Наши бабы самые ромовые (Обзор российского рынка кондитерских изделий)

сми 14.05.2018

ОБЪЕМ ВНУТРЕННЕГО ПРОИЗВОДСТВА

Российский рынок кондитерских изделий входит в число крупнейших мировых рынков. На нем представлено большое количество продукции известных брендов. Ключевые зарубежные производители для повышения рентабельности бизнеса строят или приобретают производственные мощности в РФ. Богатая история и кулинарные традиции в избытке имеются и у отечественных компаний.

По итогам 2016 года в России было изготовлено 3569 тысяч тонн различных кондитерских изделий, что на 2,1% больше, чем в 2015-м (рис. 1). А если сравнить прошлогодний показатель с уровнем 2010 года, то прирост внутреннего производства составит 23,5%.

Рисунок 1. Динамика производства кондитерских изделий в 2010 - 2016 годах, тыс. т

Последние 3 года производство кондитерских изделий увеличивается не столь значительными темпами, как это было до 2014 года, что объясняется общим снижением потребительского спроса, вызванного падением реально располагаемых доходов населения, ростом цен на ключевое сырье — какао-бобы. Стоит отметить, что в конце 2016 года начался спад цен на какао-бобы. Однако как правило, компании создают товарные запасы, особенно это касается сырья, способного долго храниться на складах. Вероятнее всего, отечественные компании закупались по ценам, которые были существенно выше сегодняшних.

СТРУКТУРА РЫНКА

Рынок кондитерских изделий подразделяют на 2 большие группы (сегменты):

  • сахаристые — ягодные изделия, карамель, драже, шоколад, и изделия на основе какао-порошка, конфеты, ирис, халва и восточные сладости типа карамели и конфет;
  • мучные — печенье, пряники, вафли, кексы, ромовые бабы, рулеты, мучные восточные сладости, торты, пирожные. В свою очередь, категорию мучных кондитерских изделий принято делить на продукцию длительного и недлительного хранения. В первом случае для ее изготовления используется множество консервантов и заменителей.

Кондитерские изделия на основе какао и шоколада формируют 49,4% рынка в натуральном выражении (рис. 2). Сладкое печенье и пряники, вафли, торты длительного хранения образуют долю в 40,5%. На торты, пирожные и другую мучную кондитерскую продукцию недлительного хранения приходится оставшаяся доля отечественного рыка, равная 10%.

Рисунок 2. Структура производства кондитерских изделий по видам в 2016 году в натуральном выражении, % от общего объема

ДИНАМИКА ПРОИЗВОДСТВА ПО ОСНОВНЫМ СЕГМЕНТАМ

Производство кондитерских изделий на основе шоколада достигало своего исторического пика в современной истории России в 2014 году — 1759 тысяч тонн (рис. 3). В 2015 году произошло некоторое снижение показателя, а по итогам 2016-го наблюдался небольшой рост.

Рисунок 3. Динамика производства кондитерских изделий в 2010 - 2016 годах, тыс. т

Причина достаточно очевидна: девальвация рубля при одновременном подорожании расценок на первичное сырье — какао-бобы, увеличили издержки компаний, наблюдался рост цен, произошло снижение спроса, что в итоге выразилось в стагнации шоколадной индустрии.

Мучная кондитерская продукция длительного хранения, напротив, демонстрирует устойчивую положительную динамику производственных показателей. Если сравнить итоги прошлого года (1436 тысяч тонн) с уровнем 2010-го, то прирост составит 30,9%.

Спрос на кондитерскую продукцию недлительного хранения (торты, пирожные) держится на стабильном уровне. Выпуск сладостей этой категории в 2016 году чуть превысил 356 тысяч тонн.

ОБЪЕМ ВНЕШНЕТОРГОВОГО ОБОРОТА

Проанализировав внешнеторговый оборот, можно со всей уверенностью констатировать, что российские кондитеры практически полностью удовлетворяют внутренний спрос, а также успешно поставляют свою продукцию в другие страны. За исключением какао-бобов, внутренние поставщики могут предложить все первичное сырье для производства сладостей.

В 2016 году объем импорта кондитерской продукции составил 162 тысячи тонн, а на экспорт было направлено 339 тысяч тонн при объеме внутреннего производства 3569 тысяч тонн (рис. 4). Таким образом, в натуральном выражении доля импорта в российских магазинах не превышает 5% при общем объеме рынка 3392 тысячи тонн. Исходя из этих данных, можно установить, что потребление сладостей в России на душу населения составляет 23,1 килограмма в год.

