Рентабельность продаж крупнейших российских сетевых компаний торговли продуктами питания

рэнкинг 10.06.2016

Информационное агентство Credinform предлагает рэнкинг крупнейших сетевых продуктовых ритейлеров России

Для рэнкинга были отобраны крупнейшие предприятия розничной торговли продуктами питания по объему годовой выручки за последний имеющийся в органах государственной статистики отчетный период (2014 год). ТОП-10 крупнейших компаний был ранжирован по убыванию коэффициента рентабельности продаж. (Таблица 1).   

Рентабельность продаж (%) - доля операционной прибыли в объеме продаж компании. Коэффициент рентабельности продаж отражает эффективность производственной и коммерческой деятельности предприятия и показывает, сколько средств остается у предприятия в результате реализации продукции после покрытия ее себестоимости, выплаты процентов по кредитам и уплаты налогов.

Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики и способности компании контролировать издержки. Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в компаниях. Поэтому следует учитывать, что при равных значениях выручки, операционных затрат и прибыли до налогообложения у двух разных организаций рентабельность продаж может сильно различаться под влиянием объемов процентных выплат на величину чистой прибыли.

Таблица 1. Чистая прибыль, выручка, рентабельность продаж и индекс платежеспособности Глобас-i крупнейших  предприятий розничной торговли продуктами питания (ТОП-10)
Наименование, Торговая марка, ИНН, РегионЧистая прибыль 2014 г., млн руб.Чистая прибыль 2014 г., к 2013 г., %Выручка, 2014 г., млн руб.Выручка 2014 г., к 2013 г., %Рентабельность продаж, %Индекс платежеспособности     Глобас-i
ООО АШАН (© АШАН)
ИНН 7703270067
Московская область
11 934 109 313 629 117 4,93 219 Высокий
ООО АГРОТОРГ (© Пятёрочка, Перекресток, Карусель)
ИНН 7825706086
Санкт-Петербург
1 089 64 116 042 122 3,80 250 Высокий
НАО ТАНДЕР (© Сеть "Магнит")
ИНН 2310031475
Краснодарский край
38 151 130 830 320 132 2,21 212 Высокий
НАО ТОРГОВЫЙ ДОМ ПЕРЕКРЕСТОК (© Перекресток)
ИНН 7728029110
г. Москва
8 760 115 583 105 124 1,29 222 Высокий
ООО ЭЛЕМЕНТ-ТРЕЙД (© ТС "Монетка")
ИНН 6674121179
Свердловская область
1 180 100 57 854 119 0,99 218 Высокий
НАО ДИКСИ ЮГ (© Дикси)
ИНН 5036045205
Московская область
1 675 649 198 420 163 0,92 225 Высокий
ООО ЛЕНТА  (© ЛЕНТА)
ИНН 7814148471
Санкт-Петербург
6 157 92 220 338 136 0,91 238 Высокий
ООО АТАК (© ATAK)
ИНН 7743543232
г. Москва
1 388 107 58 023 129 0,83 220 Высокий
ООО ТД ИНТЕРТОРГ (© "Народная 7Я семьЯ", "идеЯ", "SPAR")
ИНН 7842005813
Ленинградская область
101 61 55 897 133 0,09 216 Высокий
ООО О`КЕЙ (© О’КЕY Group)
ИНН 7826087713
Санкт-Петербург
5 993 172 158 905 109 -0,71 219 Высокий

Лидер отрасли по годовой выручке НАО ТАНДЕР показывает рентабельность продаж 2,21% и занимает третью строчку рэнкинга.  

Средняя рентабельность продаж крупнейших предприятий розничной торговли продуктами питания (ТОП-10) по итогам 2014 года составила 1,52% при среднем отраслевом значении 2,36%. У занимающих первые две строчки рэнкинга ООО АШАН и ООО АГРОТОРГ значение показателя составило 4,93% и 3,80% соответственно. 

ООО О`КЕЙ демонстрирует отрицательное значения рентабельности продаж. Это  свидетельствует о том, что себестоимость продукции выше, чем прибыль от ее реализации, цена недостаточно высока для покрытия всех издержек, а собственные активы компании используются не эффективно.

Все компании, попавшие в ТОП-10 закончили 2014 год с положительной динамикой выручки и с прибылью. Однако у трех компаний наблюдается снижение чистой прибыли относительно предыдущего периода.

Высокий Индекс платежеспособности Глобас-i присвоен всем компаниям ТОП-10, что указывает на их способность своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства, риск невыполнения которых минимален.

Рисунок 1. Выручка и рентабельность продаж крупнейших предприятий розничной торговли продуктами питания (ТОП-10)

Выручка и рентабельность продаж крупнейших предприятий розничной торговли продуктами питания

Годовая выручка компаний из списка ТОП-10 по итогам 2014 года составила 2,59 трлн руб., что выше суммарного показателя в 2013 году на 28%. Показатели чистой прибыли этих компаний также демонстрируют положительную динамику. Так, суммарная чистая прибыль компаний ТОП-10, составившая в 2014 году 76,4 млрд руб., выросла на 60% относительно предыдущего года. 

Розничная торговля длительное время являлась одним из драйверов роста экономики. В нынешних сложных экономических условиях, несмотря на возросшую инфляцию и снижение платежеспособного спроса, отрасль в целом продолжает демонстрировать положительную динамику с плавным снижением темпов прироста. Это подтверждается данными Росстата об обороте розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия в целом по Российской Федерации (Рисунок 2, 3).

Рисунок 2. Оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия    (за год, млрд руб.)

Оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия

На графике наблюдается стабильный рост оборота розничной торговли пищевыми продуктами, на который не оказали существенного влияния кризисные явления в экономике 2008 – 2009 г.г. и 2014 – 2015 г.г.

Рисунок 3. Темпы прироста оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия (от года к году с 2007 г., %%)

Темпы прироста оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия

Темпы прироста оборота розничной торговли пищевыми продуктами демонстрируют меняющиеся показатели от года к году, с плавным снижением начиная с 2013 года. Поквартальный анализ показывает аналогичную тенденцию. В 1-м квартале 2016 года темп прироста составил 4% относительно того же периода в 2015 году.

Для сетевой розничной торговли характерна высокая концентрация компаний в г. Москве и в крупных промышленных центрах страны с наиболее платежеспособным населением. Это подтверждается данными Информационно-аналитической системы Глобас-i  о распределении зарегистрированных по регионам 100 крупнейших по объему выручки за 2014 год компаний отрасли (ТОП-12 Регионов):

 РегионЧисло компаний
1. г. Москва 22
2. Санкт-Петербург 9
3. Московская область 8
4. Красноярский край 4
5. Нижегородская область 4
6. Республика Башкортостан 4
7. Алтайский край 3
8. Волгоградская область 3
9. Ленинградская область 3
10. Республика Татарстан 3
11. Свердловская область 3
12. Челябинская область 3