Статья
Сведения, составляющие налоговую тайну, могут признаваться общедоступными

Согласно пункту 1 статьи 102 Налогового кодекса РФ налоговую тайну составляют любые сведения о плательщике налогов или страховых взносов, полученные налоговыми, следственными и таможенными органами, органами внутренних дел и государственных внебюджетных фондов. Исключение составляют общедоступные сведения, в том числе ставшие таковыми с согласия их обладателя.

Налоговой тайной не являются сведения:

  • об идентификационных номерах налогоплательщика (ИНН);
  • о нарушениях налогового законодательства, в т. ч. о суммах недоимок и задолженностей по пеням и штрафам, и мерах ответственности за нарушения;
  • о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками и об их участии в консолидированной группе налогоплательщиков;
  • о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности, об уплаченных суммах налогов и сборов, о среднесписочной численности работников в календарном году, предшествующем году размещения этих сведений в сети Интернет;
  • о постановке на учет в налоговых органах иностранных организаций и физических лиц.

К налоговой тайне не относится ряд сведений, предоставляемых налоговыми органами по международным договорам или соглашениям о взаимном сотрудничестве. Не относятся сведения в соответствии с законодательством о выборах, согласно Федеральному закону от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а также сведения, предоставляемые органам местного самоуправления в целях осуществления контроля над полнотой и достоверностью информации о местных сборах, для расчета сборов и о суммах недоимок.

Приказом Федеральной налоговой службы РФ от 15.11.2016 №ММВ-7-17/615@, вступившим в силу с 01.04.2017, утверждены форма согласия налогоплательщика на признание общедоступными сведений, составляющих налоговую тайну, порядок ее заполнения и представления в налоговые органы.

Согласие может предоставляться налогоплательщиком или его представителем в налоговые органы по месту его нахождения (жительства или пребывания) в письменной форме лично, по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика в электронной форме.

Порядок заполнения формы Согласия и представления ее в налоговые органы подробно изложены в инструкциях на официальном сайте Федеральной налоговой службы.

Из числа сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными могут быть признаны следующие:

  • Сведения о физическом лице: фамилия, имя, отчество, паспортные данные; дата и место рождения; гражданство; адрес места жительства; страна проживания; адрес в стране проживания.
  • Сведения об обособленных подразделениях организации, о лицензиях и разрешениях на право пользования недрами.
  • Сведения из бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  • Сведения о счетах в банках и лицевых счетах: наименование банка; номер счета; тип и вид счета; дата открытия и закрытия счета; сведения о движении денежных средств по банковским счетам. Наименование органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством РФ, номер лицевого счета, дата открытия и закрытия лицевого счета.
  • Сведения о результатах налогового контроля: дата акта об обнаружении фактов налоговых правонарушений; дата представления налоговой декларации, расчета - для камеральной налоговой проверки; дата акта налоговой проверки; дата начала и окончания налоговой проверки; предмет и период, за который проведена проверка; наименование проверяемого налога или сбора; начисленные проценты.
  • Сведения о суммах налогов или авансовых платежей, сборов и страховых взносов: наименование налога или авансового платежа, сбора, страховых взносов, акциза; налоговый период; сумма, исчисленная к уплате; дата и номер документа - основания для исчисления налога (авансового платежа), сбора, страховых взносов, акциза.
  • Сведения о суммах налогов, подлежащих возмещению из бюджета: дата представления налоговой декларации; наименование налога, по которому представлена налоговая декларация; сумма налога к возмещению; налоговый период; дата акта налоговой проверки, сведения о решениях о возмещении (полностью или частично) сумм налога на добавленную стоимость, решениях об отказе в возмещении (полностью или частично) сумм налога на добавленную стоимость, сумма акциза.
  • Сведения об объектах налогообложения: реквизиты документа о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, транспортные средства и сделок с ними; тип имущества, кадастровый номер объекта имущества, тип транспортного средства; идентификационный номер транспортного средства; марка; регистрационный знак.
  • Сведения, содержащиеся в налоговых декларациях (расчетах), представляемых по окончании каждого налогового (отчетного) периода.
  • Сведения о доходах физических лиц: сведения, содержащиеся в налоговых декларациях (расчетах), представляемых по окончании каждого отчетного (налогового) периода, сведения из сведений о доходах физических лиц (форма 2-НДФЛ), сведения из налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), сведения из налоговых деклараций о предполагаемом доходе физического лица (форма 4-НДФЛ), сведения о расчете суммы налога на доходы физических лиц, исчисленной и удержанной налоговым агентом (форма 6-НДФЛ).
  • Сведения о страховых взносах.

При заполнении формы Согласия, налогоплательщик вправе самостоятельно определить перечень подлежащих раскрытию сведений и сроки их раскрытия.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» к общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.

Федеральная налоговая служба планирует размещать на своем сайте сведения о компаниях, которые стали общедоступными и перестали составлять налоговую тайну. При появлении этих сведений в открытом доступе они будут оперативно появляться в Информационно-аналитической системе Глобас

Статья
Сначала гарантии – потом деньги

Банки не спешат идти навстречу индивидуальным предпринимателям

Объем кредитных средств, привлекаемых индивидуальными предпринимателями, остается незначительным. Тем временем, низкий уровень займов мешает развитию всей экономики страны в целом, ведь именно малый и средний бизнес, важной составляющей которого являются предприниматели, должен стать драйвером нового экономического роста. Банки же готовы изменить свою позицию в обмен на конкретные гарантии – как от государства, так и от частного сектора.

Закредитованность высокая, дисциплина хромает. Согласно данным Объединенного кредитного бюро, только 10% зарегистрированных на территории России индивидуальных предпринимателей (ИП) имеют действующие банковские кредиты (по данным Информационно-аналитической системы Глобас®, на 7 июля в РФ насчитывается 3,8 млн ИП). При этом, уровень закредитованности у имеющих непогашенные обязательства, высок: на каждого такого ИП приходится в среднем 2,7 кредита с суммарной задолженностью более 2 млн руб. Как следствие, платежная дисциплина предпринимателей невысока: более четверти из них не платят по своим кредитным обязательствам вовремя, а 21% займов находится в дефолтном статусе (просрочка более 90 дней). Тенденция сокращения кредитования характерна не только для ИП, но и для всего сектора малого и среднего предпринимательства (МСП). По информации агентства «Эксперт РА», в 2016 году банки выдали представителям МСП 5,3 трлн руб. что на 3% меньше, чем в 2015 году.

Решение отрицательное. Основным препятствием на пути индивидуальных предпринимателей к кредитным ресурсам становятся коммерческие банки, чья позиция по данному вопросу хорошо известна. Отсутствие стабильности в получении доходов, а также сложность их прогнозирования – основные аргументы для принятия отрицательного решения о кредитовании ИП. К тому же многие зарегистрированные ИП на деле предпринимателями не являются, хозяйственную деятельность не ведут, а создаются для экономии на налогах или обналичивания денег. В результате выдача займов ИП для банков становится слишком рискованной и невыгодной.

Спрос не рождает предложение. Ряд предпринимателей решает вопрос привлечения заемных средств путем получения потребительских кредитов, что на практике зачастую оказывается проще и быстрее. Однако даже частично решить проблему потребности ИП в заемных ресурсах это не может. Не решает проблему и льготная программа кредитования МСП («Программа 6,5%»), реализуемая с конца 2015 года Корпорацией по развитию МСП (подробно об этом мы писали в Статье "В погоне за дешевыми деньгами" от 27.03.2017). На фоне увеличившегося за прошлый год почти в 1,5 раза числа кредитных заявок от ИП, количество одобренных решений снизилось. Те же кредиты, которые все-таки предоставляются, выдаются по завышенным и невыгодным для предпринимателей ставкам.

Твердые гарантии. В сложившейся ситуации банки, за которыми остается последнее слово при принятии решения о выдаче кредита, готовы пойти навстречу индивидуальным предпринимателям лишь при одном условии – предоставлении твердых гарантий своевременного и качественного выполнения обязательств. И только помощи государства тут недостаточно. Для получения полноценного доступа к рынку заемного капитала ИП должны стать более открытыми и прозрачными, им придется полностью избавиться от серой бухгалтерии, а также научиться планировать свою деятельность таким образом, что их способность постоянно получать доход и, следовательно, осуществлять обязательные платежи, не будет вызывать у банковского сектора сомнений.

Вопрос должной осмотрительности при заключении договорных обязательств с индивидуальными предпринимателями актуален не только для банков, но и для всех хозяйствующих субъектов. Эффективным способом предупреждения рисков сотрудничества с ненадежным деловым партнером является использование Информационно-аналитической системы Глобас®, содержащей сведения о более чем 24 млн юридических лиц и ИП.