Крупнейшие российские предприятия морского грузового транспорта по стоимости чистых активов
рэнкинг 27.03.2017
Информационное агентство Credinform предлагает рэнкинг крупнейших российских предприятий морского грузового транспорта. Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 г. и 2014 г.) компании отрасли (ТОП-10). Далее они были ранжированы по стоимости чистых активов (Таблица 1).
Стоимость чистых активов (млн руб.) рассчитывается как разница между балансовой стоимостью всех активов и суммой долговых обязательств с добавлением доходов будущих периодов.
Рекомендуемых значений для данного показателя не установлено. Показатель отражает реальную стоимость имущества предприятия. Наблюдение за динамикой чистых активов позволяет оценить финансовое состояние предприятия, платежеспособность и уровень риска банкротства.
Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание не только на соответствие нормативным значениям, но и на всю совокупность финансовых показателей и коэффициентов компании.
Наименование, ИНН, регион | Чистая прибыль (убыток) 2015 г., млн руб. | Выручка 2015 г., млн руб. | Стоимость чистых активов 2014 г., млн руб. | Стоимость чистых активов 2015 г., млн руб. | Индекс платёжеспособности Глобас-i® |
---|---|---|---|---|---|
ПАО ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ МОРСКОЕ ПАРОХОДСТВО ИНН 2540047110 г. Москва |
-457,0 | 3 973,8 | 31 164,0 | 30 707,0 | 550 Неудовлетворительный |
ПАО СЕВЕРНОЕ МОРСКОЕ ПАРОХОДСТВО ИНН 2901008432 Архангельская область |
80,6 | 2 729,2 | 1 702,5 | 1 783,2 | 198 Наивысший |
НАО РОСНЕФТЕФЛОТ ИНН 6501096047 г. Москва |
1 258,2 | 5 319,2 | 463,4 | 1 721,6 | 157 Наивысший |
ПАО САХАЛИНСКОЕ МОРСКОЕ ПАРОХОДСТВО ИНН 6509000854 Сахалинская область |
50,3 | 5 289,2 | 1 834,5 | 1 717,1 | 233 Высокий |
НАО ХАТАНГСКИЙ МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ ИНН 2460073530 Красноярский край |
237,3 | 3 610,1 | 494,6 | 770,7 | 159 Наивысший |
ООО СКФ ШЕЛЬФ ИНН 7841472237 Санкт-Петербург |
262,6 | 2 026,1 | 237,8 | 320,4 | 220 Высокий |
ПАО МУРМАНСКОЕ МОРСКОЕ ПАРОХОДСТВО ИНН 5190400250 Мурманская область |
-413,8 | 5 094,8 | -489,4 | 198,4 | 291 Высокий |
ООО СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ МОРСКОЕ ПАРОХОДСТВО ИНН 2536118544 Приморский край |
59,2 | 5 518,1 | 85,5 | 144,7 | 550 Неудовлетворительный |
ООО НИКО ИНН 2538001527 Приморский край |
10,7 | 7 845,6 | 94,1 | 84,7 | 253 Высокий |
ООО ПАЛМАЛИ ИНН 6164087026 Ростовская область |
-5 023,0 | 5 255,5 | 1 985,8 | -3 038,2 | 301 Удовлетворительный |
Итого по группе компаний ТОП-10 (* - среднее значение по группе) |
-3 935,0 | 46 661,4 | *3 757,3 | *3 441,0 | |
Итого по группе компаний ТОП-100 (* - среднее значение по группе) |
-3 124,0 | 69 762,1 | *377,4 | *360,9 | |
Среднее значение по отрасли | -8,9 | 232,9 | 23,6 | 115,5 |
Средняя величина стоимости чистых активов в группе компаний ТОП-10 в 2015 г. значительно выше, чем в группе ТОП-100 и среднеотраслевое значение. При этом, единственной компанией из ТОП-10 имеющей отрицательное значение показателя является ООО ПАЛМАЛИ.

Объем выручки 10 крупнейших компаний составляет 67% от суммарной выручки 100 крупнейших компаний. Это свидетельствует об относительно высоком уровне монополизации в данной отрасли. Доля крупнейшей компании по объему выручки в 2015 г. - ООО НИКО в суммарной выручке группы компаний ТОП-100 составила 11% (Рисунок 2).

Семи компаниям из ТОП-10 присвоен наивысший или высокий индекс платежеспособности Глобас-i®, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства.
ООО ПАЛМАЛИ присвоен удовлетворительный индекс платежеспособности Глобас-i®, в связи с наличием информации об участии в качестве ответчика в арбитражных судебных делах по взысканию задолженности, о незакрытых исполнительных листах и убытка в структуре балансовых показателей. Прогноз развития индекса - стабильный.
ПАО ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ МОРСКОЕ ПАРОХОДСТВО и ООО СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ МОРСКОЕ ПАРОХОДСТВО присвоены неудовлетворительные индексы платежеспособности Глобас-i®, так как в отношении компаний в феврале и марте 2017 года поданы исковые заявление о признании их банкротами. Прогноз развития индексов - негативный.
Пять компаний ТОП-10 снизили показатели прибыли и выручки, либо имеют убыток в 2015 году по сравнению с предыдущим периодом. Кроме этого, четыре компании из этой же группы имеют отрицательную динамику стоимости чистых активов (все эти компании помечены красной заливкой в Таблице 1).
В группе компаний ТОП-100 наблюдалось снижение числа убыточных предприятий с 39 - в 2014 году, до 30 - в 2015 году.
В целом показатели деятельности морского грузового транспорта в денежном выражении в период с 2009 года по 2015 год характеризовались практически постоянным ростом. Однако, в 2016 году в целом произошло снижение показателей выручки. Об этом говорят сведения Федеральной службы государственной статистики (Росстат) (Таблица 2).
2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2016 г. к 2015 г., % | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Перевозка сухих грузов | 14 231 075 | 18 936 563 | 21 660 435 | 20 573 638 | 21 246 726 | 28 557 381 | 34 179 599 | 27 297 117 | -20,1 |
Перевозка прочих грузов | 469 872 | 427 486 | 967 479 | 2 021 801 | 1 828 901 | 4 733 289 | 20 163 969 | 19 005 847 | -5,7 |
Перевозка наливных грузов | 1 081 953 | 3 153 337 | 5 108 787 | 5 475 379 | 6 104 612 | 7 722 547 | 8 940 214 | 7 431 721 | -16,9 |
Итого | 15 782 900 | 22 517 386 | 27 736 701 | 28 070 818 | 29 180 239 | 41 013 217 | 63 283 782 | 53 734 685 | -15,1 |
*) В Таблице 2 красной заливкой отмечен спад перевозок, зеленой заливкой – рост.
По тем же сведениям Росстата объемы переработки грузов в морских портах в натуральном выражении (тонн) растут различными темпами от года к году (Рисунок 3).

Данные за январь-февраль 2017 года приведены к соответствующему периоду 2016 года.
Предприятия по перевозке грузов морским транспортом распределены по территории страны неравномерно и концентрируются в основном прибережных регионах с традиционно сложившейся структурой производства. Исключение составляет г. Москва, где зарегистрированы головные офисы наиболее крупных компаний-перевозчиков. Это подтверждается сведениями Информационно-аналитической системы Глобас-i, согласно которым 100 крупнейших компании отрасли по объему выручки за 2015 год зарегистрированы в 20 регионах России (Рисунок 4).
