Вестник
Выездные налоговые проверки: критерии и риски
#
Фото: https://ru.freepik.com/
Регулярно Федеральная налоговая служба проверяет бизнес на соблюдение налогового законодательства.
При этом, регулятор может применить в отношении компании один из двух типов проверки: камеральную и выездную.
Основное отличие заключается в том, что выездные проверки проводятся по месту нахождения налогоплательщика, а камеральные – в офисе налоговой.
Сотрудники налоговой инспекции физически не могут совершать выезд по каждому адресу, поэтому основная форма налогового контроля – камеральная проверка. Но не стоит забывать, что в случае обнаружения нарушений по результатам любой проверки, компании может грозить штраф, налоговые доначисления и отказ в возмещении налога.
По данным на 1 сентября 2023 г. Федеральная налоговая служба провела 719 выездных налоговых проверок (ВНП), из них 697 были с нарушениями. По результатам проверок совокупно было доначислено 65,6 млрд рублей. За аналогичный период прошлого года с нарушениями было 1537 проверок, и размер дополнительных начислений составил 123,1 млрд руб.
В налоговой службе связали двукратное уменьшение проверок с эффектом высокой базы прошлого года из-за действия моратория на проверки, введённого еще в пандемию. Эксперты считают, что акцент властей сместился на профилактическую работу с нарушителями.
Несмотря на снижение числа выездных проверок, столкнуться с ними может любая организация. Но, если знать, какие факторы повышают вероятность проведения проверки, то исключив их, можно снизить риск визита сотрудников налоговой инспекции.
Заранее узнать о планируемой налоговым инспектором проверке нельзя, по закону подобная информация считается налоговой тайной. Исключение составляют компании, которые занимаются организаций лотерей и азартных игр. Для них ФНС публикует календарь налоговых проверок.
Для всех остальных налогоплательщиков ФНС указала определённый набор критериев для самостоятельной оценки рисков. Кроме того, налоговая инспекция также использует эти критерии для выявления налоговых отклонений у компании. Критерии самостоятельной оценки рисков утверждены Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок в Приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333.

Обстоятельства, повышающие риск выездной налоговой проверки

Высокая вероятность проведения проверки возникает у компаний с наибольшим количеством выявленных критериев на основании Концепции системы планирования выездных налоговых проверок. Среди 12 основных критериев выделим те, которые могут быть выявлены с помощью открытых и общедоступных инструментов:
  • налоговая нагрузка ниже среднеотраслевого значения;
  • убытки в течение нескольких налоговых периодов;
  • опережение темпа роста расходов над темпом роста доходов;
  • заработная плата ниже среднеотраслевого значения;
  • неоднократное приближение показателей к предельным значениям по специальным налоговым режимам;
  • построение финансово-хозяйственной деятельности с техническими компаниями;
  • «миграция» между налоговыми органами;
  • непредставление сведений и пояснений в налоговые органы;
  • значительное отклонение показателей рентабельности от среднеотраслевых значений.
Также к ВНП и доначислению налогов может привести дробление бизнеса. Дробление – одна из частых причин, по которой компания привлекает к себе внимание со стороны ФНС.
Разделять бизнес между различными юридическими лицами законом не запрещено, но поводом для доначислений служит дробление, единственной целью которого является экономия на налогах или занижение налогооблагаемой базы.
В письме ФНС России от 11.08.2017 N СА-4-7/15895@ указано 17 признаков незаконного дробления. Выделим основные:
  • взаимозависимость участников компаний;
  • единая база контрагентов;
  • одни и те же сотрудники, работающие в компаниях;
  • дробление производственного процесса между несколькими лицами, применяющими специальные налоговые режимы;
  • создание юридических лиц в короткий промежуток времени при увеличении персонала;
  • использование одних и тех же вывесок, обозначений, контактов, сайта в интернете, адресов, помещений, банков, в которых открываются и обслуживаются расчётные счета;
  • общая бухгалтерия, кадровая или юридическая служба;
  • приближение экономических показателей к предельным значениям по специальным налоговым режимам.
Не стоит забывать, что при обнаружении отдельных признаков вовсе не означает, что организация незаконно дробит бизнес или умышленно занижает налогооблагаемую базу. Все вышеперечисленные признаки оцениваются в совокупности, при необходимости, запрашиваются документальные доказательства. В случаях, когда контрагент отказывается от представления разъяснений, стоит прекратить сотрудничество, либо установить взаимодействие иным способом.

Возможности Глобас для выявления риска выездной налоговой проверки у контрагента

Основные сложности, которые могут появиться при выявлении налоговых отклонений – отсутствие единого источника данных.
Каждый пункт чек-листа самостоятельной проверки ВНП или незаконного дробления требует анализа данных из разных источников. При большом количестве контрагентов, проверка по чек-листу будет занимать значительное количество времени. В таких случаях необходима автоматизация процесса проверки.
Решить проблему поможет Информационно-аналитическая система Глобас. Например, функционал Отчёты позволяет настраивать неограниченное количество собственных сценариев проверки для дальнейшей автоматизации процесса. Вы сами устанавливаете критерии проверки и мероприятия, а далее Глобас в автоматическом режиме проверяет наличие рисков у компании – при каждом открытии справки.
Помимо собственных настраиваемых сценариев, в Системе есть ряд предустановленных регламентных проверок. Среди них доступен отчёт по Критериям ФНС. Он составляется в соответствии с рекомендациями налоговой службы, в целях проверки реальности контрагента и проявления коммерческой осмотрительности. В данном Отчёте также учтены критерии из чек-листа самостоятельной оценки рисков ВНП и незаконного дробления.
Темы:
Вестник
Санкционный комплаенс. Решение Глобас
#
Фото: freepik.com
Для компаний, работающих на международном рынке, ключевую роль в проверке контрагентов играет защита от санкционных рисков. Недостаточное внимание к санкционной проверке контрагентов может иметь негативные последствия: от юридических и финансовых до репутационных.
Несмотря на меняющиеся мировые условия, экономические и информационные баталии, российские компании активно развивают международное взаимодействие, осваивая новые рынки и выстраивая альтернативные маршруты и цепочки поставок.

Санкции – это важно?

Некоторые компании могут избегать прямого взаимодействия с организациями или физическими лицами, в отношении которых введены санкционные меры. Тем не менее, это не означает, что вопрос санкций не является для них актуальным.
Например, представьте, что компания «ООО Ромашка» осуществляет экспорт товаров в страну, которая не находится под воздействием санкций. Однако далее эти товары реэкспортируются в страну, к которой применяются санкции. В такой ситуации «ООО Ромашка» становится частью цепочки поставок, которая нарушает санкции. Также возможны случаи, когда одна из сторон цепочки поставок может фактически или косвенно находиться под контролем физического лица или организации, подвергнутых санкциям.
Игнорирование углублённых санкционных проверок может привести к непреднамеренному «втягиванию» компании в ситуации, связанными с нарушением санкционных режимов. При ведении бизнеса на международном уровне комплаенс-процедуры необходимо проводить не только в отношении прямых контрагентов, но и в отношении всех уровней владения партнёров и связанных с ними лиц.
Самостоятельная ручная проверка контрагента на санкционные риски является крайне сложной задачей. Это связано с многообразием и сложностью санкций. Одной из основных проблем является отсутствие единого консолидированного источника, который бы объединил все санкции, введённые различными странами, организациями и ведомствами. Некоторые инициаторы санкций могут не вести общий список своих ограничительных мер, а размещать информацию о санкциях в законодательных актах. Кроме того, информация о санкциях часто представлена на национальных языках, неструктурирована и требует детального анализа, начиная от идентификации лица, подпавшего под санкции, до понимания характеристик ограничений, таких как период действия санкций, тип ограничений и программа.
Упростить процесс санкционной проверки, избежать ошибок, которые могут возникнуть при ручной проверке, и сэкономить значительные ресурсы, вам поможет модуль Санкционный комплаенс в Системе Глобас.

