Санкции, эмбарго, продовольственная безопасность… Кто пострадает больше?
вестник 05.09.2014
Владимир Путин, в ответ на санкции Запада и в целях защиты национальных интересов Российской Федерации, 6 августа 2014 г. подписал указ о применении отдельных специальных экономических мер. Тем самым, президент запретил или ограничил на год ввоз в Россию отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из стран, присоединившихся к санкциям против РФ. Нанесет ли такое решение ущерб экономике страны?
Обеспечение национальной безопасности является важнейшей функцией государства. Одна из ее главных составных частей – продовольственная безопасность, изложена в соответствующей Доктрине, утвержденной указом Президента РФ от 30.01.2010 №120. Состояние продовольственной безопасности в ней оценивается через определение удельного веса отечественной продукции в общем объеме данного товара с учётом импорта в страну. А установленные в Доктрине пороговые значения показателя служат ориентиром, ниже которого опускаться нежелательно для экономики. Например, по мясу и мясопродуктам удельный вес продукции должен быть не менее 85%, молоку и молокопродуктам – 90%, рыбной продукции – 80%, картофелю – 95%.
Эксперты Информационного агентства Credinform, оценили объемы производства и импорта продовольственной продукции, включенной в запретный список, и сравнили удельный вес этой продукции с пороговым показателем, закрепленным в Доктрине (см. Таблицу 1). Из расчетов исключена продукция, предназначенная для детского питания.
Наименование товара, запрещенного к ввозу в РФ1 | Объем ввоза в 2013г., тыс. тонн (млн $) | Объем производства в 2013г. в России, тыс. тонн | Удельный вес продукции в общем объеме ресурсов, % | Пороговый показатель согласно Доктрине, % | Превы-шение, п.п. |
---|---|---|---|---|---|
Мясо (КРС, свинина, птица; свежее, охлажденное или замороженное) и субпродукты | 820,9 (2 178,6) |
5 218,44 | 86,41 | 85 | +1,41 |
Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные | 361,6 (1 216,2) |
3 681,5 | 91,06 | 80 | +11,06 |
Молоко и молочная продукция | 400,5 (1 674,6) |
12 681,8 | 96,94 | 90 | +6,94 |
Овощи, съедобные корнеплоды и клубнеплоды | 876,4 (927,9) | 14 689 / 44 888,0 (с учетом картофеля) |
94,37 / 98,08 (с учетом картофеля) |
В отношении картофеля – 95 | +3,08 |
Фрукты и орехи | 1 425,6 (1 678,3) |
22 941,5 | 94,15 | Не установлен | - |
Колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови; готовые пищевые продукты, изготовленные на их основе | 16,3 (72,0) |
2 461,0 | 99,34 | Не установлен | - |
Готовые продукты, включая сыры и творог на основе растительных жиров | 15,2 (31,6) |
н/д | - | Не установлен | - |
Пищевые продукты (молокосодержащие продукты, на основе растительных жиров) | 86,4 (530,1) |
н/д | - | Не установлен | - |
Превышение директивных показателей Доктрины говорит о том, что Россия вполне способна самостоятельно обеспечить граждан страны продовольственной продукцией. Эмбарго на ввоз в Россию указанных в таблице продуктов не нанесет ущерб российским потребителям. А ввод санкций, с точки зрения продовольственной безопасности Российской Федерации, не должен нанести урон экономике страны.
К тому же, существующие объемы производства продуктов питания свидетельствуют об отсутствии веских оснований для повышения на них цен. Не удивительно, что в последнее время усилился контроль над продовольственным рынком со стороны Федеральной монопольной службы РФ, Общественной палаты и других организаций, чтобы своевременно выявить и пресечь незаконные действия недобросовестных ритейлеров, стремящихся завысить цены на фоне эмбарго.
В сложившихся условиях импортерам, которые осуществляли поставки попавшей под запрет продовольственной продукции, придется переориентировать свой бизнес. У них открываются возможности организовать сотрудничество в первую очередь с российскими производителями. Однако продовольственные ритейлеры в целях сокращения издержек заинтересованы в прямых поставках из Китая или ряда стран Азии и Южной Америки.
По оценкам аналитиков Credinform, от введенных санкций серьезным образом пострадают страны США, Канады, Норвегии и Австралии, но больше всего - европейские государства (см. Таблицу 2). По итогам 2013 г. в Россию было ввезено более 4 млн. тонн продовольственной продукции на общую сумму 8,3 млрд $. Учитывая, что по ряду оценок в 2014 г. объем импорта должен был вырасти, то ожидаемый прогноз ущерба экономикам стран, попавшим под санкции, может составить до 12 млрд $.
Страна происхождения | Доля в объеме импорта, % | Страна отправитель | Доля в объеме импорта, % |
---|---|---|---|
Мясо (КРС, свинина, птица; свежее, охлажденное или замороженное) и субпродукты | |||
США | 15,88 | Германия | 15,41 |
Дания | 14,16 | США | 15,37 |
Германия | 12,86 | Дания | 13,40 |
Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные | |||
Норвегия | 74,12 | Норвегия | 73,58 |
Канада | 7,68 | Канада | 7,42 |
США | 5,53 | США | 4,72 |
Молоко и молочная продукция | |||
Финляндия | 17,88 | Финляндия | 17,91 |
Нидерланды | 15,63 | Нидерланды | 17,39 |
Литва | 15,30 | Германия | 11,84 |
Овощи, съедобные корнеплоды и клубнеплоды | |||
Нидерланды | 27,02 | Литва | 32,83 |
Польша | 24,17 | Польша | 24,32 |
Испания | 23,02 | Нидерланды | 13,89 |
Фрукты и орехи | |||
Польша | 24,56 | Польша | 25,46 |
Испания | 18,55 | Литва | 15,55 |
США | 12,86 | Греция | 8,93 |
Колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови; готовые пищевые продукты, изготовленные на их основе | |||
Литва | 23,73 | Литва | 25,31 |
Польша | 13,82 | Польша | 14,86 |
Италия | 12,34 | Латвия | 14,07 |
Готовые продукты, включая сыры и творог на основе растительных жиров | |||
Польша | 38,33 | Латвия | 34,55 |
Германия | 29,22 | Германия | 28,54 |
Дания | 16,92 | Дания | 16,92 |
Пищевые продукты (молокосодержащие продукты, на основе растительных жиров) | |||
Германия | 29,62 | Германия | 20,98 |
США | 17,66 | Литва | 12,54 |
Польша | 5,75 | Нидерланды | 10,21 |
Сильнее всего эмбарго почувствуют Норвегия, которая ввезла в Россию в 2013 г. более 74% от всего объема рыбной продукции, Польша – от запрета на ввоз овощей, фруктов, колбас, готовых и пищевых продуктов, США – в отношении поставок мяса, рыбной продукции, фруктов и пищевых продуктов, Германия – в отношении мяса, готовых и пищевых продуктов, Нидерланды – в отношении молочной продукции и овощей. В число серьезно пострадавших стран можно внести Литву и Латвию, через которые осуществляется значительный объем импортных поставок различных видов товаров.