Российский туристический бизнес показывает рост

вестник 07.11.2013

По данным Федерального агентства по туризму, в 1-м полугодии 2013 года туристическими фирмами (туроператорами и турагентствами) России было отправлено за пределы страны 8 млн 523 тыс. человек, что на 32% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Российский зарубежный выездной туристический рынок показывает хорошие темпы роста. Единственным исключением стал 2009 год, когда число отправленных туристов за рубеж сократилось на 15,7%. Эту ситуацию можно связать с финансовым кризисом, когда упали доходы населения и поездка за границу для многих отошла в категорию так называемого «отложенного спроса». В последующие два года (2010, 2011 гг.) рост туристического потока составил соответственно 32,1% (до 12,6 млн чел.) и 15% (до 14,5 млн чел.), что полностью компенсировало падение 2009 года и заметно превысило показатель исторического максимума 2008 года, кода за рубеж отправилось 11,3 млн наших сограждан. Несмотря на относительную стабилизацию экономического положения, волнения в Египте – второй по популярности стране для наших отдыхающих после Турции, несколько охладили рынок: по итогам 2012 года он показал достаточно скромный прирост в 5,8%. Однако в 2013 году мы наблюдаем очередное оживление спроса на зарубежные туристические поездки.

Динамика выездного туризма из РФ, тыс. чел., %

Рисунок 1. Динамика выездного туризма из РФ, тыс. чел., %

В целом, с учетом роста благосостояния населения, перспективы у российского зарубежного выездного туррынка весьма обнадеживающие, если учесть тот факт, что общее число граждан, отдохнувших за границей, до сих пор составляет лишь около 11% от всего населения страны.

Основные страны, принимающие российских туристов в 1-м полугодии 2013 г., % от общего потока

Рисунок 2. Основные страны, принимающие российских туристов в 1-м полугодии 2013 г., % от общего потока

Структура российского выездного туризма по странам представлена на рисунке 2. Так, первую строчку по итогам первого полугодия 2013 года удерживает Турция с долей 14,2% от общего турпотока. Всего данную страну посетили 1213 тыс. человек. Далее с небольшим отставанием следует Египет – 13,9% (1178 тыс. чел.), Таиланд занимает 6,7% рынка (571 тыс. чел.), Финляндия – 6,1% (524 тыс. чел.) и замыкает пятерку лидеров – Китай с долей в 5,7% (484 тыс. чел.).

При этом можно проследить следующие тенденции: число посещений туристами Турции за первое полугодие 2013 г. относительно аналогичного периода прошлого года увеличилось на 30%, а Египта – на 47%. Можно предположить, что столь стремительный рост турпотока в Египет связан в первую очередь с восстановлением после резкого спада 2012 года, когда многие соотечественники не рискнули отдыхать в хоть и популярной, но охваченной гражданскими столкновениями стране. С большой долей уверенности можно говорить о том, что по итогам 2013 года Египет может занять первое место по количеству отдохнувших там россиян.

Если проследить тенденции по остальным направлениям, то больше всего за анализируемый период возросло посещение Финляндии на 114% (до 524 тыс. чел.) и Греции – 96% (до 400 тыс. чел.). В первом случае это связано с возрастанием интереса к «турпоездкам на выходные» в соседнюю европейскую страну, прежде всего у жителей Санкт-Петербурга, во втором – после недавних экономических потрясений, курорты Греции подешевели и стали более привлекательными для наших граждан.

Заметнее всего турпоток сократился в Литву на 55% (до 5 тыс. чел.) и Словакию – 37% (до 1 тыс. чел.). Среди крупных направлений достаточно существенно снизились поездки в Китай на 15% (до 484 тыс. чел.) и Хорватию – 15% (до 28 тыс. чел.). В случае с Китаем падение спроса, скорее всего, носит временный характер, а после недавнего введения Хорватией шенгенских виз данное направление уже не выглядит конкурентоспособным по сравнению с другими странами Средиземноморья.

По данным Информационно-аналитической системы Глобас-i® агентства Credinform, сегодня на рынке туристических услуг работает порядка 2 тысяч организаций. При этом компаний, которым удалось достичь положительного финансового результата за прошедший год, оказалось всего чуть более тысячи.

Самые прибыльные коммерческие компании на рынке туристических услуг России по итогам 2012 финансового года

НаименованиеИННРегионЧистая прибыль, млн. руб., 2012г.Индекс платежеспособности ГЛОБАС-i®
1 ООО Мегаполюс Группа 7713308496 г.Москва 533,0 289 (высокий)
2 ОАО МОСТРАНСАГЕНТСТВО 7701000280 г.Москва 251,8 203 (высокий)
3 ОАО Приморское агентство авиационных компаний 2540039013 Приморский край 92,1 200 (высокий)
4 ООО С 7 ТУР 7701607660 г.Москва 56,1 280 (высокий)
5 ООО Гранд Байкал 3808079832 Иркутская область 53,3 182 (наивысший)
6 ЗАО Интерконнект Менеджмент Корпорейшн 7728580286 г.Москва 52,0 207 (высокий)
7 ООО Компания ТЕЗ ТУР 7709297570 г.Москва 39,8 222 (высокий)
8 ОАО Интур-Хабаровск 2702032046 Хабаровский край 36,1 173 (наивысший)
9 ООО Аэро Клуб Тур 7702520780 г.Москва 35,6 286 (высокий)
10 ООО С 7 БИЛЕТ 5406194003 г.Москва 30,8 204 (высокий)

Большую часть рейтинга топ-10 самых прибыльных туристических компаний в 2012 году занимают фирмы из Москвы. Подобное положение дел можно объяснить густонаселенностью мегаполиса, широкой представленностью дипломатических миссий и спецификой транспортных потоков (в столице расположен крупнейший авиаузел страны, отправляющий и принимающий больше всего зарубежных рейсов по широкому кругу направлений).

По независимой оценке платежеспособности агентства Credinform, все фирмы топ-10 получили высокий и наивысший индекс платежеспособности ГЛОБАС-i®, что может свидетельствовать о способности компаний современно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства, риск неисполнения которых – незначительный. Ввиду того, что участились случаи банкротства турфирм, подобный индекс может быть полезен при планировании путешествия. Недавно о приостановлении своей деятельности сообщила екатеринбургская компания Роскурорт, а также крупный московский международный туроператор «Асент Трэвел».