Статья
Конкурентоспособность России: миф или реальность

Федеральная служба государственной статистики опубликовала результаты развития экономики России за 1 полугодие 2015 года в сравнении с аналогичным периодом 2014 года. Снижение отмечено по объему платных услуг населению (млрд руб.) на 1,5%; грузообороту транспорта (млрд т-км) – на 2,3%; индексу промышленного производства - на 2,7%; реальным располагаемым денежным доходам – на 3,1%; инвестициям в основной капитал – на 5,4%; обороту розничной торговли (млрд руб.) – на 8,0%; экспорту товаров (млрд долларов США) - на 29,1%; импорту – на 38,7%.

Прирост за 1-е полугодие 2015 года в сравнении с аналогичным периодом 2014 года наблюдается по следующим показателям: индекс потребительских цен – прирост составил 16%; индекс цен производителей промышленных товаров – 11,8%; общая численность безработных (млн чел.) – 6,3%; численность официально зарегистрированных безработных (млн чел.) – 5,2%. Увеличение данных показателей является негативным фактором. Среди основных макроэкономических показателей позитивной оценки заслуживает прирост только двух: производство продукции сельского хозяйства (млрд руб.) - прирост составил 2,9% и объем услуг связи (млрд руб.) – 1,1%.

Спад экономики России продолжается. Вместе с тем сравнение показателей по месяцам позволяет сделать вывод, что происходит замедление спада. Так, по оценкам специалистов экономического блока Правительства РФ, текущая ситуация в экономике начинает выправляться, что свидетельствует о прохождении «нижней» точки. На этом фоне следует отметить заявление одной из крупнейших консалтинговых компаний Boston Consulting Group (BCG).

Оценив конкурентоспособность экономик 25 стран, на которые приходится почти 90% мирового экспорта промышленных товаров, на основе индекса производственных затрат, BCG подняла Россию на четвертую позицию. Впереди по индексу расположились Индонезия, Индия и Таиланд. В основе оценки индекса используются четыре важных критерия: уровень заработной платы, производительность труда, стоимость энергоресурсов и курс национальной валюты. На результат индекса повлияли ослабление рубля по отношению к доллару США и падение мировых цен на энергоносители.

Следует отметить, что это временное явление и рассчитывать на долгосрочный положительный эффект, связанный с девальвацией, не следует. Дело в том, что девальвация снижает ВВП в первый год, в последующий – стимулирует ВВП, но в долгосрочной перспективе ее влияние нейтральное или негативное, так как будет раскручиваться очередной виток инфляции, происходить дальнейшее ослабление рубля, снижаться спрос и проявляться другие негативные признаки. Эксперты ожидают стабилизацию и рост мировых цен на энергоносители, и, соответственно, укрепление национальной валюты России, что приведет к снижению позиции конкурентоспособности России. В этой ситуации экономика может стимулироваться за счет кредитной поддержки и улучшения инвестиционного климата.

По мнению экспертов Информационного агентства Крединформ, для утверждения России как конкурентоспособной страны имеются все основания. За последние 4 года (2011-2014гг.) в России открыто около 1 000 крупных промышленных производств и еще примерно столько же более мелких заводов и цехов. Несмотря на то, что негативные тенденции в экономике замедлили это процесс, только за 1-й квартал 2015 года в России открылось более 23 новых производств с объемом инвестиций от 500 млн руб. Причем при подсчетах учитывались только предприятия обрабатывающей промышленности и не учитывались организации энергетики, добычи полезных ископаемых, сельского хозяйства.

ТОП-5 крупнейших реализованных проектов 1-го квартала 2015 года:

  • Первый завод полного цикла по производству солнечных модулей (г. Новочебоксары, Чувашская Республика), компания «Хевел» - совместное предприятие Группы компаний «Ренова» и «Роснано». Объем инвестиций составил 20 млрд руб. Создано 300 рабочих мест.
  • Первый из десяти заводов российско-китайского промышленного парка, (Асиновский район, Томская область). Генеральный инвестор — китайская корпорация AVIC-Forestry, операторы проекта — ЗАО «Роскитинвест» и «Хенда-Сибирь». По состоянию на сегодняшний день в проект вложили 13 млрд руб., до 2022 года будет вложено около 30 млрд руб.
  • Домостроительный комбинат (Наро-Фоминский район, Московская область). Проект реализован группой компании «Мортон» совместно с «Роснано». Объем инвестиций составил 9 млрд руб. Создано более 1000 рабочих мест.
  • Производственно-складской комплекс шведской косметической компании «Орифлейм» (г.Ногинск, Московская область). Объем инвестиций – 8 млрд руб. Количество рабочих мест более 800.
  • Новый мясоперерабатывающий комплекс агропромышленного холдинга «Мираторг» (Выгоничский район, Брянской обл.). Инвестиции составили 7,9 млрд руб. На заводе создано 850 рабочих мест.

