Автомобильный рынок Санкт-Петербурга и Ленинградской области

вестник 03.07.2013

В период с января по март текущего года петербургские автомобильные заводы выпустили 100 тыс. 300 автомобилей, что на 9% больше чем за 1 квартал 2012 года. Однако в мае объём производства снизился на 12% (до 30 тыс. машин) относительно мая 2012 года. Подобное падение можно объяснить затяжными праздничными днями, которые сократили общее количество рабочих дней в месяце. Также на уменьшение производства повлияло падение спроса на автомобили петербургской сборки, и заводы, боясь затоваривания складов, скорректировали выпуск своей продукции.

По России в целом производство легковых автомобилей за 1 квартал 2013 года увеличилось на 2% относительно 1 квартала 2012 г. Аналогичная ситуация по Северо-Западному Федеральному округу.

Что касается объёмов продаж, по данным Росстата, в России за три месяца текущего года было реализовано на 20% автомобилей больше чем за аналогичный период прошлого года. В СЗФО изменение составило 14%, а в Петербурге за этот же период текущего года розничная продажа легковых автомобилей увеличилась на 41%. Однако, в мае по данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), объём продаж на российском автомобильном рынке снизился на 12% (до 229 670 штук). За период январь-май 2013 г. российский автомобильный рынок также показал падение на 4%, по сравнению с тем же периодом 2012 года. Многие эксперты связывают падение производства с постепенно снижающимся спросом на автомобили российского производства.

В Санкт-Петербурге, в настоящее время, действует 4 завода по производству легковых автомобилей: Toyota, General Motors, Nissan и Hyundai (Kia). На данный момент их модельный ряд включает в себя 11 автомобилей: Chevrolet Cruze, Opel Astra, Chevrolet Trailblazer, Nissan Teana, Nissan X-Trail, Nissan Murano, Infiniti FX, Infiniti M, Toyota Camry, Hyundai Solaris, Kia Rio.

В Ленинградской области легковые автомобили выпускает завод Ford. Его модельный ряд состоит из автомобилей Focus и Mondeo. Примечательно, что в январе 2012 года завод выпустил 500-тысячный автомобиль, а летом отметил десятилетие производства.

Компания Fiat так и не смогла принять решение о строительстве завода в регионе. Напомним, что в начале 2012 года Fiat и Сбербанк подписали меморандум по строительству в России совместного предприятия, доля Сбербанка в котором составит 20%, а остальная часть останется в собственности итальянского автоконцерна.

В мае 2012 года руководством завода Nissan было объявлено о расширении производства. В 2014 году планируется увеличение производственных мощностей до 100 тыс. автомобилей в год. Дополнительные инвестиции, размер которых планируется довести до 6,7 млрд. руб., будут вложены в строительство 50 тыс. квадратных метров производственных цехов.

Также в 2014 году расширять производство планирует и завод Toyota. В ближайших планах компании — запуск новых цехов штамповки кузовных деталей и производства пластиковых деталей. Объём инвестиций составит 2,7 млрд. руб.

На данный момент, совокупные производственные мощности всех заводов Петербурга и Ленинградской области составляют 550 тыс. автомобилей в год. В 2012 году их загрузка составила 91%. Лидером в производстве автомобилей за этот период является завод Hyundai, доля которого составляет более 55% от общего объёма выпуска в Санкт-Петербурге. На текущий год автозаводы планируют достичь загрузки в 95%, до 530 тыс. автомобилей в год. Увеличить производство автомобилей в 2013 году возможно за счёт расширения экспортных поставок между странами-участниками Таможенного союза. Однако на снижение объёмов производства может повлиять высокая доля неопределённости на рынке.