Статья
Тенденции в оптовой торговле алкоголем

Информационное агентство Credinform представляет обзор тенденций деятельности крупнейших российских предприятий оптовой торговли алкогольными напитками.

Для анализа были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2013 - 2018 годы) предприятия, специализирующиеся на оптовой торговле алкогольными напитками (ТОП-1000). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.

Чистые активы - показатель, отражающий реальную стоимость имущества предприятия, рассчитывается ежегодно как разность между активами на балансе предприятия и его долговыми обязательствами. Показатель чистых активов считается отрицательным (недостаточность имущества), если задолженность предприятия превышает стоимость его имущества.

Крупнейшим торговым предприятием по размеру чистых активов является НАО РУСТ РОССИЯ, ИНН 7705492717, г. Москва. В 2018 году чистые активы компании составляли более 14,9 млрд рублей.

Наименьшим размером чистых активов в ТОП-1000 обладало ООО ПИВНОЙ МИР, ИНН 8602241022, г. Москва, находящееся в стадии ликвидации с 11.11.2015. Недостаточность имущества этого предприятия в 2018 году выражалась отрицательной величиной -2,7 млрд рублей.

За десятилетний период средние отраслевые размеры чистых активов имеют тенденцию к увеличению (Рисунок 1).

Рисунок 1. Изменение средних отраслевых показателей размера чистых активов в 2009 – 2018 годах Рисунок 1. Изменение средних отраслевых показателей размера чистых активов в 2009 – 2018 годах

Доли предприятий с недостаточностью имущества в ТОП-1000 в последние пять лет имеют тенденцию к росту (Рисунок 2).

Рисунок 2. Доли компаний с отрицательными значениями чистых активов в ТОП-1000 Рисунок 2. Доли компаний с отрицательными значениями чистых активов в ТОП-1000

Выручка от реализации
Объем выручки 10 ведущих предприятий отрасли в 2018 году составил 41% от суммарной выручки предприятий ТОП-1000. (Рисунок 3). Это свидетельствует о высоком уровне монополизации.

Рисунок 3. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2018 года ТОП-1000 Рисунок 3. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2018 года ТОП-1000

В целом наблюдается тенденция к снижению объемов выручки (Рисунок 4).

Рисунок 4. Изменение средних отраслевых показателей выручки в 2009 – 2018 годах Рисунок 4. Изменение средних отраслевых показателей выручки в 2009 – 2018 годах

Прибыль и убытки
Крупнейшим предприятием отрасли по размеру чистой прибыли является ООО ДИСТРИБЬЮТОРСКАЯ ФИРМА РУСЛАНА, ИНН 9108118124, Республика Крым. В 2018 году прибыль компании составила 576 млн рублей.

За десятилетний период показатели средних отраслевых размеров прибыли имеют тенденцию к снижению (Рисунок 5).

Рисунок 5. Изменение средних отраслевых показателей прибыли (убытка) в 2009 – 2018 годах Рисунок 5. Изменение средних отраслевых показателей прибыли (убытка) в 2009 – 2018 годах

За пятилетний период средние значения показателей чистой прибыли предприятий ТОП-1000 увеличиваются, при этом растет и размер чистого убытка. (Рисунок 6).

Рисунок 6. Изменение средних значений показателей чистой прибыли и чистого убытка компаний ТОП-1000 в 2014 – 2018 годах Рисунок 6. Изменение средних значений показателей чистой прибыли и чистого убытка компаний ТОП-1000 в 2014 – 2018 годах

Основные финансовые коэффициенты
За десятилетний период средние отраслевые показатели коэффициента общей ликвидности находились в интервале рекомендуемых значений - от 1,0 до 2,0, с тенденцией к снижению. (Рисунок 7).

Коэффициент общей ликвидности (отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам) - показывает достаточность средств организации для погашения своих краткосрочных обязательств.

Рисунок 7. Изменение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности в 2009 – 2018 годах Рисунок 7. Изменение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности в 2009 – 2018 годах

В течение десяти лет, наблюдается тенденция к снижению значений средних отраслевых показателей коэффициента рентабельности инвестиций. (Рисунок 8).

Коэффициент рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и демонстрирует отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.

Рисунок 8. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций в 2009 – 2018 годах Рисунок 8. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций в 2009 – 2018 годах

Коэффициент оборачиваемости активов - рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов за период и характеризует эффективность использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.

