 В период острой фазы кризиса число компаний с отрицательными значениями чистых активов может увеличиться.
Динамика среднего размера выручки up10  
Темп прироста (снижения) среднего размера выручки down-10 В период кризиса темпы прироста размеров выручки могут снизиться.
Динамика среднего размера прибыли up10  
Темп прироста (снижения) среднего размера прибыли (убытка) down-10 В период кризиса темпы прироста прибыли могут снизиться.
Рост / снижение средних размеров чистой прибыли компаний up10  
Рост / снижение средних размеров чистого убытка компаний down-10 В период кризиса и выхода из него размеры чистых убытков могут увеличиться.
Рост / снижение средних значений коэффициента общей ликвидности up5  
Рост / снижение средних значений коэффициента рентабельности инвестиций down-10 В период острой фазы кризиса коэффициент рентабельности инвестиций может снизиться.
Рост / снижение средних значений коэффициента оборачиваемости активов, раз down-10 В период кризиса деловая активность снижается, а на стадии выхода из него растет медленными темпами.
Доля малого и среднего бизнеса по объему выручки более 20% up10  
Региональная концентрация down-10  
Финансовое положение (наибольшая доля) up5  
Индекс платежеспособности Глобас (наибольшая доля) up10  
Среднее значение удельного веса факторов up0,6  

Up положительная тенденция (фактор), Down отрицательная тенденция (фактор).