Статья
Быть или не быть технопаркам в России?

В современных условиях инновации - это важнейший фактор формирования национальной конкурентоспособности. Инновационность является отличительной особенностью развитых экономических систем. Поэтому создание национальной инновационно-инвестиционной сферы должно стоять на одном из первых мест среди методов повышения экономического развития государства. Формирование такой системы прежде всего помогает инновационной разработке добраться до своей реализации и найти потребителя. Для этого в России организованы структуры, способствующие более плотному взаимодействию между наукой и промышленностью: индустриальные и промышленные технопарки, инновационно-технологические центры и инновационно-промышленный комплекс.

Правительство РФ среди инструментов, которые позволят провести импортозамещение, локализовать производство, нарастить несырьевой экспорт отечественной экономики, рассматривает индустриальные и промышленные технопарки. Под технопарком понимается имущественный комплекс, объединяющий объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки и соответствующую инфраструктуру. Поскольку главная задача технопарка заключается в разработке и внедрении технологий в производство, то в его состав обязательно включается научно-исследовательскую базу, основу которой составляют научно-исследовательские институты и учебные заведения. Возможно, именно поэтому в России первые технопарки открылись во всех университетских городах страны.

Инновационно-инвестиционная сфера России помимо технопарков включает в себя инновационно-технологические центры (ИТЦ). Такой статус получают компании, имеющие опыт коммерциализации научно-технических продуктов и действующие в регионах с научным потенциалом. Это финансово устойчивые предприятия, деятельность которых направлена на производство наукоёмкой продукции, востребованной на рынке. Именно поэтому ИТЦ получают активную поддержку со стороны государства. Зачастую фирмы, успешно «выросшие» в технопарках, как раз и переходят в структуру ИТЦ. Основное отличие ИТЦ от технопарков состоит в концентрации их работы на трансфер технологий с целью коммерческого партнёрства с предприятиями, имеющими крупный капитал. Таким образом ИТЦ позволяют быстро и эффективно продвигать отечественные научные разработки в производство.

Следующим этапом в развитии эффективно действующего предприятия ИТЦ является его переход в инновационно-промышленный комплекс (ИПК). Отличие ИПК от ИТЦ выражается в масштабах производства продукции: в состав ИПК входят ранее функционировавшие в ИТЦ компании, производящие продукцию как минимум на 10 млн долларов в год.

Практика показала, что больший эффект достигается, когда технопарки создаются при промышленных предприятиях. Их еще называют индустриальными парками (ИП). По предварительным оценкам, общий объем промышленного производства резидентов индустриальных парков по итогам 2015 года превысил 480 млрд рублей. Под ИП понимается объект производственного назначения, осуществляющий деятельность под руководством профессиональной управляющей компании и развивающийся под единой концепцией. Концепция индустриального парка состоит в подборе размера и форматов производственных площадей и помещений под определенные целевые группы арендаторов, а также в специализации отдельных частей или объекта в целом под какую-либо отрасль промышленности. 

Индустриальные парки привлекательны, поскольку объединяют в себе следующие факторы:

  • возможность сформировать устойчивые индустриальные связи на территории ИП;
  • принцип «одного окна» в работе с предприятиями парка и гибкий подход к определению условий договора;
  • аренда земли, зданий и сооружений с возможностью выкупа в последующем;
  • снижение арендной платы для предприятий, инвестирующих в ремонт арендуемых зданий и сооружений;
  • услуги инфраструктурных компаний: энерго- и водоснабжение, охрана и благоустройство территорий;
  • информационные и консультационные услуги, содействие в выполнение НИОКР, подготовка и переподготовка кадров, помощь в поиске инвестиций и получении кредитов;
  • субсидии со стороны государства позволяют кредитоваться субъектам федерации, создающим технопарки, под 5% годовых;
  • возвращение части налоговых выплат резидентов технопарков позволяет возмещать затраты на создание промышленной инфраструктуры парков;
  • освобождение от НДС тех товаров, аналоги которых не производятся в России, например, на ввоз комплектующих и сырья для производства медикаментов и другие.

