Первые итоги антитабачного закона

вестник 03.04.2014

За январь-ноябрь 2013 года совокупный объем производства табачной продукции в России составил 353 млрд сигарет, что на 6% меньше чем за аналогичный период 2012 года. По прогнозам экспертов Credinform, в 2014 году объем производства табачной продукции в России составит 386 млрд штук.

В 2013 году ставки акцизов на табачные изделия выросли до рекордных 40%, тогда как в предыдущие годы налог увеличивался в среднем на 10% ежегодно. В результате акциз на пачку сигарет вырос с 7 до 10 рублей. Российский рынок табачной продукции моментально отреагировал на подобные изменения сокращением объемов производства.

Увеличение ставки акцизов на табачную продукцию входит в план антитабачной кампании правительства. Госдумой утверждены ставки акциза на сигареты на 2014-2016 годы. Так, в 2014 году планируется рост акцизов на 42% по отношению к 2013 году, в 2015 году – на 20% по отношению к 2014 году, в 2016 – на 28% по отношению к 2015 году.

В борьбе за здоровье нации депутаты обратились к международному опыту в решении этой серьёзной проблемы, и повышение акцизов - это лишь одна из мер. Опыт показывает, что повышение цены на «вредную продукцию» является одним из самых действенных механизмов в борьбе с ней. К декабрю 2013 года средняя цена на сигареты зарубежных торговых марок в России выросла в сравнении со средней ценой в январе-декабре 2012 года на 18% и составила 61 руб. за пачку, сигареты с фильтром отечественных марок подорожали на 31%, их цена установилась на уровне 37 руб. за пачку. Однако на сегодняшний день цена сигарет в России остаётся одной из самых низких в Европе и Азии. Ниже чем у нас акцизы только в Казахстане и Белоруссии.

По данным экспертов Credinform, в 2013 году сокращение объемов российского табачного рынка в натуральном выражении на 6% сопровождалось его ростом в денежном выражении на 2%. По итогам 2013 года объем рынка составил 384 млрд сигарет или 1134 млрд рублей.

График. Объем российского табачного рынка в натуральном и стоимостном выражении

антитабачный закон

В рамках антитабачной кампании 1 июня 2013 года вступил в силу Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», согласно которому запрещается курить практически во всех общественных местах (в офисах, школах и вузах, больницах, фитнес-центрах, любых госучреждениях, на пляжах, детских площадках и т.д.). В тексте закона также предусмотрены штрафы за курение в неположенном месте: так за курение на территории больницы предусмотрен штраф в 1 тыс. рублей, а за курение на детской площадке – 3 тыс. рублей.

Согласно антитабачному закону теперь под запретом любая реклама табачной продукции, в том числе спонсорство и бесплатная раздача сигарет (промо акции). Подобные нововведения – первые шаги в сторону так называемого «слепого рынка», т.е. запрет не только рекламы, но и появления продукции на витринах. С июня 2014 года ознакомиться с ассортиментом табачной продукции в торговой точке покупатель сможет только из прейскуранта на табак, с витрин вся табачная продукция исчезнет. Некоторые европейские страны пошли еще дальше в этом вопросе, запретив брендирование табачной продукции. Так, правительство Великобритании планирует уже к 2015 году продавать сигареты в одинаковых пачках, без логотипов и указания бренда. 

Но и производители не стоят на месте. Один из мировых лидеров табачного рынка Филип Моррис Интернэшнл собирается запустить в России продажу сигарет под своей флагманской именной торговой маркой Philip Morris, заменив в портфеле компании торговую марку Союз Аполлон. Предполагается сначала провести тестовые продажи в Набережных Челнах, и при сохранении лояльности к продукции в тестируемом регионе возможен перезапуск в федеральном масштабе.

Основными производителями сигарет в мире являются США, Китай и Великобритания. В России же крупные фабрики, производящие сигареты, принадлежат в основном международным табачным корпорациям. Как изменится их финансовое положение с введением закона предсказать сложно. На текущий момент Топу крупнейших по обороту производителей табачной продукции в России агентством Credinform был присвоен высокий и наивысший индексы платёжеспособности ГЛОБАС-i®, что говорит об их стабильности и финансовой устойчивости. 

Таблица 1. Выручка крупнейших производителей табачной продукции России
Наименование, ИННРегионВыручка, млрд руб., 2012 годИндекс платежеспособности ГЛОБАС-i®, 2014 год

1

ЗАО Филип Моррис Ижора
ИНН 4720007247
Ленинградская область 59,299 159 (наивысший)
2 ЗАО Бритиш Американ Тобакко-СПб
ИНН 7809008119
г.Санкт-Петербург 31,932 193 (наивысший)
3 ЗАО ЛИГГЕТТ-ДУКАТ
ИНН 7710064121
г.Москва 18,493 207 (высокий)
4 ОАО ФИЛИП МОРРИС КУБАНЬ
ИНН 2311010485
Краснодарский край 9,912 231 (высокий)

5

ОАО Донской табак
ИНН 6163012571
Ростовская область 8,927 201 (высокий)
6 ООО Империал Тобакко Волга
ИНН 3443033593
Волгоградская область 8,012 202 (высокий)

7

ООО Крес Нева
ИНН 4720011412
Ленинградская область 3,886 204 (высокий)
8 ЗАО Империал Тобакко Ярославль
ИНН 7601000015
Ярославская область 3,241 212 (высокий)
9 ЗАО Донской табак
ИНН 6162063051
Ростовская область 3,079 247 (высокий)
10 ОАО Погарская сигаретно - сигарная фабрика
ИНН 3223000539
Брянская область 1,460 259 (высокий)

Несмотря на, безусловно, благие цели, которые преследуют депутаты, вводя столь жесткие законы для табачного рынка, многие эксперты отмечают, что резкое повышение акцизных ставок может привести к увеличению объемов нелегального рынка табачной продукции. Сегодня по оценкам экспертов, нелегальный табачный рынок составляет около 2%, а в некоторых областях он достигает 6-8%. Развитию так называемого серого табачного рынка также способствует различие в ценах на сигареты в странах Таможенного союза. 

Наибольшее количество табакозависимых потребителей живет в Китае, Йемене, Камбодже и Джибути. По данным Росстата, количество курильщиков в России за последние два года не изменилось: и до принятия антитабачного закона в 2011 году и после его принятия в 2013 году их доля в стране составляла 24%. Хотя всё же два года - слишком маленький срок для выводов об эффективности введённых изменений.