За десятилетний период показатели данного коэффициента деловой активности показывали тенденцию к снижению (Рисунок 9).

Рисунок 9. Изменение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов в 2009 – 2018 годах Рисунок 9. Изменение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов в 2009 – 2018 годах

Малый бизнес
89% предприятий ТОП-1000 зарегистрированы в Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ. При этом доля их суммарной выручки в общем объеме ТОП-1000 составляет 28,1%, что выше среднего показателя по стране (Рисунок 10).

Рисунок 10. Доли выручки субъектов малого и среднего предпринимательства в ТОП-1000 Рисунок 10. Доли выручки субъектов малого и среднего предпринимательства в ТОП-1000

Основные регионы деятельности
Предприятия ТОП-1000 зарегистрированы в 75 регионах и распределены по территории страны неравномерно. 35% крупнейших по объему выручки предприятий сосредоточены в г. Москве (Рисунок 11).

Рисунок 11. Распределение выручки компаний ТОП-1000 по регионам России Рисунок 11. Распределение выручки компаний ТОП-1000 по регионам России

Скоринг бухгалтерской отчетности
Оценка финансового положения предприятий ТОП-1000 показывает, что наибольшая часть из них находится в среднем финансовом положении. (Рисунок 12).

Рисунок 12. Распределение компаний ТОП-1000 по скорингу бухгалтерской отчетности Рисунок 12. Распределение компаний ТОП-1000 по скорингу бухгалтерской отчетности

Индекс платежеспособности Глобас
Наибольшей части предприятий ТОП-1000 присвоен наивысший или высокий Индекс платежеспособности Глобас, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства (Рисунок 13).

Рисунок 13. Распределение компаний ТОП-1000 по Индексу платежеспособности Глобас Рисунок 13. Распределение компаний ТОП-1000 по Индексу платежеспособности Глобас

Вывод
Комплексная оценка деятельности крупнейших российских предприятий оптовой торговли алкогольными напитками, учитывающая основные индексы, финансовые показатели и коэффициенты, свидетельствует о преобладании отрицательных тенденций (Таблица 1).

Таблица 1. Положительные и отрицательные тенденции, факторы оценки
Тенденции и факторы оценки Удельный вес фактора, %
Темп прироста (снижения) среднего размера чистых активов up10
Рост / снижение доли предприятий с отрицательными значениями чистых активов down-10
Уровень конкуренции / монополизации down-10
Темп прироста (снижения) среднего размера выручки down-10
Темп прироста (снижения) среднего размера прибыли (убытка) down-10
Рост / снижение средних размеров чистой прибыли компаний ТОП-1000 up10
Рост / снижение средних размеров чистого убытка компаний ТОП-1000 down-10
Рост / снижение средних значений коэффициента общей ликвидности up5
Рост / снижение средних значений коэффициента рентабельности инвестиций down-10
Рост / снижение средних значений коэффициента оборачиваемости активов, раз down-10
Доля малого и среднего бизнеса в регионе по объему выручки более 22% up10
Региональная концентрация down-10
Финансовое положение (наибольшая доля) up5
Индекс платежеспособности Глобас (наибольшая доля) up10
Среднее значение удельного веса факторов down-2,1

Up положительная тенденция (фактор), Down отрицательная тенденция (фактор).

Рэнкинг
Уровень прибыли оптовой торговли алкоголем

Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг крупнейших российских предприятий оптовой торговли алкогольными напитками. Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2016 - 2018 годы) предприятия, специализирующиеся на оптовой торговле алкогольными напитками (ТОП-10). Далее они были ранжированы по коэффициенту чистой прибыли (Таблица 1). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.

Коэффициент чистой прибыли (%) рассчитывается как отношение чистой прибыли (убытка) к выручке от реализации и характеризует уровень прибыли от продаж.

Нормативное значение для показателя не установлено. Для сравнения рекомендуются предприятия одной отрасли, либо динамика коэффициента по конкретной компании. Отрицательное значение показателя свидетельствует о наличии чистого убытка. Высокое значение показателя свидетельствует об эффективной работе предприятия.

