Регулярно Федеральная налоговая служба проверяет бизнес на соблюдение налогового законодательства.
При этом, регулятор может применить в отношении компании один из двух типов проверки: камеральную и выездную.
Основное отличие заключается в том, что выездные проверки проводятся по месту нахождения налогоплательщика, а камеральные – в офисе налоговой.
Сотрудники налоговой инспекции физически не могут совершать выезд по каждому адресу, поэтому основная форма налогового контроля – камеральная проверка. Но не стоит забывать, что в случае обнаружения нарушений по результатам любой проверки, компании может грозить штраф, налоговые доначисления и отказ в возмещении налога.
По данным на 1 сентября 2023 г. Федеральная налоговая служба провела 719 выездных налоговых проверок (ВНП), из них 697 были с нарушениями. По результатам проверок совокупно было доначислено 65,6 млрд рублей. За аналогичный период прошлого года с нарушениями было 1537 проверок, и размер дополнительных начислений составил 123,1 млрд руб.
В налоговой службе связали двукратное уменьшение проверок с эффектом высокой базы прошлого года из-за действия моратория на проверки, введённого еще в пандемию. Эксперты считают, что акцент властей сместился на профилактическую работу с нарушителями.
Несмотря на снижение числа выездных проверок, столкнуться с ними может любая организация. Но, если знать, какие факторы повышают вероятность проведения проверки, то исключив их, можно снизить риск визита сотрудников налоговой инспекции.
Заранее узнать о планируемой налоговым инспектором проверке нельзя, по закону подобная информация считается налоговой тайной. Исключение составляют компании, которые занимаются организаций лотерей и азартных игр. Для них ФНС публикует календарь налоговых проверок.
Для всех остальных налогоплательщиков ФНС указала определённый набор критериев для самостоятельной оценки рисков. Кроме того, налоговая инспекция также использует эти критерии для выявления налоговых отклонений у компании. Критерии самостоятельной оценки рисков утверждены Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок в Приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333.
Обстоятельства, повышающие риск выездной налоговой проверки
Высокая вероятность проведения проверки возникает у компаний с наибольшим количеством выявленных критериев на основании Концепции системы планирования выездных налоговых проверок. Среди 12 основных критериев выделим те, которые могут быть выявлены с помощью открытых и общедоступных инструментов:
- налоговая нагрузка ниже среднеотраслевого значения;
- убытки в течение нескольких налоговых периодов;
- опережение темпа роста расходов над темпом роста доходов;
- заработная плата ниже среднеотраслевого значения;
- неоднократное приближение показателей к предельным значениям по специальным налоговым режимам;
- построение финансово-хозяйственной деятельности с техническими компаниями;
- «миграция» между налоговыми органами;
- непредставление сведений и пояснений в налоговые органы;
- значительное отклонение показателей рентабельности от среднеотраслевых значений.
Также к ВНП и доначислению налогов может привести дробление бизнеса. Дробление – одна из частых причин, по которой компания привлекает к себе внимание со стороны ФНС.
Разделять бизнес между различными юридическими лицами законом не запрещено, но поводом для доначислений служит дробление, единственной целью которого является экономия на налогах или занижение налогооблагаемой базы.
В письме ФНС России от 11.08.2017 N СА-4-7/15895@ указано 17 признаков незаконного дробления. Выделим основные:
- взаимозависимость участников компаний;
- единая база контрагентов;
- одни и те же сотрудники, работающие в компаниях;
- дробление производственного процесса между несколькими лицами, применяющими специальные налоговые режимы;
- создание юридических лиц в короткий промежуток времени при увеличении персонала;
- использование одних и тех же вывесок, обозначений, контактов, сайта в интернете, адресов, помещений, банков, в которых открываются и обслуживаются расчётные счета;
- общая бухгалтерия, кадровая или юридическая служба;
- приближение экономических показателей к предельным значениям по специальным налоговым режимам.
Не стоит забывать, что при обнаружении отдельных признаков вовсе не означает, что организация незаконно дробит бизнес или умышленно занижает налогооблагаемую базу. Все вышеперечисленные признаки оцениваются в совокупности, при необходимости, запрашиваются документальные доказательства. В случаях, когда контрагент отказывается от представления разъяснений, стоит прекратить сотрудничество, либо установить взаимодействие иным способом.
Возможности Глобас для выявления риска выездной налоговой проверки у контрагента
Основные сложности, которые могут появиться при выявлении налоговых отклонений – отсутствие единого источника данных.
Каждый пункт чек-листа самостоятельной проверки ВНП или незаконного дробления требует анализа данных из разных источников. При большом количестве контрагентов, проверка по чек-листу будет занимать значительное количество времени. В таких случаях необходима автоматизация процесса проверки.
Решить проблему поможет Информационно-аналитическая система Глобас. Например, функционал Отчёты позволяет настраивать неограниченное количество собственных сценариев проверки для дальнейшей автоматизации процесса. Вы сами устанавливаете критерии проверки и мероприятия, а далее Глобас в автоматическом режиме проверяет наличие рисков у компании – при каждом открытии справки.
Помимо собственных настраиваемых сценариев, в Системе есть ряд предустановленных регламентных проверок. Среди них доступен отчёт по Критериям ФНС. Он составляется в соответствии с рекомендациями налоговой службы, в целях проверки реальности контрагента и проявления коммерческой осмотрительности. В данном Отчёте также учтены критерии из чек-листа самостоятельной оценки рисков ВНП и незаконного дробления.