Коэффициент финансовой зависимости крупнейших российских судостроительных компаний

рэнкинг 25.04.2016

Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг российских судостроительных компаний по коэффициенту финансовой зависимости. Для исследования были выбраны крупнейшие по размеру выручки за последний имеющийся в Статистическом реестре период (2014 год) компании данной отрасли. Далее предприятия первой десятки (Топ-10) были ранжированы по возрастанию значения коэффициента финансовой зависимости (Таблица 1).

Коэффициент финансовой зависимости относится к группе коэффициентов финансовой устойчивости. Показатели данной группы наиболее интересны в плане изучения возможности предоставления долгосрочных кредитов или вложения инвестиций, поскольку характеризуют способность компании погасить свои долгосрочные обязательства. Так, коэффициент финансовой зависимости рассчитывается как отношение суммарных заемных средств к величине собственного капитала и демонстрирует, сколько единиц заемных средств привлекло предприятие на каждую единицу собственных источников финансирования.

Рекомендуемое значение для рассматриваемого показателя - меньше 1. Соотношение заемных и собственных средств не должно быть отрицательным, поэтому значение коэффициента в интервале от 0 до 1 является одним из показателей высокой способности компании отвечать по своим обязательствам.

Экспертами Информационного агентства Credinform, с учетом реального положения дел как в экономике в целом, так и в отраслях, разработан и реализован в Информационно-аналитической системе Глобас-i® расчет практических значений финансовых коэффициентов, которые могут быть признаны нормальными для конкретной отрасли. Для судостроения практическое значение коэффициента финансовой зависимости составляет от 0 до 4,88.

Таблица 1. Чистая прибыль, выручка, коэффициент финансовой зависимости и индекс платежеспособности крупнейших судостроительных компаний (Топ-10)
Наименование, ИНН, регионЧистая прибыль (убыток) 2014 г., тыс. руб.Выручка 2014 г., тыс. руб.Выручка 2014 г. к 2013 г., %Коэффициент финансовой зависимости, (х)Индекс платежеспособности Глобас-i®
НАО ОБЪЕДИНЕННАЯ СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ
ИНН 7838395215,
г. Санкт-Петербург
510 420 23 161 847 583 1,23 283
Высокий
ПАО АДМИРАЛТЕЙСКИЕ ВЕРФИ
ИНН 7839395419,
г. Санкт-Петербург
2 575 347 36 386 181 126 3,03 203
Высокий
ПАО СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ФИРМА АЛМАЗ
ИНН 7813046950,
г. Санкт-Петербург
269 204 5 955 834 172 3,44 196
Наивысший
НАО ПО СЕВЕРНОЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
ИНН 2902059091,
Архангельская область
3 303 852 51 491 685 118 10,06 189
Наивысший
НАО ЦЕНТР СУДОРЕМОНТА ЗВЕЗДОЧКА
ИНН 2902060361,
Архангельская область
15 054 37 877 959 139 12,87 263
Высокий
ПАО АМУРСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД
ИНН 2703000015,
Хабаровский край
67 525 8 184 291 215 16,65 272
Высокий
ПАО СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД СЕВЕРНАЯ ВЕРФЬ
ИНН 7805034277,
г. Санкт-Петербург
-1 101 716 13 494 252 88 36,25 308
Удовлетворительный
ПАО ЛЕНИНГРАДСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД ПЕЛЛА
ИНН 4706000296,
Ленинградская область
-1 933 811 5 119 557 109 41,40 270
Высокий
ПАО ПРИБАЛТИЙСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД ЯНТАРЬ
ИНН 3900000111,
Калининградская область
712 004 27 673 735 227 188,08 228
Высокий
ПАО ВЫБОРГСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД
ИНН 4704012874,
Ленинградская область
49 5 897 758 136 -25,20 285
Высокий

Анализ полученных результатов показывает, что ни у одной из компаний Топ-10 коэффициент финансовой зависимости не соответствует рекомендуемому нормативу. Три верхних строчки рэнкинга занимают компании, у которых значение показателя укладывается в практический норматив. Остальные компании показывают значения коэффициента от 10,06 до 118,08. Значение коэффициента финансовой зависимости ПАО ВЫБОРГСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД имеет отрицательное значение. Это говорит о том, что суммарные заемные средства превышают величину собственного капитала компании.

Среднее значение показателя по отрасли в 2014 г. составило 4,2. Все вышеизложенное свидетельствует о высоком уровне закредитованности как компаний Топ-10, так предприятий отрасли в целом.

По совокупности финансовых и нефинансовых показателей девяти компаниям из Топ-10 присвоен наивысший и высокий индексы платежеспособности Глобас-i®, что характеризует их как финансово устойчивые. ПАО СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД СЕВЕРНАЯ ВЕРФЬ присвоен удовлетворительный индекс платежеспособности Глобас-i®. Это связано, прежде всего, с допущенными предприятием убытками в 2013-2014 гг. и снижением объемов выручки.

        Коэффициент финансовой зависимости крупнейших судостроительных компаний Рисунок 1. Коэффициент финансовой зависимости крупнейших судостроительных компаний (Топ-10)

Крупнейшая компания отрасли по объему выручки за 2014 г. НАО ПО СЕВЕРНОЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ оказалось на 4 месте рэнкинга с показателем финансовой зависимости 10,06. НАО ОБЪЕДИНЕННАЯ СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ демонстрирует наилучшее значение показателя 1,23. В 2014 г. данное предприятие покрыло убыток прошлого года, превышавший 300 млн руб., получило прибыль более 500 млн руб. и увеличило объем выручки по сравнению с предыдущим периодом более чем в 5 раз.

Совокупный объем выручки предприятий ТОП-10 за 2014 г. составил 209,3 млрд рублей, что на 46% больше данного показателя за 2013 г.

Следует отметить высокую концентрацию судостроительных компаний в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В этих регионах зарегистрировано 6 предприятий из Топ-10. Кроме этого, пять предприятий рэнкинга входят в структуру Объединенной судостроительной корпорации: Адмиралтейские верфи, Прибалтийский судостроительный завод Янтарь, Судостроительный завод Северная верфь, Выборгский судостроительный завод и Центр судоремонта Звездочка.

Справочно

Данные Росстата о производстве в России морских и речных судов (кроме военного назначения, прогулочных и спортивных) в 2010 - 2014 гг., (единиц, штук):

 2010 г.2011 г.2012 г.2013 г.2014 г.
Суда грузовые и грузопассажирские 9 20 9 11 10
Суда морские буксирные (кроме буксиров-толкачей) 8 8 10 10 13
Суда морские несамоходные наливные 1 1   1 1
Суда морские пассажирские     1   1
Суда морские самоходные добывающие 7 9 1    
Суда морские самоходные сухогрузные 1        
Суда речные и озерные пассажирские 44 67 57 38 24
Суда речные и озерные самоходные наливные         3
Суда речные несамоходные сухогрузные 8 12 7 11 7
Суда рыболовные; суда-рыбозаводы и прочие суда для переработки или консервирования рыбных продуктов 9 9 1 2  
Суда самоходные промысловые технические и вспомогательные 2     2  
Всего: 89 126 86 75 59

Данные Федерального агентства морского и речного транспорта о количестве судов (единиц), поднадзорных Российскому морскому регистру судоходства, валовой вместимостью более 100 регистровых тонн, которые в соответствии с Кодексом торгового мореплавания должны быть внесены в Государственный судовой реестр или судовую книгу одного из морских или рыбных портов страны и иметь судовые свидетельства (судовой патент или судовой билет), удостоверяющие право плавания под Государственным флагом Российской Федерации и право собственности на судно или пользование им: