Тенденции деятельности водного транспорта

обзор 28.12.2018

Информационное агентство Credinform представляет обзор тенденций деятельности крупнейших российских компаний водного транспорта.

Для анализа были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 - 2017 годы) компании морского и речного транспорта (ТОП-10 и ТОП-1000). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.

Чистые активы - показатель, отражающий реальную стоимость имущества предприятия, рассчитывается ежегодно как разность между активами на балансе предприятия и его долговыми обязательствами. Показатель чистых активов считается отрицательным (недостаточность имущества), если задолженность предприятия превышает стоимость его имущества.

Таблица 1. Крупнейшие российские компании водного транспорта с наибольшими и наименьшими размерами чистых активов в 2015 – 2017 годах
Наименование, ИНН, регион, вид деятельности Стоимость чистых активов, млрд руб. Индекс платежеспособности Глобас
2015 2016 2017
1 2 3 4 5 6
1 ПАО ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ МОРСКОЕ ПАРОХОДСТВО
ИНН 2540047110 г. Москва
Деятельность морского грузового транспорта
30,71 down26,50 down17,88 309 Удовлетворительный
2 ООО ОБОРОНЛОГИСТИКА
ИНН 7718857267 г. Москва
Деятельность морского грузового транспорта
1,19 up1,26 up8,39 249 Высокий
3 НАО СУДОХОДНАЯ КОМПАНИЯ ВОЛЖСКОЕ ПАРОХОДСТВО
ИНН 5260902190 Нижегородская область
Деятельность внутреннего водного грузового транспорта
5,96 up7,23 up7,55 153 Наивысший
4 ПАО СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ПАРОХОДСТВО
ИНН 7812023195 Санкт-Петербург
Деятельность морского грузового транспорта
4,84 up5,23 up5,97 164 Наивысший
5 ООО КОНТЕЙНЕРНЫЙ ТЕРМИНАЛ НУТЭП
ИНН 2315024369 Краснодарский край
Деятельность морского грузового транспорта
1,43 up3,60 up4,81 173 Наивысший
996 ООО НАХОДКА-ПОРТБУНКЕР
ИНН 2508060331 Приморский край
Деятельность морского грузового транспорта
В отношении компании рассматривается дело о признании ее банкротом
-0,13 down-1,03 down-1,24 550 Неудовлетворительный
997 ООО АКВАМАРИН
ИНН 7702655931 г. Москва
Деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта
-1,78 down-1,87 down-2,13 348 Удовлетворительный
998 ООО ПАЛМАЛИ
ИНН 6164087026 Ростовская область
Деятельность морского грузового транспорта
Находится в стадии ликвидации с 21.11.2018
-3,04 up-2,85 down-4,72 600 Неудовлетворительный
999 ООО МАГАДАН-ТРАНЗИТ
ИНН 4909910131 Магаданская область
Деятельность морского пассажирского транспорта
В отношении компании рассматривается дело о признании ее банкротом
0,02 up0,03 down-5,42 600 Неудовлетворительный
1000 ПАО ВОЛЖСКОЕ НЕФТЕНАЛИВНОЕ ПАРОХОДСТВО ВОЛГОТАНКЕР
ИНН 6317019185 Самарская область
Деятельность морского грузового транспорта
Находится в стадии ликвидации с 17.03.2008
4,29 down-7,80 down-7,82 600 Неудовлетворительный

Up — рост показателя к предыдущему периоду, Up — снижение показателя к предыдущему периоду.

За десятилетний период средние размеры чистых активов компаний ТОП-1000 имеют тенденцию к снижению (Рисунок 1).

Рисунок 1. Изменение средних отраслевых показателей размера чистых активов компаний водного транспорта в 2008 – 2017 годах Рисунок 1. Изменение средних отраслевых показателей размера чистых активов компаний водного транспорта в 2008 – 2017 годах

Доли компаний с недостаточностью имущества в ТОП-1000 в последние три года увеличиваются (Рисунок 2).

Рисунок 2. Доля компаний с отрицательными значениями размера чистых активов в ТОП-1000 в 2015 – 2017 годах Рисунок 2. Изменение средних отраслевых показателей размера чистых активов компаний водного транспорта в 2008 – 2017 годах

Выручка от реализации
Объем выручки 10 ведущих компаний отрасли в 2017 году составил 23% от суммарной выручки компаний ТОП-1000. (Рисунок 3). Это свидетельствует об относительно высоком уровне конкуренции в отрасли.

Рисунок 3. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2017 года ТОП-1000 Рисунок 3. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2017 года ТОП-1000

В целом за десятилетний период наблюдается снижение показателей средних отраслевых объемов выручки (Рисунок 4).

Рисунок 4. Изменение средних отраслевых показателей выручки компаний водного транспорта в 2008 – 2017 годах Рисунок 4. Изменение средних отраслевых показателей выручки компаний водного транспорта в 2008 – 2017 годах

Прибыль и убытки
Объем прибыли 10 лидеров отрасли в 2017 году составил 40% от суммарной прибыли ТОП-1000 (Рисунок 5).

Рисунок 5. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарном объеме прибыли 2017 года ТОП-1000 Рисунок 5. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарном объеме прибыли 2017 года ТОП-1000

В течение последних десяти лет средние отраслевые значения показателей чистой прибыли имеют тенденцию к снижению (Рисунок 6).

