Обзор законопроектов Государственной Думы восьмого созыва

статья 22.11.2021

Государственная Дума Федерального Собрания РФ восьмого созыва работает с 12 октября 2021 г. За истекший период были приняты и подписаны Президентом РФ пять Федеральных законов, 3 закона направлены на утверждение в Совет Федерации, 73 законопроекта направлены для представления отзывов и 22 - для представления поправок. Предлагаем обзор законопроектов в сфере экономики, находящихся в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе.

Ко второму чтению проектом Федерального закона №1258306-7 смягчены ранее запланированные меры по деофшоризации. В целях ограничения возможности получения государственной поддержки в виде субсидий и бюджетных инвестиций компаниями, владельцы которых зарегистрированы в офшорных зонах, предлагается сократить возможность прямого или косвенного, т.е. через третьих лиц, офшорного владения в уставном капитале этих юридических лиц с 50% до 25%. Кроме этого, при определении доли, принадлежащей зарегистрированным в офшорах владельцам, предлагается не учитывать акции, обращающиеся на организованных торгах.

Находящимся на рассмотрении во втором чтении проектом Федерального закона №1159731-7 о внесении изменений в закон «О бухгалтерском учете» предлагается:

  • ограничить круг организаций, освобожденных от представления отчетности в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИРБО);
  • наделить Правительство РФ полномочиями по определению случаев, в которых доступ к информации из ГИРБО может быть ограничен временно или постоянно для отдельных категорий пользователей;
  • установить единый срок для представления исправленной отчетности в ГИРБО;
  • уточнить состав сведений, подлежащих размещению организациями в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности.

В первом чтении рассматриваются законопроекты, предусматривающие:

  • подготовку Правительством РФ предложений о формировании перечня стратегически значимых организаций оборонно-промышленного комплекса, которые представляются Президенту РФ для утверждения. Предполагается установить специальные требования к возможности отчуждения или передачи в доверительное управление акций или долей в уставном капитале организаций, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности страны;
  • устранение основных правовых коллизий и препятствий для нормальной работы акционерных обществ работников (народных предприятий);
  • смягчение ограничений на получение поддержки субъектами малого и среднего предпринимательства, допустившими незначительные нарушения порядка и условий оказания поддержки;
  • устранение ряда административных барьеров в виде получения обязательных согласований при совершении сделок, направленных на восстановление ранее утраченного контроля бенефициарного владельца над иностранной компанией в случае ее регистрации в порядке редомициляции в качестве международной компании на территории специальных административных районов в России.

В стадии предварительного рассмотрения находится проект Федерального закона №1256483-7 «О финансовых группах и финансовых холдингах», которым предполагается ввести понятия финансовой группы, финансового холдинга и условия, при которых объединения юридических лиц признаются финансовыми группами или холдингами. Так, финансовой группой по общему правилу может быть признано объединение юридических лиц, находящихся под контролем или значительным влиянием финансовой организации, а финансовым холдингом – объединение юридических лиц, находящихся под контролем нефинансовой организации, одним из участников которого является финансовая организация, и доля финансовой деятельности в деятельности которого составляет не менее 40%.