Понимая экономические преимущества, региональные власти проявляют заинтересованность в создании технопарков на своих территориях. Так, например, Дальневосточный федеральный округ планирует запустить 7 технопарков, Крым и Севастополь – 4. По словам главы Минпромторга, до 2020 года будет создано 49 индустриальных парков и 22 промышленных технопарка. Ожидается, что ежегодный совокупный объем выпуска промышленной продукции увеличится на 312 млрд руб. 

В настоящее время Правительство РФ одобрило поддержку 15 новых технопарков. На их территориях будут развернуты проекты в сфере деревообработки, металлургии, транспортного и сельхозмашиностроения, станкостроения, фармацевтики. Для реализации поддержки предусмотрено выделение 4,2 млрд руб.

 

Справочная информация:

  • индустриальные парки в России, всего - 78 
  • промышленные предприятия в них, принадлежащие иностранцам из 25 стран мира - 205
  • перечисления в бюджеты всех уровней - около 40 млрд руб.
  • промышленные технопарки - 16
  • компании, расположенные на их территориях - 930
  • сектора промышленности: биотехнология и новые материалы, лазерная технология, машиностроение, медицинская промышленность, приборостроение, химическая промышленность, электроника
  • инжиниринговые центры - 30
Статья
Верховным судом РФ признана правомерность взыскания задолженности налогоплательщика с его взаимозависимого лица

В конце ноября 2015 года ФНС России направила в инспекции и управления на местах определение Верховного Суда РФ от 02.11.2015 г. по делу №А40-153792/2014, в котором суд признает правомерным взыскание налоговым органом задолженности налогоплательщика с его взаимозависимого лица. Данное определение рекомендовано для использования в работе всеми органами налогового контроля в целях повышения эффективности взыскания недоимок по налогу.

Согласно общему правилу, налогоплательщик должен самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, а принудительное взыскание недоимки по налогам осуществляется с налогоплательщика-должника. Однако, в случае наличия взаимозависимых отношений между компаниями, налоговая задолженность может быть взыскана в судебном порядке не только с самого должника, но и с зависимых обществ или его участников.

Порядок, регламентирующий взыскание неуплаченного налога с взаимозависимых лиц был введен с 30 июля 2013 года новой редакцией п. 2 статьи 45 Налогового Кодекса РФ.

В свою очередь, определение взаимозависимости лиц установлено статьей 20  Налогового кодекса РФ. По общему правилу, взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица либо организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на результаты их деятельности. В частности, взаимозависимыми лицами могут быть признаны организации прямо или косвенно участвующие в других организациях с суммарной долей такого участия более 20%. 

В случаях косвенного участия, доли участия одной фирмы в другой определяются следующим образом:

1. устанавливаются все прямые последовательности участия каждой предыдущей организации в каждой последующей;

2. устанавливаются доли прямого участия;

3. вычисляется произведение долей прямого участия.

Кроме этого, взаимозависимыми признаются физические лица, подчиненные друг другу по должностному положению или состоящие в брачных отношениях, либо в отношениях родства в соответствии с семейным законодательством РФ.

По иным основаниям, только в судебном порядке, взаимозависимыми лицами могут быть признаны лица, отношения между которыми могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров, работ или услуг.

Что касается вышеупомянутого Определения Верховного Суда РФ, суть его сводится к следующему: в результате выездной налоговой проверки у налогоплательщика была выявлена значительная недоимка по налогу и вынесено решение о взыскании задолженности с взаимозависимого лица. Судом был признан доказанным факт взаимозависимости и аффилированности обществ по общим учредителям и генеральному директору, единому фактическому адресу, контактным телефонам, информационному сайту и виду деятельности. Соответственно, была доказана совокупность условий, при которых взыскание налоговой задолженности производится с зависимого лица.

Обезопасить себя от «неожиданного» взыскания средств в подобных ситуациях поможет сервис «Связи» Информационно-аналитической системы Глобас-i®, позволяющий быстро и с минимальными затратами выявлять взаимозависимые лица среди контрагентов.