В 2013 году Президент РФ поддержал план Деловой России «Новая индустриализация-2025». Данный документ предполагает создание в течение 12-ти лет примерно по 2 млн новых высокопроизводительных рабочих мест ежегодно. Таким образом, реальная индустриализация экономики в России еще впереди, и, соответственно, утверждение ее как конкурентоспособной страны, для чего необходимо сохранить 255 тыс. действующих предприятий и постараться увеличить их количество до 300 тыс. к 2025 году.

Следует отметить, что в существующих экономических условиях не отмечаются массовых громких заявлений о приостановке инвестиционных проектов или об отказе от них. Не случайно специалисты в области экономики прогнозируют рост экономики России уже в 2016 году, что не исключает сотрясений рынка, подобных произошедшему в декабре 2014 года.

Статья
Изменены критерии отнесения к разряду малых предприятий

Правительство РФ своим Постановлением от 13 июля 2015 г. № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» изменило условия отнесения юридических и физических лиц к субъектам малого предпринимательства.

Пользуясь таким поводом, уместно напомнить в целом об этих условиях в изложении Статьи 4 Федерального закона от 24.07. 2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и касающихся потребительских кооперативов, коммерческих предприятий (кроме государственных и муниципальных унитарных) и индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств. В кратком изложении эти условия формулируются как ограничения на участие в капитале: государства в доле не превышающей 25%; не относящихся к малым отечественных или зарубежных организаций суммарно не более 49% (за немногими исключениями для резидентов проекта «Сколково» и организаций финансирующих инновации). Ограничение средней занятости (в том числе по совместительству, договорам подряда и в обособленных структурах): 101 – 250 чел. - для средних предприятий, до 100 чел. - для малых предприятий, до 15 чел. - для микропредприятий. Лимитирование нормативами Правительства РФ сумм сборов от реализации товаров, работ или услуг (без учёта НДС) или стоимости всех активов для каждой из перечисленных категорий.

С 25 июля 2015 г. максимальные величины нормативов возросли относительно существовавших ранее в два раза и для микропредприятий установлены в 120 млн. руб., для малых предприятий - 800 млн. руб. и для средних предприятий - 2 млрд. руб.

Регистрация или учёт предприятий малого бизнеса нормативно не регламентируется и такой статус документального подтверждения не требует. Достаточно лишь отвечать перечисленным выше условиям.

Важнейший положительный момент в малом бизнесе - допустимость бухгалтерского учёта по упрощённой системе, позволяющей существенно экономить на НДС, налогах на прибыль, имущество и едином социальном налоге. Кроме этого, исполнительные власти и местное самоуправление дотируют малые и средние предприятия, как финансовыми субсидиями, так и виде различного рода услуг и льгот нематериального характера. Это отражается в соответствующих реестрах субъектов - получателей поддержки.

Малый бизнес несёт важные политические и социальные функции и его значение возрастает особенно в условиях сложных экономических периодов. Малые предприятия содействуют наращиванию ассортимента и количества производимых товаров и оказываемых услуг без привлечения ощутимых государственных инвестиций; производят большое количество комплектующих и узлов по заказам крупных предприятий, выполняют для них множество посреднических функций; вовлекают в оборот материальные ресурсы и финансовые накопления населения; вносят значимый вклад в инновационное производство; в целом способствуют становлению конкурентной среды и преодолению монополизма.

Данное Постановление Правительства в значительной степени расширяет круг предприятий малого бизнеса и нацелено на становление и укрепление предпринимательства, увеличение занятости и, возможно, окажет содействие увеличению наполняемости бюджета, в доходах которого доля этой категории бизнеса оценочно не превышает 20%.

Для оценки возможного увеличения числа субъектов малого бизнеса можно привести статистику Федеральной налоговой службы РФ: за 6 месяцев 2015 г. в стране было создано более 220 тыс. обществ с ограниченной ответственностью, зарегистрировано вновь образованных индивидуальных предпринимателей более 339 тыс. и более 16 тыс. крестьянских (фермерских хозяйств).

Узнать, относится Ваш контрагент к категории малого бизнеса, является ли он получателем государственной поддержки, возможно с помощью Информационно-аналитической системы Глобас-i®, обратившись к разделу справки на компанию «Основные финансово-хозяйственные показатели» и используя рекомендуемый список «Получатели поддержки (субсидий) РФ».