Вестник
Вторичные санкции: примеры и риски
#
Фото: smarterpix.com
Санкции представляют собой инструмент, который используется инициатором ограничительных мер для оказания давления на геополитических соперников, отдельные государства или определённые территории. Государства и организации, вводящие санкции, закрепляют ответственность за их нарушение на законодательном уровне.
Однако, прямые санкции не всегда приводят к желаемому политическому результату для их инициатора, так как страны, подвергшиеся санкциям, ищут и находят новые пути развития, новых партнёров по бизнесу, открывают для себя новые рынки, зачастую даже извлекая преимущества из создавшейся ситуации.

Правило 50%

Бенефициарами расширения поля действия санкционных мер являются США. Подразделение Министерства Финансов – Управление по контролю за иностранными активами, известное в широком кругу как OFAC, является основоположником Правила 50%.
OFAC впервые применило Правило 50% в 2008 году в рамках программы ограничительных мер по отношению к Ирану. В последствии это правило было распространено и на остальные санкционные программы.
Согласно Правилу 50%, любая организация, которая на 50% и более принадлежит прямо или косвенно одной или нескольким организациям, находящимися под санкциями, тоже рассматривается как компания из санкционного списка, даже если не состоит в нём.
Цель правила заключался в том, чтобы распространить санкции на все структуры, которые могут быть прямо или косвенно связаны с лицами и компаниям, находящимися под санкциями.
Рассмотрим применение Правила 50% на нескольких примерах.
Пример 1:
Персона находится под санкциями и владеет 60% в организации А. Организация А владеет 50% в организации Б. При этом в санкционных списках компаний А и Б нет.
#
Рисунок 1. Схема применения Правила 50%
Источник - credinform.ru
Согласно Правилу 50% под санкционные ограничения подпадают обе компании и A, и Б.
Пример 2:
Персона находится под санкциями и владеет 40% в организации А. Организация А владеет 80% в организации Б. При этом в санкционных списках компаний А и Б нет.
#
Рисунок 2. Схема применения Правила 50%
Источник - credinform.ru
Согласно Правилу 50% под санкционные ограничения компании A и Б не подпадут.
Пример 3:
Персона и компания находятся под санкциями. Персона владеет 4% доли в организации А, а компания владеет 47%. При это компании А в санкционных списках нет.
#
Рисунок 3. Схема применения Правила 50% Источник: http://89.104.117.38:3000/admin/publications Информационное агентство Credinform
Источник - credinform.ru
Т.к. согласно правилу, доли лиц, находящихся под санкциями, суммируются, то компания А также подпадает под ограничения.
Пример 4:
Персона находится под санкциями и владеет 50% в организации А и 25% в организации Б. В свою очередь, А и Б владеют по 25% в компании В. При этом компаний A, Б, В в санкционных списках нет.
#
Рисунок 4. Схема применения Правила 50%
Источник - credinform.ru
Согласно Правилу 50% под санкционные ограничения подпадает компания A. Компания Б не подпадает под ограничения т.к. лицо, находящееся под санкциями, владеет только 25% доли. Компания В также не будет считаться находящейся под санкциями, так как косвенная доля владения лица X в компании менее 50%.
Проверить вашего контрагента на санкционные риски, в том числе по Правилу 50% , можно в Глобас с помощью модуля Санкционный комплаенс.

Иные вторичные санкции

Прямые санкции не всегда приводят к желаемому политическому результату, даже с учётом наличия инструментов для применения Правила 50%. Поэтому регуляторы могут применять иные механизмы вторичных санкций.
Вторичные санкции, с точки зрениях их инициатора, должны выполнять следующие функции:
  • усиливать санкционное давление;
  • расширять круг санкционных мер;
  • увеличить эффективность санкционных мер;
  • противодействовать обходу санкций.
Одним из примеров действия вторичных санкций служит наложенный штраф в размере $2 млн. на компанию Exxon Mobil за подписание документа о сотрудничестве с ПАО НК Роснефть (ИНН: 7706107510) в 2014 году. На момент подписания соглашения ПАО НК Роснефть не была включена в санкционные списки и не подпадала под ограничительные меры по Правилу 50%. Однако, главный исполнительный директор, Игорь Сечин, который подписал документ, находился в санкционных списках, что и послужило основанием для введения штрафа.
Этот случай стал поводом для комплаенс-офицеров проверять не только формальное нахождение компании в санкционных списках, но и анализировать всех связанных и аффилированных лиц.
Глобас