Рисунок 6. Изменение средних отраслевых значений показателей чистой прибыли компаний водного транспорта в 2008 – 2017 годах Рисунок 6. Изменение средних отраслевых значений показателей чистой прибыли компаний водного транспорта в 2008 – 2017 годах

За трехлетний период средние значения показателей чистой прибыли компаний ТОП-1000 имеют тенденцию к росту, при этом увеличивается и средний размер чистого убытка. (Рисунок 6).

Рисунок 7. Изменение средних значений показателей прибыли и убытка компаний ТОП-1000 в 2015 – 2017 годах Рисунок 7. Изменение средних значений показателей прибыли и убытка компаний ТОП-1000 в 2015 – 2017 годах

Основные финансовые коэффициенты
За десятилетний период средние отраслевые показатели коэффициента общей ликвидности находились в основном ниже интервала рекомендуемых значений - от 1,0 до 2,0, начиная с 2011 года, с тенденций к снижению (Рисунок 8).

Коэффициент общей ликвидности (отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам) - показывает достаточность средств организации для погашения своих краткосрочных обязательств.

Рисунок 8. Изменение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности компаний водного транспорта в 2008 – 2017 годах Рисунок 8. Изменение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности компаний водного транспорта в 2008 – 2017 годах

В течение десяти лет средние отраслевые значения коэффициента рентабельности инвестиций находились на относительно невысоком уровне, с тенденцией к снижению (Рисунок 9).

Коэффициент рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и демонстрирует отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.

Рисунок 9. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций компаний водного транспорта в 2008 – 2017 годах Рисунок 9. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций компаний водного транспорта в 2008 – 2017 годах

Коэффициент оборачиваемости активов - рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов за период и характеризует эффективность использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.

За десятилетний период показатели данного коэффициента деловой активности имеют тенденцию к росту (Рисунок 10).

Рисунок 10. Изменение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов компаний водного транспорта в 2008 – 2017 годах Рисунок 10. Изменение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов компаний водного транспорта в 2008 – 2017 годах

Структура услуг
Наибольшую долю в суммарной выручке ТОП-1000 имеют компании, специализирующиеся на морских грузовых перевозках (Рисунок 11).

Рисунок 11. Распределение видов деятельности в суммарной выручке компаний ТОП-1000 Рисунок 11. Распределение видов деятельности в суммарной выручке компаний ТОП-1000

83% компаний ТОП-1000 зарегистрированы в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ. При этом, их доля в общем объеме выручки компаний ТОП-1000 в 2017 году составила почти 36% (Рисунок 12).

Рисунок 12. Доли выручки субъектов малого и среднего предпринимательства в ТОП-1000, % Рисунок 12. Доли выручки субъектов малого и среднего предпринимательства в ТОП-1000, %

Основные регионы деятельности
Компании ТОП-1000 распределены по территории России относительно равномерно с учетом специфики деятельности и географического положения и зарегистрированы в 62 регионах. Наибольшие доли объема их выручки сосредоточены в Санкт-Петербурге и Приморском крае (Рисунок 13).

Рисунок 13. Распределение выручки компаний ТОП-1000 по регионам России Рисунок 13. Распределение выручки компаний ТОП-1000 по регионам России

Скоринг бухгалтерской отчетности
Оценка финансового положения компаний ТОП-1000 показывает, что наибольшая часть из них находится в среднем финансовом положении (Рисунок 14).

Рисунок 14. Распределение компаний ТОП-1000 по скорингу бухгалтерской отчетности Рисунок 14. Распределение компаний ТОП-1000 по скорингу бухгалтерской отчетности

Индекс платежеспособности Глобас
Большей части компаний из ТОП-1000 присвоен наивысший или высокий Индекс платежеспособности Глобас, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства (Рисунок 15).

Рисунок 15. Распределение компаний ТОП-1000 по Индексу платежеспособности Глобас Рисунок 15. Распределение компаний ТОП-1000 по Индексу платежеспособности Глобас

Вывод
Комплексная оценка деятельности крупнейших российских компаний водного транспорта, учитывающая основные индексы, финансовые показатели и коэффициенты, свидетельствует о некотором преобладании в отрасли отрицательных тенденций (Таблица 2).

Таблица 2. . Положительные и отрицательные тенденции, факторы оценки отрасли
Тенденции и факторы оценки Удельный вес фактора, %
Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера чистых активов down-10
Рост / снижение доли предприятий с отрицательными значениями чистых активов down-10
Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера выручки down-10
Уровень конкуренции / монополизации up10
Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера чистой прибыли (убытка) down-10
Рост / снижение средних размеров чистой прибыли компаний ТОП-1000 up10
Рост / снижение средних размеров чистого убытка компаний ТОП-1000 down-10
Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности down-10
Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций down-10
Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов up10
Доля малого и среднего бизнеса в отрасли по объему выручки более 30% up10
Региональная концентрация up10
Финансовое положение (наибольшая доля) up5
Индекс платежеспособности Глобас (наибольшая доля) up10
Среднее значение факторов down-0,4

Up — положительная тенденция (фактор), Up — отрицательная тенденция (фактор).