Специалистами Информационного агентства Credinform, с учетом фактического положения дел как в целом в экономике, так и в отраслях, разработан и реализован в Информационно-аналитической системе Глобас расчет практических значений финансовых коэффициентов, которые могут быть признаны нормальными для конкретной отрасли. Для предприятий оптовой торговли алкогольными напитками практическое значение коэффициента чистой прибыли в 2018 году составило от 0,70 %.

Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание на всю совокупность показателей и финансовых коэффициентов.

Таблица 1.Чистая прибыль, выручка, коэффициент чистой прибыли, индекс платежеспособности Глобас крупнейших предприятий оптовой торговли алкогольными напитками (ТОП-10)
Наименование, ИНН, регион Выручка, млн руб. Чистая прибыль (убыток), млн руб. Коэффициент чистой прибыли, % Индекс платёжеспособности Глобас
2017 2018 2017 2018 2017 2018
1 2 3 4 5 6 7 8
НАО П.Р.РУСЬ
ИНН 7729104184 г. Москва
up17413,95 up18344,66 up1108,38 down517,17 up6,36 down2,82 214 Высокий
ООО КОМПАНИЯ СИМПЛ
ИНН 7711078582 г. Москва
up10663,69 up12227,83 up410,14 down308,25 down3,85 down2,52 189 Наивысший
ООО ОРБИТА
ИНН 7449096660 Челябинская область
Находится в процессе реорганизации в форме присоединения к нему других юридических лиц с 13.08.2019
up13847,88 up36861,07 up565,77 down511,14 down4,09 down1,39 242 Высокий
ООО АЛКОГОЛЬНАЯ СИБИРСКАЯ ГРУППА
ИНН 5506207263 Омская область
down15108,11 up20046,34 down-723,67 up247,55 down-4,79 up1,23 277 Высокий
ООО ЛУДИНГ
ИНН 7730107662 г. Москва
up14775,01 up15725,57 up117,96 up146,11 down0,80 up0,93 164 Наивысший
НАО СО 100% ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ РУСТ ИНКОРПОРЭЙТЭД
ИНН 7703058663 Санкт-Петербург
up17375,41 up19906,47 down13,34 up135,92 down0,08 up0,68 200 Высокий
ООО ЛУДИНГ-ТРЕЙД
ИНН 7705444495 г. Москва
up9670,79 down9107,44 down0,00 up49,76 down0,00 up0,55 192 Наивысший
ООО ТОРГОВЫЙ ДОМ АЛВИСА
ИНН 7730614662 Московская область
down7311,21 up9384,76 up86,24 down48,61 up1,18 down0,52 229 Высокий
ООО ТОРГОВЫЙ ДОМ РУССКИЙ АЛКОГОЛЬ - МОСКВА
ИНН 7716679026 г. Москва
up24211,47 up35186,54 down-143,42 up85,13 up-0,59 up0,24 273 Высокий
НАО РУСТ РОССИЯ
ИНН 7705492717 г. Москва
up35983,89 up51061,70 down-1603,70 up-1529,88 up-4,46 up-3,00 298 Высокий
Итого по компаниям ТОП-10 up166361,41 up227852,37 up-168,96 up519,76    
Среднее значение по компаниям ТОП-10 up16636,14 up22785,24 up-16,90 up51,98 up0,65 up0,79
Среднее отраслевое значение up332,64 up356,17 down0,90 up2,51 down0,27 up0,70

Up улучшение показателя к предыдущему периоду, Down ухудшение показателя к предыдущему периоду.

Средний показатель коэффициента чистой прибыли ТОП-10 в 2018 году выше среднего отраслевого и практического значений. Шесть компаний улучшили результаты в 2018 году.

Рисунок 1. Коэффициент чистой прибыли и выручка крупнейших предприятий оптовой торговли алкогольными напитками (ТОП-10) Рисунок 1. Коэффициент чистой прибыли и выручка крупнейших предприятий оптовой торговли алкогольными напитками (ТОП-10)

В течение 10 лет средние отраслевые показатели коэффициента чистой прибыли имеют тенденцию к снижению. (Рисунок 2).

Рисунок 2. Изменение средних отраслевых значений коэффициента чистой прибыли предприятий оптовой торговли алкогольными напитками в 2009 – 2018 годах Рисунок 2. Изменение средних отраслевых значений коэффициента чистой прибыли предприятий оптовой торговли алкогольными напитками в 2009 – 2018 годах