Вступление России в ВТО, по мнению экспертов Credinform, во многом ухудшает и без того не самые прочные позиции отечественных производителей фруктов. Доля импорта этой продукции сегодня стремительно растет. К примеру, объемы импорта косточковых культур выросли в 2010 году на 7%, а в 2011 уже на 17% в натуральном выражении.
Согласно данным аналитического обзора Credinform «Рынок свежих фруктов в России», самым импортозависимым является рынок цитрусовых и субтропических культур. Практически сто процентов рынка – привозная продукция. В качестве лидеров по поставкам цитрусовых в Россию выступают Египет, Марокко и Турция. При этом совокупный объем собственного производства цитрусовых в России в 2011 году составил около 1,1 тыс.ц., в 2012 году прогнозируется примерно такой же объем сбора.
Что касается других плодово-ягодных насаждений в стране, то их доля также продолжает снижаться. На сегодняшний день более половины объема сбора плодов и ягод занимают семечковые культуры (яблоки, груши и т.п.), еще 30% – ягоды и лишь около 20% косточковые (абрикосы, персики и т.п.). На данный момент основные российские производители фруктов сконцентрированы в Южном федеральном округе и Приволжском федеральном округе, что обусловлено климатическими условиями, однако и там их не так много. Многие отечественные производители стараются налаживать свое производство и конкурировать с импортным товаром, что очень непросто. Это связано с объективными сложностями ведения бизнеса в сфере сельского хозяйства, низкой рентабельности такого производства, сложностью сбыта и т.д.
По мнению экспертов, прогнозировать состояние рынка фруктов в России на ближайший период достаточно сложно, так как очень многие факторы влияют на рынок. Одно можно сказать точно, при отсутствии вложений в развитие сельского хозяйства, в том числе плодово-ягодных хозяйств, позиции отечественного производителя усилить будет практически невозможно. Необходима качественная модернизации хозяйств и их расширение, стимуляция сельскохозяйственного производства, которая позволила бы возвести отечественных производителей на рентабельный уровень, а значит, и сделать российский рынок свежих фруктов менее импортозависимым.
Информационное агентство Крединформ подготовило рэнкинг «Рентабельность собственных средств производителей спецодежды в Российской Федерации». Для данного рэнкинга нами были отобраны крупнейшие по объему выручки производители спецодежды в РФ, затем данные производители были ранжированы по показателю «рентабельность собственных средств».
Указанный финансовый показатель характеризует доходность бизнеса для его владельцев. Это важнейший финансовый показатель отдачи для инвестора и собственника бизнеса, показывающий, насколько эффективно с экономической точки зрения были использованы вложенные в дело средства. Коэффициент рентабельности собственных средств характеризует эффективность использования не всего капитала (или активов) организации, а только той его части, которая принадлежит собственникам предприятия. Это, по сути, главный показатель для стратегических инвесторов (в российском понимании - вкладывающих средства на период более года). Он позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками предприятия. Собственники получают рентабельность от своих инвестиций в виде вкладов в уставный капитал.
В частности, рассматриваемый показатель – рентабельность собственных средств – рассчитывается как отношение прибыли, полученной предприятием за период, к среднему уровню собственных средств за тот же период. Рекомендуемое значение для рассматриваемого показателя более 30. Значение коэффициента в интервале от 35 до 70 является одним из показателей высокой способности компании отвечать по своим обязательствам.
№ | Наименование | ИНН | Оборот за 2011, млн. руб. | Рентабельность собственных средств | Индекс |
1 | ОАО БТК групп | 7816043890 | 4 424,97 | 394,07 | 276 (высокий) |
2 | ООО Производственно-текстильное объединение Факел | 7715707513 | 537,38 | 49,37 | 282 (высокий) |
3 | ЗАО Комбинат рабочей одежды | 0274043510 | 1 251,68 | 47,75 | 153 (наивысший) |
4 | ЗАО Меридиан | 5259003336 | 889,90 | 44,83 | 217 (высокий) |
5 | ООО Кузбасслегпром | 4205010254 | 545,23 | 37,15 | 229 (высокий) |
6 | ЗАО Центр высокопрочных материалов Армированные композиты | 5042001735 | 531,67 | 35,96 | 163 (наивысший) |
7 | Производственно-внедренческое ООО Фирма Техноавиа | 7724152603 | 6 177,74 | 35,18 | 185 (наивысший) |
8 | ЗАО Промышленно-коммерческая фирма Формекс | 7709204215 | 929,61 | 33,1 | 218 (высокий) |
9 | ООО Рэд Фокс | 7825387961 | 836,75 | 23,76 | 323 (удовлетворительный) |
10 | ЗАО ФПГ Энергоконтракт | 7703268269 | 3 076,59 | 23,27 | 202 (высокий) |
Из первой десятки наиболее крупных по обороту компаний в норматив по соотношению собственных и заёмных средств уложились только шесть (ООО Производственно-текстильное объединение Факел, ЗАО Комбинат рабочей одежды, ЗАО Меридиан, ООО Кузбасслегпром, ЗАО Центр высокопрочных материалов Армированные композиты и Производственно-внедренческое ООО Фирма Техноавиа). Всем этим компаниям Агентством Крединформ был присвоен наивысший и высокий индекс платёжеспособности, что подтверждает их способность своевременно и в полном объёме погашать долговые обязательства.
Показатель рентабельности собственных средств ОАО БТК групп превышает заданный норматив. Несмотря на то, что рентабельность собственного капитала тем лучше, чем выше показатель, высокое значение показателя может возникать из-за слишком высокого финансового рычага, т.е. большего преобладания заемного капитала над собственным, что может негативно сказаться на финансовой устойчивости организации. Это отражает главный закон бизнеса – больше прибыль, больше риск. Но остальные финансовые показатели говорят о высоком уровне платёжеспособности компании, что и подтверждается Индексом ГЛОБАС-i.
ООО Рэд Фокс и ЗАО ФПГ Энергоконтракт продемонстрировали значения коэффициента ниже рекомендуемого показателя, таким образом, перечисленные компании используют собственные средства менее экономически эффективно, чем остальные компании выборки.
Для сохранения рыночной устойчивости и обеспечения возможностей для дальнейшего развития данным предприятиям необходимо больше внимания уделять рентабельности собственных средств, а также более эффективно управлять своей долговой нагрузкой и формировать капитал.