Рост туристических поездок россиян в прошлом году оказался ниже среднего

вестник 04.04.2013

По данным Информационно-аналитической системы ГЛОБАС-i, в России зарегистрировано 44 160 компаний, работающих в сфере деятельности туристических агентств, из них только 1 500 организаций предоставили бухгалтерскую отчётность в Росстат за 2011 год - последний отчетный период.

Исходя из отчётности, объём рынка туристических услуг в России на 2011 год составляет более 54 млрд. руб. За прошлый отчётный период (2010 г.) этот показатель оказался на отметке в 37 млрд. руб. Изменение составило 47%. Однако чистая прибыль туристических компаний в 2011 году снизилась на 52% (340 млн. руб.). Уменьшение размера чистой прибыли при увеличении объемов реализации может говорить о снижении эффективности функционирования отрасли, в том числе о падении рентабельности продаж, отражающей способность компаний контролировать свои издержки.

По данным Информационного Агентства Credinform большинство компаний (44%), занятых в туристической отрасли и предоставивших отчётность за 2011 год, имеют удовлетворительный индекс платёжеспособности ГЛОБАС-i. На выполнение их долговых обязательств значительное влияние может оказывать изменение экономической ситуации. Однако предприятий с высоким индексом платёжеспособности в этой отрасли в России также достаточно много (42%). Риск невыполнения финансовых обязательств у таких организаций незначителен. Низкий индекс платёжеспособности присвоен 11% из всех сдавших отчётность. У этой группы высокая зависимость не только от изменения экономической ситуации, но и от заёмных средств. К сожалению, в России крайне мало туристических компаний с максимальным наивысшим индексом – всего 3%. С точки зрения сотрудничества, получения прибыли и минимизации рисков, предприятия данной группы были бы наиболее привлекательными для инвестирования и заключения контрактов.

Индекс платёжеспособности и чистая прибыль ТОП-10 туристических операторов России
(Компании ранжированы по обороту)
Наименование ИНН Оборот, тыс. руб., 2011 г. Чистая прибыль, тыс. руб., 2011 г. Индекс платёжеспособности
1 ЗАО ФИРМА НЕВА 7813034418 3 684 068,00   401,00 255 (высокий)
2 ООО Верса 7802137274 3 392 209,00 10 993,00 223 (высокий)
3 ООО СОЛВЕКС-ТУРНЕ 7813080157 2 514 081,00 2 228,00 217 (высокий)
4 ООО Южный Крест Трэвел 7707650655 2 169 558,00 4 871,00 257 (высокий)
5 ООО АкадемСервис 5024053441 1 766 151,00 5 239,00 241 (высокий)
6 ООО ВодоходЪ 7707511820 1 748 113,00 24 314,00 260 (высокий)
7 ЗАО Сирена-Трэвел 7714171484 1 212 948,00 437 080,00 153 (наивысший)
8 ЗАО АгентствоДАВС 7704524814 631 860,00 45 258,00 173 (наивысший)
9 ОАО Хабаровская компания по иностранному туризму и коммерции Интур-Хабаровск 2702032046 615 755,00 11 364,00 204 (высокий)
10 ООО Интерком 7708676102 606 822,000 76 531,00 284 (высокий)

 

По итогам 2011 года наметилась и положительная тенденция: в выборку действующих туристических компаний не попала ни одна организация с неудовлетворительным индексом платёжеспособности, при котором сотрудничество с такими компаниями рекомендуется отклонять.

Основную часть выручки турфирмы России получают, отправляя граждан за рубеж. По данным Росстата в 2012 году с целью туризма россияне совершили 15,332 млн. поездок, и это на 5,8% больше чем в 2011 году. Однако, сравнив рост зарубежных туристических путешествий сограждан в предыдущие годы, можно сделать вывод, о том, что 2012 год характеризовался достаточно вялым интересом к выездному туризму. К примеру, в 2011 году по сравнению с 2010-м рост составил 15%, а в 2010-м относительно 2009-го – 32%.

Подобное развитие туристического рынка некоторые эксперты объясняют снижением покупательной способности населения. Также среди возможных причин можно назвать увеличение в 2012 году стоимости турпакетов, что снизило спрос на массовых направлениях. Рост стоимости путёвок был обусловлен более внимательным подходом туроператоров к вопросам ценообразования. После рекордного количества банкротств, отмеченных в прошлом году на туристическом рынке, эксперты заметили снижение активности демпинговых войн, в результате чего снизилось количество горящих туров.

Наиболее популярными направлениями для зарубежного отдыха россиян по-прежнему остаются Турция, Египет, Китай, Таиланд и Испания. Скорее всего, в текущем году положение первой тройки не изменится, хотя, по некоторым оценкам, подняться до третьего места имеет все шансы Испания, в последние годы это направление демонстрирует стабильный рост и интерес у наших туристов.

Интересно, что максимальный рост количества поездок за границу относительно 2011 г. показали Эмираты. Здесь количество путешественников из России увеличилось на 39%. Турция же, несмотря на максимальные показатели количества турпоездок, потеряла 6% относительно показателей 2011 г. Достаточно неожиданным стали показатели по Финляндии: посещение страны с целью туризма снизилось на 44% в 2012 г. Скорее всего это связано с перераспределением въезда по целям прибытия. Россияне, въезжая по многократным визам за покупками, чаше стали указывать цель прибытия «частную», а не «туристическую».

Основной проблемой прошлого сезона оставались банкротства туроператоров и турагентств. Чтобы избежать подобных массовых случаев с этого года кроме расходов на страхование операторы должны будут платить взносы в фонд экстренной помощи туристам. Ежегодный взнос составит 0,1% от оборота, но не менее 100 000 рублей. Однако остаётся открытым вопрос, все ли туристические компании смогут оплатить такую сумму без ущерба для бизнеса и как это отразится на ценах турпродуктов.

Одним из способов снижения рисков сотрудничества с недобросовестными туроператорами является получение информации из ежедневно обновляемой базы данных ГЛОБАС-i® Информационного Агентства Credinform.