В ходе международного инвестиционного форума в Сочи обсуждались перспективы развития российского экспорта. Еще в декабре 2011 года Правительством РФ была утверждена «Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г.», в которой, в частности, говорилось о необходимости интеграции российского бизнеса в глобальные цепочки по созданию добавочной стоимости и необходимости создания незамкнутой национальной инновационной системы. Но на сегодняшний день, ситуация в этой сфере далека от идеала: в текущем году снизились как физические, так и стоимостные объемы экспорта.
Эксперты уже не первый год говорят о повышении рисков консервации для российской экономики, связанные с ее топливно-сырьевой специализацией и утратой научного и технологического потенциалов на фоне низких темпов развития. По мнению специалистов, повышение доли экспорта высокотехнологичной продукции может послужить отличным импульсом к развитию экономики страны.
По итогам 2012 года доля России на мировом рынке наукоемких высокотехнологичных товаров по различным оценкам не превышает 0,3%. Сегодня на рынок инноваций Россия поставляет идеи и разработки (так называемое интеллектуальное сырье), а обратно импортирует готовые технологии и оборудование, нередко созданные на основе наших предложений. Сложившаяся ситуация свидетельствует о необходимости активизации деятельности по поддержке национальных инновационных компаний.
Наряду с неразвитостью современных институтов поддержки российского экспорта, одной из главных причин низких показателей экспорта высокотехнологичной продукции многие эксперты называют высокие трансакционные издержки для участников внешнеэкономической деятельности, возникшие ввиду огромного количества формальных административных и таможенных процедур.
В бюджете страны на 2013 год на финансовую поддержку российского экспорта было предусмотрено 3 млрд. 100 млн. долларов. При этом в общем объеме экспорта неэнергетических товаров на долю экспорта, обеспеченного государственной гарантийной поддержкой приходится не более 0,5%. В качестве одной из мер по увеличению доли несырьевого экспорта, предполагается значительно увеличить экспорт машиностроительной продукции.
Также во время «круглого стола» не оставили без внимания тему вступления России в ВТО. По словам министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева, государство будет активно защищать отечественных производителей-экспортеров, уже подаются соответствующие иски по снятию ограничений в экспорте. По заявлению Улюкаева, у нас действовало более 70 ограничительных запретительных мер, в 2012 году было снято 16, а в первом полугодии 2013 года еще 5. Таким образом, меры поддержки, соответствующие нормам ВТО, уже начинают работать и приносить свои плоды. Благодаря снятым запретам доходная часть отечественных производителей пополнилась сотнями миллионов долларов.
Кроме того, министр заявил, что принята программа развития внешнеэкономической деятельности, «дорожная карта поддержки экспорта».
Улюкаев также отметил, что своеобразная реформа коснется и российских торговых представительств, потенциал которых, по мнению министра, используется не полностью. Предлагается превратить представительства в сервисные центры, где предприниматели смогут получить полный комплекс услуг сопровождения, начиная от поиска партнеров, исследования рынков, подготовки необходимой аналитики до предоставления юридической и информационных консультаций. Программа преобразования торгпредств уже одобрена на уровне правительства РФ, сейчас выстраивается система их оценки, при этом будут учитывать мнения бизнесменов. Предполагается, что особенно благоприятно подобные изменения скажутся на малом и среднем бизнесе.
Министерство финансов РФ подготовило законопроект, согласно которому номинальные держатели акций и облигаций будут обязаны раскрывать своих реальных бенефициаров, в противном случае им придётся заплатить повышенный налог.
Идея не лишена смысла, так как сейчас многие фактические владельцы капитала прячутся за фирмами-однодневками, зарегистрированными в офшорных зонах, от чего бюджет страны по оценкам Минфина недополучает до 400 млрд. руб. в год. В офшорных зонах налоговые ставки на доход по акциям и облигациям, а так же дивидендам варьируются от 0% до 5%, что существенно ниже, чем в стране, где они ведут свою фактическую предпринимательскую деятельность.
Формальный выгодоприобретатель, не раскрывший реальных собственников, по предложениям Минфина, должен будет выплатить 30% доходов как с акций и облигаций, так и с дивидендов.
Таким образом, подобная инициатива направлена на практическую реализацию идеи деофшоризации российской экономики, о чем так часто говорит высшее руководство РФ.
Однако система, по которой будет применяться подобная мера, пока вызывает вопросы. Ведь нетрудно предположить, что в подобной схеме ухода от национального налогообложения участвуют не только частные компании, но и подчас аффилированные с ними российские чиновники, бизнес которых никак не задекларирован. Высока вероятность её избирательного применения, а также коррупционной составляющей.
Индекс благонадёжности, разработанный Информационным агентством Credinform, направлен на выявление фирм-однодневок, ведь подчас дабы «отбелить» свою деятельность фирмы-однодневки выступают в качестве возможных контрагентов в сделке.