По данным отчета Роспатента, за прошедший год на государственную регистрацию товарных знаков было подано 56 848 заявок, что на 13,45% больше, чем в 2009 году.
Указанное увеличение свидетельствует о том, что интерес к товарному знаку со стороны изготовителей продукции сохраняется, а зафиксированное в 2009 году (по сравнению с 2008 годом) уменьшение поданных заявок на регистрацию, скорее всего, было связано с влиянием мирового финансового кризиса. На конец 2010 года в Российской Федерации правовой защите подлежит 268 165 товарных знаков.
Роспатентом регулярно проводится работа по рассмотрению заявлений о признании товарных знаков общеизвестными знаками в Российской Федерации. В 2010 году по 14 знакам были приняты положительные решения, среди них торговая марка «KASPERSKY», принадлежащая ЗАО «Лаборатория Касперского»; «Трансаэро» - товарный знак одноименной авиационной компании; торговая марка «1С» известного ЗАО «1C Акционерное Общество» и др. Всего, на сентябрь 2011 г. в Перечень общеизвестных в Российской Федерации внесено 107 товарных знаков, при этом 85 из них — зарегистрированные товарные знаки, а 22 — обозначения, которые ранее использовались в качестве товарных знаков, но не имели правовой охраны на территории Российской Федерации.
Хорошо известны имена тех владельцев товарных знаков, которые имеют одноименное фирменное обозначение, например «Газ», «Камаз», «Автоваз». Однако, далеко не все знают имена владельцев зарегистрированных общеизвестных товарных знаков. Например, владелец известной марки соков «Моя Семья» - новосибирская компания «Совместное предприятие НИДАН-ЭКОФРУКТ»; торговая марка утеплителя «Холлофайбер», признанная в этом году общеизвестной, принадлежит московской компании «Термопол», а владелец общеизвестного товарного знака бытовой техники «VITEK» - московское ООО "Бизнес-Альянс".
Интересно, что в Федеральный институт промышленной собственности начали поступать заявки на регистрацию товарных знаков-звуков. На территории России пока еще не слишком часто заботятся о регистрации звуковых брендов, однако в последнее время количество таких случаев увеличивается. Среди российских компаний, зарегистрировавших свои аудио-бренды: радио «Шансон», телеканал СТС и ОАО «Вимм-Билль-Данн».
Стоит отметить тот факт, что подобная активность в индивидуализации товаров и услуг существовала не всегда. В советский период охрана и защита товарных знаков не имели должной актуальности. Во многом это объяснялось отсутствием частной собственности и жесткой конкуренции.
Именно по этой причине в настоящее время на рынке за советские бренды развязалась настоящая борьба. Для примера, в Ассоциацию Предприятий Кондитерской Промышленности (АСКОНД) поступило требование некоторых региональных кондитерских фабрик разрешить всем участникам рынка использовать советские названия конфет типа «Птичье молоко», «Мишка на Севере», «Аленка». Однако, по мнению АСКОНДа для национализации таких известных кондитерских брендов каких-либо правовых оснований нет.
В качестве примера также можно привести получивший широкую огласку в 2010 году спор между кондитерской фабрикой «Красный октябрь» и белгородской компанией «Славянка», выпускавшей в 2006-2008 годах плиточный шоколад «Алина», этикетка которого была схожа с этикеткой шоколада «Аленка» производства «Красного октября» до степени смешения. На 18 октября по этому делу назначено новое судебное слушание.
В настоящее время разрешением споров, возникающих в связи с незаконным использованием товарных знаков, занимаются арбитражные суды. В будущем планируется, что подобные иски будет рассматривать суд по интеллектуальным правам. В конце прошлого года Высший Арбитражный Суд разработал и внес в Государственную Думу законопроект о его создании. Необходимость создания этого института была связана, прежде всего, с вступлением России в ВТО, а также продиктована слабостью российской системы защиты интеллектуальной собственности. В настоящее время законопроект проходит второе чтение, и предполагается, что с 2012 года он вступит в силу.
По всем вопросам принадлежности товарных знаков, а также по другим вопросам информационного обслуживания вас проконсультируют специалисты CredInform:
тел.: +7 (812) 406 8414 (Санкт-Петербург); +7 (495) 646 0695 (Москва).
По данным информационной системы ГЛОБАС-i Агентства CredInform в настоящее время наиболее распространенными видами деятельности среди российских компаний являются оптовая торговля включая торговлю через агентов - 729 563 юридических лица; строительство зданий и сооружений, в том числе производство общестроительных работ и по возведению зданий - 260 814 юридических лиц; управление эксплуатацией жилого и нежилого фонда - 143 029 юридических лиц; выращивание зерновых и зернобобовых культур - 127 720 предприятий; разведение крупного рогатого скота - 38 108 предприятий.
Примечательно, что в числе ведущих по объему выручки и прибыли предприятий с наиболее распространенными видами деятельности, практически нет компаний, занимающихся промышленным производством. Лидирующими в данной категории остаются предприятия, специализирующиеся на производстве и оптовой торговле электроэнергией и тепловой энергией, нефтью и топливом.
Среди наиболее прибыльных видов деятельности, связанных с производством, следует отметить производство удобрений и азотных соединений в Центральном регионе (ОАО Новомосковская Акционерная Компания Азот, Тульская область; ОАО Минудобрения, Воронежская область; ОАО Дорогобуж, Смоленская область) и производство грузовых автомобилей в Республике Татарстан (ОАО КАМАЗ и его дочерние предприятия, изготавливающие комплектующие,- ОАО КАМАЗ-Дизель, ОАО Камский прессово-рамный завод).
Значительные объемы прибыли получают компании Москвы и Санкт-Петербурга, чья деятельность связана с осуществлением капиталовложений в ценные бумаги, консультированием по вопросам коммерческой деятельности, брокерской деятельностью, а также деятельностью по управлению холдинг–компаниями. В числе таких компаний можно выделить московские ОАО Система-Инвест (дочерняя структура одной из крупнейших российских финансовых корпораций АФК СИСТЕМА), ОАО Холдинг межрегиональных распределительных сетевых компаний (управляющая компания энергетического холдинга) и санкт-петербургские инвестиционно-финансовые компании - ОАО Санкт-Петербургская инвестиционная компания, ООО КИТ Финанс ИБ.
Подтверждая статус финансовых центров страны Москва и Санкт-Петербург собирают на своей территории ведущие финансово-экономические компании, а также головные офисы крупнейших российских холдингов, которые, в свою очередь, аккумулируют производственные, экономические, финансовые и прочие ресурсы предприятий со всей страны. При этом необходимо отметить наличие среди финансовых и холдинговых структур Москвы и Санкт-Петербурга компаний, несущих значительные убытки - ООО Ренессанс Капитал - Финансовый Консультант, ОАО СОЛЛЕРС, ЗАО Компания ФТК.
«Прибыльность, устойчивость функционирования определяются эффективностью менеджмента предприятия. В данном случае перед нами наглядный пример того, как неэффективный менеджмент может нанести серьезный вред компании, функционирующей в условиях, благоприятных для других предприятий», - комментирует Андрей Самойлов, заместитель начальника отдела информации CredInform.
В числе наиболее убыточных видов деятельности в послекризисный период необходимо отметить производство и продажу автотранспортных средств, строительство и рынок недвижимости. Убыточными остаются и многие виды деятельности, связанные с производством как в легкой, так и тяжелой промышленности.