Статья
Российские компании начали платить экологический сбор

Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 №89-ФЗ (редакция от 28.12.2016) «Об отходах производства и потребления» и Федеральному закону от 29.12.2015 №404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 15 апреля 2017 года производители и импортеры товаров, утилизируемых после утраты потребительских свойств, обязаны платить экологический сбор.

Перечень готовых товаров (включая упаковку) утилизируемых после утраты потребительских свойств утвержден Распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 № 1886-р (в редакции от 19.01.2017). В число этих товаров входят:

  • аккумуляторы и аккумуляторные батареи;
  • бочки и аналогичные металлические емкости, металлическая легкая тара;
  • бумага и бумажные изделия, канцелярские бумажные принадлежности, гофрированный картон, бумажная и картонная тара;
  • бытовая электронная техника;
  • бытовые неэлектрические приборы;
  • верхняя одежда, спецодежда и нательное белье;
  • деревянные строительные и столярные изделия, деревянная тара;
  • ковры, ковровые и текстильные изделия;
  • компьютеры, периферийное и коммуникационное оборудование;
  • машины и оборудование общего назначения;
  • нефтепродукты;
  • оптические приборы и фотографическое оборудование;
  • печатные газеты;
  • пластмассовые упаковочные и строительные изделия;
  • ручные инструменты с механизированным приводом;
  • стекло листовое гнутое и обработанное, стеклянные бутылки и флаконы, прочее полое стекло;
  • холодильное и вентиляционное промышленное оборудование;
  • хозяйственные, санитарно-гигиенические и туалетные изделия и принадлежности;
  • шины, покрышки, резиновые камеры и прочие резиновые изделия;
  • электрическое осветительное и битовое оборудование и приборы.

Законом экологический сбор отнесен к неналоговым доходам федерального бюджета и, согласно решению Правительства РФ, администрируется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).

Экологический сбор по не являющимися готовыми к употреблению изделиям в упаковке, уплачивается только в отношении самой упаковки, а в отношении товаров, утилизируемых и вывозимых из России, сбор не уплачивается.

Ставка экологического сбора основывается на усредненных суммах затрат на сбор, транспортировку, обработку и утилизацию единичных изделий, утративших потребительские свойства. В ставку экологического сбора также могут быть включены удельные затраты на создание для этих целей объектов инфраструктуры.

Ставки экологического сбора устанавливает своим решением Правительство России.

Сумма экологического сбора рассчитывается методом умножения ставки экологического сбора на массу или количество единиц готового товара, подлежащего утилизации на территории России, либо на массу упаковки, использованной для производства этого товара, и на выраженный в относительных единицах норматив утилизации. При недостижении этих нормативов производителями или импортерами, самостоятельно утилизирующих отходы, предусмотрена уплата экологического сбора, рассчитываемого умножением ставки экологического сбора на разницу между установленными и фактическими значениями количества утилизированных отходов.

Закон допускает утилизацию отходов как самостоятельно, так и на основе договорных отношений с соответствующим специализированным уполномоченным предприятием. Для этих целей также возможно создание союзов производителей или импортеров.

На практике сумма сбора определяется на основе утвержденных отчетных форм. Производители и импортеры должны до 1 апреля направлять в Росприроднадзор декларацию, с указанием количества произведенного или завезенного товара и упаковки за год, следующий за отчетным периодом и отчет о количестве уничтоженных отходов.

Рассчитывать и оплачивать экологический сбор необходимо до 15 апреля.

Статья
О политике ЦБ по санации банков

21 апреля 2017 г. Центральный банк Российской Федерации (ЦБ РФ) отозвал у кредитных организаций Банк «Образование» и «ФИНАРС Банк» лицензии на осуществлении банковских операций и назначил временные администрации.

За последнее время лишились лицензий «Росэнергобанк» (10.04.2017 г.), «Татагропромбанк» (05.04.2017 г.), «Нефтяной альянс» (14.03.2017 г.), «Банк Экономический союз» и «Торговый городской банк» (13.03.2017 г.). Итого за 1-й квартал текущего года лишились лицензий 14 банков и небанковских кредитных организаций (НКО). Хронология событий последнего месяца показывает, что Мегарегулятор традиционно продолжает очищать банковский сектор от плохих организаций.

В целом за период с 01 января 2015 г. по 31.03.2017 г. ЦБ РФ отозвал лицензию у 294 банков и НКО. По мнению специалистов банковской сферы, такими темпами банковский рынок будет очищен от ненадежных кредитных организаций в течение ближайших 2-3 лет. В результате в России останется около 400 кредитных организаций.

В настоящее время Мегарегулятор считает наиболее распространенными видами мошенничества в банковском секторе использование нереальных заемщиков, схем с кредитами розничным заемщикам, манипуляций с вкладами. Основные причины отзыва лицензий: финансирование террористической деятельности, отмывание денежных средств, нелегальные и рискованные операции, недостоверная отчетность, мошенничество, «дыры в капитале», неудовлетворительное финансовое состояние, сомнительная кредитная политика и другие.

Центральный банк России разработал пакет документов в виде проекта закона, в котором описывается процесс финансового оздоровления банков. В настоящее время ожидается второе чтение закона в Государственной думе. Согласно разработанным предложениям ЦБ РФ берет на себя роль активного участника по оздоровлению банков. В случае появления в банке признаков финансовой неустойчивости Мегарегулятор сможет направить туда своих представителей для оценки.

Кроме того, ЦБ РФ получит право учредить ООО «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора». На Фонд будет возлагаться задача недопущения банкротства банка. С этой целью Управляющей компании могут быть переданы акции и иное имущество банка в доверительное управление, именно она будет осуществлять доверительное управление акциями (долями) кредитных организаций, требованиями по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам) и иным кредитам, депозитам, банковским гарантиям.

Планируется, что эти акции и иное имущество санируемого банка будут приобретаться ЦБ РФ. Кроме того, Мегарегулятор получит право предоставлять санируемой организации субординированные кредиты, выдавать банковские гарантии, продавать акции (доли в уставном капитале) кредитных организаций, в которых реализуются меры по предупреждению банкротства. Финансирование обеспечение процесса санации банков возлагается на Фонд консолидации банковского сектора. Денежные средства в фонде будут формироваться из денежных средств Банка России. Они будут обособлены от остального имущества ЦБ.

Конечной целью санации «больных» банков будет являться их выздоровление. После проведения полной рекапитализации санируемый банк будет продан на открытом аукционе новому владельцу. Считается, что применение нового механизма банков позволит минимизировать расходование планируемых на финансовое оздоровление средств государства.

Процессы, происходящие в банковском секторе, свидетельствуют о существовании высоких рисков в отрасли. Предпринимателям очень важно быть осторожными при выборе банка. В частности, не доверять банкам, ведущим чрезмерную агрессивную кредитную политику или банкам, которые выдают депозиты под очень высокие проценты; не доверять молодым банкам; не работать с банками, у которых не имеется широкой системы банкоматов и филиальной сети. Кроме того, необходимо постоянно отслеживать конъюнктурную ситуацию в банковском секторе, регулярно проверять информацию о состоянии банка своего и контрагента на предмет его финансовой устойчивости - в том числе, используя Систему Глобас-i®.