Модуль даёт возможность проверки российских и зарубежных контрагентов, персон, водного и воздушного транспорта по консолидированному санкционному списку, включая Правило 50%. Также проверяются связанные с компаниями лица: бенефициары, владельцы, руководители, аффилированные и дочерние.

Санкции в действии

Санкции, как средство внешней политики, применяются в различных ситуациях, а их эффективность и воздействие могут быть крайне разнообразными. Вне зависимости от того, на какой стороне мировой арены вы находитесь, игнорирование санкционных ограничений может привести к серьезным последствиям.
Рассмотрим примеры «санкций в действии».
1) Штраф Standard Chartered Bank за кредитование банка, принадлежащего ПАО Сбербанк
Standard Chartered Bank выдал в период с апреля 2015 года по январь 2018 года DenizBank 102 кредита.
Эта сделка оказалась под микроскопом властей Великобритании, и британский банк был подвергнут двум штрафам на общую сумму 20,47 млн £. Причина такого наказания заключалась в том, что Standard Chartered Bank предоставил финансирование турецкому DenizBank, который на момент сделки являлся дочерней компанией ПАО Сбербанк. ПАО Сбербанк в свою очередь входит в санкционные списки Евросоюза.
Кредитная организация признала, что допустила нарушение санкционного режима, поэтому в конечном итоге сумма штрафа была уменьшена на 30%.
2) Штраф за нарушение иранских санкций
OFAC выставил штраф в размере 9,6 млн $ компании 3M Company за нарушение иранских санкций.
Нарушения происходили с 2016 по 2018 год, когда швейцарская компания 3M East, являющаяся дочерней компанией 3M Company, осуществила экспортную операцию через немецкую организацию Bonyad Taavon Naja, организации, контролируемой правоохранительными органами Ирана.
3) Содействие в обходе санкций через операции в валюте инициатора санкций
Граждане Турции Mehmet Tokdemir и Alaaddin Aykut подпали под вторичные санкции США за содействие иранским предприятиям в проведении финансовых операций в долларах США и евро, для закупок вооружений у ряда иностранных поставщиков.
4) Санкции в отношении транспортных средств
Бангладеш отказал в разрешении на вход российскому судну в свои порты в связи с санкциями США. Американские власти активно отслеживают трафик подсанкционного водного и воздушного транспорта, требуя от местных властей исполнения экстерриториальных ограничений.
Такой санкционный инструментарий привёл к запрету на въезд в территориальные воды Бангладеш для судна Ursa Major, которое перевозило оборудование Корпорации «Росатом» для строительства атомной электростанции «Руппур». Поскольку водный транспорт находится в списке SDN, ему было запрещено войти в бангладешский порт.
Позже власти Бангладеш сообщили местным СМИ, что российская сторона по ошибке отправила груз этим транспортом и обещала заменить его на другой, чтобы доставить груз в бангладешский порт.
Приведённые случаи ярко демонстрируют, как важно тщательно проверять своих клиентов и контрагентов на предмет санкционных рисков.

Санкции. Решение Глобас

Модуль Санкционный комплаенс в Системе Глобас содержит подробную информацию о санкциях и ограничениях, включая Правило 50%, а также дополнительные источники и более глубокий анализ компаний, персон и объектов, находящихся под ограничениями.
Модуль Санкционный комплаенс облегчает процесс санкционной проверки, предоставляя множество возможностей.
Глобас

Глобас

Модуль Санкционный комплаенс

Модуль для углублённой санкционной проверки контрагентов. Проверка осуществляется по более чем 40 новым критериям. Модуль Санкционный комплаенс предоставляет возможность проверки российских и зарубежных контрагентов, персон, водного и воздушного транспорта. Также проверяются связанные с компаниями лица: бенефициары, владельцы, руководители, аффилированные и дочерние компании. Функционал модуля содержит обширную информацию о введённых санкциях и ограничениях, в том числе по Правилу 50%, дополнительные источники и более глубокую аналитику по компаниям, персонам и объектам, подпавшим под ограничения и в различные рисковые реестры.

Темы: