Статья
Внешэкономбанк займет у Центрального банка

Внешэкономбанк (ВЭБ) ведет переговоры с Центральным банком (ЦБ) о получении рефинансирования. Об этом сообщил зампред ВЭБа Александр Иванов. Также Иванов отметил, что в первую очередь обсуждается возможность кредитования под инвестиционные проекты, обеспеченные государственными гарантиями и под залог нерыночных активов. Потребность ВЭБа в дополнительном финансировании может объясняться расходами на сочинскую олимпиаду, при подготовке к которой госкорпорация кредитовала ряд проектов.

На сегодняшний день переговоры находятся на начальной стадии, однако некоторые эксперты оценивают шансы ВЭБ как невысокие. Объясняя это тем, что госкорпорация не планирует получать банковскую лицензию и по сегодняшним правилам не может привлекать средства Банка России. Однако по заявлениям Иванова, Внешэкономбанк ждет внесения изменений со стороны ЦБ в механизм рефинансирования банков под инвестиционные проекты. Представители ЦБ уже заявили, что такой «механизм» уже подготовлен и вероятно будет запущен до конца июня. Предполагаемые изменения должны упростить для банков доступ к кредитам тем самым стимулировать экономический рост.

Вместе с тем до сих пор достоверно не известен размер планируемых кредитов. По оценкам экспертов потребность госкорпораций в средствах ЦБ составляет 2,5 – 5 млрд долларов на ближайшие три года. Однако потребности банка могут быть и выше, учитывая негативные тенденции оттока иностранного капитала из России и высокой потребности экономики в инвестициях.

Напомним, что ВЭБ – госкорпорация, созданная в 2007 году для реализации крупных и дорогостоящих проектов. При этом особый статус организации подчеркивается отсутствием лицензии ЦБ. По итогам 2013 года чистая прибыль организации сократилась более чем в два раза по сравнению с результатом 2012 года и составила 8,5 млрд рублей. При этом объем проектного финансирования на конец прошлого года составил 918 млрд рублей, какая часть от указанной суммы была выдана под госгарантии не уточняется.

Осенью прошлого года в деловых кругах активно обсуждалась необходимость докапитализации ВЭБа. Так по оценкам экспертов за 2014-2016 годы организации необходимо привлечь в капитал 400 млрд рублей, именно столько Внешэкономбанк выдал на нерыночных условиях. В том случае, если правительство продолжит привлекать ВЭБ для финансирования инфраструктурных проектов, то к 2020 году сумма возрастет до 700 млрд рублей.

В то же время эксперты отмечают, что в портфеле Внешэкономбанка находятся крупные компании, сотрудничать с которыми удобно ЦБ. Безусловно, инвестиционные проекты более рискованные, но если регулятор готовит соответствующий механизм, то он принимает этот риск и готов работать в подобных условиях.

Статья
Таможню наделят правом возбуждать административные дела

В настоящее время таможенные органы при досмотре автотранспорта, пересекающего границу России, выявив нарушения, не имеют право самостоятельно возбудить административное дело и выписать штраф. Исправить подобное положение дел должен законопроект, внесенный в Госдуму Правительством РФ.

Контроль на границе – необходимое условие внутренней безопасности страны. Таможня пресекает незаконный въезд мигрантов, контрабанду оружия, наркотических веществ. Если таможня находит нарушения при проведении транспортного контроля, то материалы для административного дела направляются в органы МВД или Ространснадзора. А пока соответствующие структуры рассмотрят дело, пройдет определённое количество времени, и розыск нарушителей связан с дополнительными тратами, а если учесть, что границу пересекают иностранные перевозчики – наложение на них ответственности представляется еще более сложной задачей. В итоге бюджет недополучает средства в виде штрафов, а у нарушителей создается иллюзия о безнаказанности правонарушений, поскольку основа наказания - его неотвратимость, при такой системе нарушается. 

Кроме того, в случае обнаружения у транспортного средства, выезжающего из России, несоответствия весовых и габаритных параметров нормам, установленным законодательством, работник таможни выдает перевозчику уведомление о выявленном нарушении и необходимости прибытия на ближайший контрольный пункт Ространснадзора. По факту получается так, что добросовестным лицам приходиться тратить время для оформления нарушения в месте, которое может находиться на значительном расстоянии от точки задержания, а другие просто обходят полученные предписания.

Таким образом, внесенная инициатива должна устранить этот пробел в законодательстве.