Рентабельность продаж крупнейших российских сетевых компаний торговли продуктами питания
рэнкинг 10.06.2016
Информационное агентство Credinform предлагает рэнкинг крупнейших сетевых продуктовых ритейлеров России.
Для рэнкинга были отобраны крупнейшие предприятия розничной торговли продуктами питания по объему годовой выручки за последний имеющийся в органах государственной статистики отчетный период (2014 год). ТОП-10 крупнейших компаний был ранжирован по убыванию коэффициента рентабельности продаж. (Таблица 1).
Рентабельность продаж (%) - доля операционной прибыли в объеме продаж компании. Коэффициент рентабельности продаж отражает эффективность производственной и коммерческой деятельности предприятия и показывает, сколько средств остается у предприятия в результате реализации продукции после покрытия ее себестоимости, выплаты процентов по кредитам и уплаты налогов.
Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики и способности компании контролировать издержки. Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в компаниях. Поэтому следует учитывать, что при равных значениях выручки, операционных затрат и прибыли до налогообложения у двух разных организаций рентабельность продаж может сильно различаться под влиянием объемов процентных выплат на величину чистой прибыли.
Наименование, Торговая марка, ИНН, Регион | Чистая прибыль 2014 г., млн руб. | Чистая прибыль 2014 г., к 2013 г., % | Выручка, 2014 г., млн руб. | Выручка 2014 г., к 2013 г., % | Рентабельность продаж, % | Индекс платежеспособности Глобас-i |
---|---|---|---|---|---|---|
ООО АШАН (© АШАН) ИНН 7703270067 Московская область |
11 934 | 109 | 313 629 | 117 | 4,93 | 219 Высокий |
ООО АГРОТОРГ (© Пятёрочка, Перекресток, Карусель) ИНН 7825706086 Санкт-Петербург |
1 089 | 64 | 116 042 | 122 | 3,80 | 250 Высокий |
НАО ТАНДЕР (© Сеть "Магнит") ИНН 2310031475 Краснодарский край |
38 151 | 130 | 830 320 | 132 | 2,21 | 212 Высокий |
НАО ТОРГОВЫЙ ДОМ ПЕРЕКРЕСТОК (© Перекресток) ИНН 7728029110 г. Москва |
8 760 | 115 | 583 105 | 124 | 1,29 | 222 Высокий |
ООО ЭЛЕМЕНТ-ТРЕЙД (© ТС "Монетка") ИНН 6674121179 Свердловская область |
1 180 | 100 | 57 854 | 119 | 0,99 | 218 Высокий |
НАО ДИКСИ ЮГ (© Дикси) ИНН 5036045205 Московская область |
1 675 | 649 | 198 420 | 163 | 0,92 | 225 Высокий |
ООО ЛЕНТА (© ЛЕНТА) ИНН 7814148471 Санкт-Петербург |
6 157 | 92 | 220 338 | 136 | 0,91 | 238 Высокий |
ООО АТАК (© ATAK) ИНН 7743543232 г. Москва |
1 388 | 107 | 58 023 | 129 | 0,83 | 220 Высокий |
ООО ТД ИНТЕРТОРГ (© "Народная 7Я семьЯ", "идеЯ", "SPAR") ИНН 7842005813 Ленинградская область |
101 | 61 | 55 897 | 133 | 0,09 | 216 Высокий |
ООО О`КЕЙ (© О’КЕY Group) ИНН 7826087713 Санкт-Петербург |
5 993 | 172 | 158 905 | 109 | -0,71 | 219 Высокий |
Лидер отрасли по годовой выручке НАО ТАНДЕР показывает рентабельность продаж 2,21% и занимает третью строчку рэнкинга.
Средняя рентабельность продаж крупнейших предприятий розничной торговли продуктами питания (ТОП-10) по итогам 2014 года составила 1,52% при среднем отраслевом значении 2,36%. У занимающих первые две строчки рэнкинга ООО АШАН и ООО АГРОТОРГ значение показателя составило 4,93% и 3,80% соответственно.
ООО О`КЕЙ демонстрирует отрицательное значения рентабельности продаж. Это свидетельствует о том, что себестоимость продукции выше, чем прибыль от ее реализации, цена недостаточно высока для покрытия всех издержек, а собственные активы компании используются не эффективно.
Все компании, попавшие в ТОП-10 закончили 2014 год с положительной динамикой выручки и с прибылью. Однако у трех компаний наблюдается снижение чистой прибыли относительно предыдущего периода.
Высокий Индекс платежеспособности Глобас-i присвоен всем компаниям ТОП-10, что указывает на их способность своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства, риск невыполнения которых минимален.
Рисунок 1. Выручка и рентабельность продаж крупнейших предприятий розничной торговли продуктами питания (ТОП-10)
Годовая выручка компаний из списка ТОП-10 по итогам 2014 года составила 2,59 трлн руб., что выше суммарного показателя в 2013 году на 28%. Показатели чистой прибыли этих компаний также демонстрируют положительную динамику. Так, суммарная чистая прибыль компаний ТОП-10, составившая в 2014 году 76,4 млрд руб., выросла на 60% относительно предыдущего года.
Розничная торговля длительное время являлась одним из драйверов роста экономики. В нынешних сложных экономических условиях, несмотря на возросшую инфляцию и снижение платежеспособного спроса, отрасль в целом продолжает демонстрировать положительную динамику с плавным снижением темпов прироста. Это подтверждается данными Росстата об обороте розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия в целом по Российской Федерации (Рисунок 2, 3).
На графике наблюдается стабильный рост оборота розничной торговли пищевыми продуктами, на который не оказали существенного влияния кризисные явления в экономике 2008 – 2009 г.г. и 2014 – 2015 г.г.
Рисунок 3. Темпы прироста оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия (от года к году с 2007 г., %%)
Темпы прироста оборота розничной торговли пищевыми продуктами демонстрируют меняющиеся показатели от года к году, с плавным снижением начиная с 2013 года. Поквартальный анализ показывает аналогичную тенденцию. В 1-м квартале 2016 года темп прироста составил 4% относительно того же периода в 2015 году.
Для сетевой розничной торговли характерна высокая концентрация компаний в г. Москве и в крупных промышленных центрах страны с наиболее платежеспособным населением. Это подтверждается данными Информационно-аналитической системы Глобас-i о распределении зарегистрированных по регионам 100 крупнейших по объему выручки за 2014 год компаний отрасли (ТОП-12 Регионов):
Регион | Число компаний | |
---|---|---|
1. | г. Москва | 22 |
2. | Санкт-Петербург | 9 |
3. | Московская область | 8 |
4. | Красноярский край | 4 |
5. | Нижегородская область | 4 |
6. | Республика Башкортостан | 4 |
7. | Алтайский край | 3 |
8. | Волгоградская область | 3 |
9. | Ленинградская область | 3 |
10. | Республика Татарстан | 3 |
11. | Свердловская область | 3 |
12. | Челябинская область | 3 |