Глобас

Санкционный комплаенс

В Глобас добавлен новый модуль для углублённой санкционной проверки контрагентов. Проверка осуществляется по более чем 40 новым критериям. Модуль Санкционный комплаенс предоставляет возможность проверки российских и зарубежных контрагентов, персон, водного и воздушного транспорта. Также проверяются связанные с компаниями лица: бенефициары, владельцы, руководители, аффилированные и дочерние компании. Функционал модуля содержит обширную информацию о введённых санкциях и ограничениях, в том числе по Правилу 50%, дополнительные источники и более глубокую аналитику по компаниям, персонам и объектам, попавшим под ограничения и в различные рисковые реестры.

Темы:
Вестник
Санкционный комплаенс: проводим в Глобас углублённую санкционную проверку контрагентов
#
Фото: smarterpix.com
Последние годы российский бизнес сталкивается с большим количеством новых рисков. Особенно остро они проявились в связи с происходящим санкционным давлением, ответным контрсанкционным регулированием, а также множеством новелл и изменений в российском законодательстве.
Комплаенс-процедуры, в настоящий момент, не ограничиваются санкционной проверкой, а включают в себя также учёт реестра иностранных агентов, связанных с ними лиц и проверку по списку публичных должностных лиц.

Санкционный маховик набирает обороты

Санкции – это меры, которые принимаются правительствами и международными организациями для ограничения экономических, политических или иных видов отношений с определённой страной, организацией или территорией. Санкции могут включать в себя запрет на экспорт и импорт товаров, ограничения на финансовые и банковские операции, запрет на въезд для определённых лиц, замораживание активов и другие меры.
В течение прошлого года Россия была подвергнута обширным санкциям со стороны ряда государств и организаций. Такие бенефициары санкций как США, Евросоюз, Великобритания, Канада, Швейцария с каждым новым пакетом санкций применяли новые типы ограничений и программ. При этом, в рамках одной страны возможно наличие нескольких различных санкционных режимов, которые контролируются разными ведомствами и ветвями власти.
Вторичные санкции затронули и Беларусь, а также партнёров России по всему миру. Некоторые страны, которые ранее не использовали санкционные меры, теперь ввели свои автономные санкционные режимы на законодательном уровне. Например, Польша и Новая Зеландия.
Российские лица обязаны выполнять только санкции, установленные самой Россией, а также санкции, утверждённые Советом Безопасности ООН, в котором Россия является постоянным членом. Таким образом, Россия участвует в согласовании введения различных ограничений.
Многие организации и персоны должны учитывать наличие санкционных рисков, в зависимости от специфики своего бизнеса. Это особенно важно для лиц, ведущих внешнеэкономическую деятельность, для филиалов зарубежных компаний, банков, нерезидентов РФ и компаний, которые имеют дела с иностранными партнёрами и используют иностранную валюту для расчётов. Для них проверка на наличие санкций является важной мерой безопасности.
Из-за многообразия санкционных режимов и источников ручная проверка на наличие санкционных рисков становится трудной. Учитывая текущую геополитическую обстановку, можно сделать вывод, что санкционная риторика некоторых мировых политических игроков не ослабнет, а скорее всего, только будет усиливаться.
Для тщательной проверки контрагента на санкционные риски необходимо учитывать все возможные угрозы и проводить исследование своего партнёра качественно и быстро.
Для сокращения времени пользователей на проверку контрагентов, в случае необходимости проведения полного комплаенс-контроля, вам поможет новый продукт внутри Системы Глобас – модуль Санкционный комплаенс.

