Статья
Список документов, необходимых для безопасного заключения договора с контрагентом

Отсутствие «должной осмотрительности» со стороны налогоплательщика при выборе контрагентов может повлечь предъявление претензий со стороны налоговых органов в заключении сделок с компанией «однодневкой». И, как следствие - доначисление налога и привлечение к налоговой ответственности.

 

 

 

Выделяют следующие признаки компаний «однодневок»:

  • регистрация по «массовому» адресу,
  • массовый» учредитель или руководитель,
  • отсутствие информации о компании в открытых информационных источниках,
  • общение через представителей и отказ со стороны потенциального партнера в установлении контактов с руководством.

Однако не всегда наличие тех или иных перечисленных признаков указывает на однодневку. Но если совокупность признаков присутствует, то это серьезный повод задуматься о благонадежности потенциального контрагента.

В Приказе ФНС от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок» изложены критерии, которыми руководствуются налоговые органы при составлении плана выездных проверок.

Для того чтобы обезопасить себя и свой бизнес от возможных претензий со стороны налоговых органов, существует немало способов удостовериться в добросовестности потенциального контрагента. Прежде всего, следует запросить у контрагента ряд документов перед заключением сделки. В стандартный минимум входят свидетельства о государственной регистрации, постановке на налоговый учет и устав компании. Кроме того, следует запросить выписку из ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц) и справку об отсутствии задолженности по налоговым платежам. Законом не предусмотрен срок между получением выписки и моментом ее предоставления налогоплательщику, но чем меньше срок, тем лучше.

Также не лишним будет проверить наличие у контрагента лицензии на ведение деятельности (если ее наличие обязательно) и ее статус, ознакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью контрагента, наличием арбитражных дел, в которых он выступает ответчиком, и наличием компании в реестре недобросовестных поставщиков.

Также считается проявлением осмотрительности уточнение информации о штатной численности контрагента, его имущественном положении, составе и стоимости основных средств, репутации на рынке и опыте работы в той или иной отрасли.

Как показывает практика, проверка и сбор данных, подтверждающих добросовестность потенциального контрагента, требуют усилий заинтересованной стороны, да и компании не всегда охотно предоставляют подобные сведения потенциальным партнерам. Помочь в получении необходимой информации может Информационно-аналитическая система Глобас-i, которая в онлайн режиме предоставит необходимую информацию о контрагенте (регистрационные данные, сведения о наличии лицензий, судебных разбирательств, составе руководства), а Индекс благонадежности поможет легко выявить компанию «однодневку».

 

Читайте также: Как необходимо проверить контрагента перед заключением договора

 

Рэнкинг
Рентабельность инвестиций предприятий, производящих муку, крупу и крахмал

Информационное агентство Credinform подготовило рэнкинг мукомольных компаний и предприятий, производящих крупу и крахмал.

Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему выручки за последний имеющийся в Статистическом реестре отчетный период (2012 год) организации, ранжированные по убыванию значений коэффициента рентабельности инвестиций.

Рентабельность инвестиций (%) - отношение чистой прибыли (убытка) компании к стоимости ее чистых активов. Показывает, сколько денежных единиц потребовалось предприятию для получения одной денежной единицы чистой прибыли. Характеризует эффективность использования компанией ресурсов.

Рекомендуемых или нормативных значений для показателя нет, так как рентабельность сильно меняется в зависимости от сферы, в которой осуществляет деятельность каждая конкретная организация, поэтому при оценке следует опираться на средний показатель отрасли, а также на показатели других предприятий этой же отрасли. Чем выше рентабельность, тем эффективнее инвестиции. Если коэффициент находится в отрицательной зоне, то это говорит о наличии чистого убытка у организации в рассматриваемом периоде.

Агропромышленный комплекс представляет собой важное звено валового внутреннего продукта России и объединяет в себе несколько отраслей экономики, направленных на производство и переработку сельскохозяйственного сырья и получения из него продукции, доводимой до конечного потребителя. Можно выделить два основных сектора АПК – растениеводство и животноводство и отдельно стоящий – сектор пищевой промышленности, а так же сферу производства сельхозтехники и другого сопутствующего оборудования и разработок химической промышленности (удобрения, пестициды). Все обозначенные области тесно связаны и переплетены между собой.

В 90-ые годы экономический спад не обошел стороной и аграриев. Сокращалось площадь сельскохозяйственных земель, производство основных культур, устаревала материально-техническая база, полки магазинов были заполнены импортной, подчас некачественной продукцией.

Сегодня ситуация начинает постепенно меняется в лучшую сторону. Растет производство, оборот, чистая прибыль предприятий. Что, в конечном счете, сказывается на замещении импорта отечественной продукцией. Отрасль становиться инвестиционно-привлекательной.

мукомольные компании


Рисунок 1. Валовый сбор зерна, млн тонн

Валовый сбор зерна за последние годы имеет тенденцию к постепенному увеличению объемов заготовки. Безусловно, климатический фактор до сих пор может оказать существенное влияние на процесс вызревания злаков, как это было в период аномальной жары 2010 г. или дождливого лета 2012 г., но при прочих равных условиях, если в 1998 году аграриям удалось собрать «всего» 48 млн тонн, то по итогам прошедшего 2013 года уже 91 млн тонн – прирост на 89,5%. Россия опять стала одним из крупнейших экспортеров злаков на мировой рынок, поставив в прошлом году 23 млн тонн.

От количества и качества собранного зерна прямо зависит мукомольно-крупяная промышленность, ее инвестиционная привлекательность и конкурентоспособность.

Таблица 1. Оборот, рентабельность инвестиций и индекс платежеспособности крупнейших предприятий, производящих муку, крупу и крахмал (Топ-10)
НаименованиеРегионОборот,млн руб., 2012г.Прирост оборота к 2011г., %Рентабельность инвестиций, %Индекс платежеспособности ГЛОБАС-i®
1 ОАО Петербургский мельничный комбинат
ИНН: 7810229592
г.Санкт-Петербург 2 863,3 16,7 36,4 216 высокий
2 ЗАО МАГНИТОГОРСКИЙ КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ – СИТНО
ИНН: 7414001724
Челябинская область 3 376,8 13,7 32,5 212 высокий
3 ОАО ЛЕНИНГРАДСКИЙ КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ ИМ. С. М. КИРОВА
ИНН: 7830002303
г.Санкт-Петербург 4 923,2 -0,4 29,5 223 высокий
4 ООО Ресурс
ИНН: 7440007056
Челябинская область 2 781,8 -13,0 27,9 220 высокий
5 ОАО КАЗАНЬЗЕРНОПРОДУКТ
ИНН: 1658001372
Республика Татарстан 2 782,9 -6,9 18,0 232 высокий
6 ЗАО КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ СТАРООСКОЛЬСКИЙ
ИНН: 3128033189
Белгородская область 4 038,5 14,6 10,9 246 высокий
7 ОАО МЕЛЬКОМБИНАТ
ИНН: 6903001493
Тверская область 4 199,7 9,3 8,9 233 высокий
8 ООО КАРГИЛЛ
ИНН: 7113502396
Тульская область 18 559,7 9,6 8,5 245 высокий
9 ЗАО АЛЕЙСКЗЕРНОПРОДУКТ ИМЕНИ С.Н.СТАРОВОЙТОВА
ИНН: 2201000766
Алтайский край 5 131,7 4,9 5,9 211 высокий
10 ОАО МЕЛЬНИК
ИНН: 2209006093
Алтайский край 4 289,9 26,1 3,3 239 высокий

 

Рисунок 2. Рентабельность инвестиций, оборот крупнейших предприятий, производящих муку, крупу и крахмал (Топ-10)

Оборот крупнейших предприятий, производящих муку, крупы и крахмал (Топ-10) составил 52,9 млрд рублей, увеличившись за год на 7,8%. Лидеры аккумулируют до 30% выручки всех компаний отрасли. Средняя рентабельность инвестиций списка Топ-10 составила 18,2%. 

Рентабельность выше средней по Топ-10 показали две компании из Санкт-Петербурга: ОАО Петербургский мельничный комбинат – 36,4%, ОАО ЛЕНИНГРАДСКИЙ КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ ИМ. С. М. КИРОВА – 29,5% и Челябинской области: ЗАО МАГНИТОГОРСКИЙ КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ – СИТНО – 32,5%, ООО Ресурс – 27,9%. Таким образом, вложения в эти производства принесут инвестору больше отдачи.

ОАО Петербургский мельничный комбинат и ОАО ЛЕНИНГРАДСКИЙ КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ ИМ. С. М. КИРОВА - это лидеры мукомольно-крупяной отрасли Северо-Запада России. Продукция под торговыми марками «Аладушкин», «Ясно Солнышко», «Мука Предпортовая», «Горница» и др. занимает до 70% розничного рынка муки и более 60% рынка злаковых хлопьев Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Кроме того, компании обеспечивают около 25% потребности рынка производственного потребления муки в Санкт-Петербурге и области.

ЗАО МАГНИТОГОРСКИЙ КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ – СИТНО - является основным поставщиком хлебобулочных, кремовых, мучных и кондитерских изделий в г. Магнитогорске и за его пределами. Комбинат производит 180 наименований хлебобулочных изделий и более двухсот наименований тортов, пирожных, пряников, печенья, кексов, тарталеток, вафель, баранок и сухарей.

ООО Ресурс – выпускает крупы, в том числе, в пакетах для варки под брендом «Увелка», которые снискали популярность у потребителя не только на Урале, но и в остальной России.

Все предприятия из топ-10 получили высокие значение индекса платёжеспособности ГЛОБАС-i®, что говорит о достаточно устойчивом финансовом состоянии отрасли.

 

Читайте также: Рентабельность инвестиций нефтегазовых компаний России