Рисунок 4. Динамика внешней торговли на кондитерском рынке в 2014 - 2016 годах, тыс. т

В 2016 году после стабилизации валютного курса внешнеторговый оборот на кондитерском рынке начал немного восстанавливаться после провального 2015 года, когда импорт рухнул на 41,4%, а экспорт снизился на 4,8%.

Основными внешнеторговыми партнерами по импорту кондитерских изделий в Россию являются страны ЕС, прежде всего — Германия, Италия и Польша. Также в Топ-5 импортеров входят партнеры по ЕАЭС — Белоруссия и Казахстан. В совокупности на долю этих государств приходится 60% всех поставок (табл. 1).

Таблица 1. Основные внешнеторговые партнеры РФ по импорту кондитерской продукции в 2016 году. тыс. т

Украина потеряла российский рынок практически полностью: если в 2013 году доля продукции из этой страны достигала 33%, то в 2016-м она сократилась до скромных 1,6%. Всего в 2016 году кондитерская продукция в Россию завозилась из 79 стран мира.

Экспорт сладостей из России, несмотря на все сложности, остается достаточно стабильным — в 2016 году он составил 339 тысяч тонн, а падение закупочных цен (из-за девальвации рубля) для иностранных контрагентов сделало отечественную продукцию более конкурентоспособной на зарубежных рынках.

Основные партнеры России по экспорту — это государства—члены ЕАЭС: Казахстан (26,3% поставок в натуральном выражении), Белоруссия (13,8%), а также Китай (10,4%). В совокупности на эти 3 страны приходится 50,5% общего объема отечественного экспорта (табл. 2).

Таблица 2. Основные внешнеторговые партнеры РФ по экспорту кондитерской продукции в 2016 году. тыс. т

Доля стран ЕС в общем объеме экспорта российской кондитерской продукции остается незначительной — около 4% в натуральном выражении. Всего экспорт российской продукции в 2016 году осуществлялся в 78 стран мира, вплоть до таких экзотичных государств как, например, Сомали, Алжир, Тунис, Чили и других.

ЦЕНЫ

Рассматривая средние розничные цены, которые установились на основные виды кондитерской продукции в целом по стране, мы можем проследить некоторую стабилизацию ситуации, особенно после всплеска инфляции в 2015–2016 годах. Исключение составляет шоколад, стоимость которого продолжает расти, но не столь быстрыми темпами. Причина кроется в неблагоприятной мировой конъюнктуре цен на какао-бобы, а отечественный производитель полностью зависим от этого сырья.

В июне 2017 года килограмм шоколада в России в среднем стоил 836 рублей (рис. 5). Конфеты шоколадные реализовывались по 591 рублю за килограмм, торты — по 431 рублю, а пряники — по 127 рублей.

Рисунок 5. Динамика средних розничных цен на кондитерскую продукцию в 2015 - 2017 годах, руб./кг

Ограничительным фактором дальнейшего роста цен выступает снижение покупательной способности населения.

ПРОИЗВОДИТЕЛИ

По данным информационно-аналитической системы ГЛОБАС® Информационного агентства «Крединформ», среди производителей кондитерских изделий можно выделить Топ-10 работающих на российском рынке компаний, наиболее успешных по объему годовой выручки от продаж. Ключевыми игроками здесь являются: ООО «Нестле Россия», ООО «Марс» и ООО «Мондэлис Русь» (табл. 3). Тройка лидеров прочно удерживает свои позиции на кондитерском рынке России в промышленных масштабах. Компании организовали собственное производство внутри страны и выпускают продукцию под всем известными и узнаваемыми мировыми брендами.

Таблица 3. Основыне производители на кондитерском рынке по объему выручки от продаж

Отдельно стоит упомянуть ООО «Фацер», которое показывает существенное снижение годовой выручки по причине высокой импортной составляющей на основные пищевые ингредиенты, приведшее к значительному росту издержек. Таким образом, в сегодняшних экономических условиях заметно проигрывают те игроки, которые не успели максимально плотно локализовать производство и организовать цепочки поставщиков непосредственно в России.

Практически все россияне в том или ином виде балуют себя всевозможными сладостями. Сегодня происходит трансформация кондитерского рынка: полностью ушел украинский производитель, значительно сократились поставки импортной продукции из других государств. Девальвация рубля дает отличный шанс отечественным компаниям как нацелиться на расширение своего присутствия в близлежащих странах, так и открыть новые направления сбыта продукции, которая по качеству практически не уступает европейской.

Антон Щербаков,
эксперт информационного агентства
«Крединформ»

Источник публикации: Журнал RUSSIAN FOOD&DRINKS MARKET №6/2017

Сайт публикации