Санкционный комплаенс в Глобас

Модуль Санкционный комплаенс содержит подробную информацию о санкциях и ограничениях, включая Правило 50%, а также дополнительные источники и более глубокий анализ компаний, персон и объектов, находящихся под ограничениями.
Модуль Санкционный комплаенс облегчает процесс санкционной проверки, предоставляя множество возможностей:
  • множество разрозненных источников объединены в один консолидированный список ограничительных мер 14+ стран и организаций;
  • информация в источниках, представленная на национальных языках, переведена на русский язык;
  • автоматизированная проверка по 40 новым критериям на наличие санкционных рисков, в т.ч. всех контрагентов одним списком;
  • все связанные лица также проверяются автоматизировано;
  • расширенные типы ограничений, наименования программ, ведомств и даты санкций;
  • дополнительные списки для проверки: Российские публичные должностные лица (РПДЛ), Иностранные агенты и связанные с ними лица, Компании с запретом на сделки с долями и другие;
  • регулярное обновление – наши эксперты обрабатывают данные одновременно с их публикацией в первоисточниках;
  • свободный поиск объектов среди санкционных списков: организации, ИП, персоны, водный, воздушный транспорт, СМИ, товарные знаки;
  • результат проверки – в виде детального формализованного отчёта, который можно настроить и выгрузить.

Важные дополнительные комплаенс-проверки

Кроме санкционных списков, также существуют и другие ограничительные реестры, ведение которых регулируется законодательством РФ.
С 01.12.2022 вступил в силу Федеральный закон № 255-ФЗ от 14.07.2022 «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». Согласно Закону лица, находящиеся под иностранным влиянием могут быть признаны иностранными агентами.
Иностранный агент – лицо получившее поддержку или находящееся под иностранным влиянием.
Среди ограничений и запретов, связанных со статусом иностранных агентов, выделим следующие:
  • запрет участия в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • ограничения, касающиеся применения упрощённой системы налогообложения;
  • запрет применения упрощённых способов ведения бухгалтерского учёта, включая упрощённую бухгалтерскую (финансовую) отчётность;
  • запрет на производство информационной продукции для несовершеннолетних;
  • запрет на осуществление просветительской деятельности;
  • ограничения по страхованию денежных средств;
  • запрет на организацию публичных мероприятий.
Нарушение законодательства РФ об иностранных агентах влечет за собой административную, уголовную и иную ответственность.
Учитывая специфику своего бизнеса также может быть важным осуществлять проверку своих партнёров на наличие в реестре иностранных агентов, а также лиц, связанных с ними.
С помощью модуля Санкционный комплаенс в Системе Глобас вы сможете проверить, входят ли ваши контрагенты в реестр иностранных агентов, а также в реестр лиц, связанных с ними. Модуль также позволяет проверить, входили ли они в этот реестр ранее.
Для дополнительной проверки контрагентов стоит обратить внимание на проверку их принадлежности к категории Публичных должностных лиц (ПДЛ). Такие лица должны быть под особым контролем со стороны компаний, являющихся субъектами № 115-ФЗ, чтобы предотвратить возможное злоупотребление своим положением. Для этого организации должны отслеживать операции, связанные с ПДЛ, устанавливать источники их капитала и сообщать об этих операциях Росфинмониторингу в случае, если считают, что они могут быть связаны с отмыванием преступных доходов.
Модуль Санкционный комплаенс содержит реестр ПДЛ, который включает как действующих ПДЛ, так и архивных. Проверка персон возможна как в отдельном реестре ПДЛ, так и с помощью факторов Требует внимания в карточке компании и в отчёте Санкционный комплаенс.
Глобас

Глобас

Санкционный комплаенс

В Глобас добавлен новый модуль для углублённой санкционной проверки контрагентов. Проверка осуществляется по более чем 40 новым критериям. Функционал модуля содержит обширную информацию о введённых санкциях и ограничениях, в том числе по Правилу 50%, дополнительные источники и более глубокую аналитику по компаниям, персонам и объектам, попавшим под ограничения и в различные негативные реестры.

Действующие пользователи Глобас могут протестировать модуль Санкционный комплаенс на безвозмездной основе. Для этого необходимо оставить заявку на презентацию и подключение модуля или обратиться к своему консультанту.
Темы: