Общественный транспорт является стратегически важным элементом городской инфраструктуры и имеет большое значение в жизни людей. Вот уже на протяжении 10 лет общий пассажиропоток в автобусах и троллейбусах достигает отметки в 11 и более млрд человек в год. Это не удивительно, ведь на начало 2019 года протяженность автомобильных дорог общего пользования в России более 1,5 млн километров, а эксплуатационная длина троллейбусных линий составляет 5 тыс. километров.
По данным Федеральной службы Государственной статистики на начало 2019 года в Российской Федерации насчитывается порядка 168 тыс. автобусов и 9 тыс. троллейбусов общего пользования. Однако многих интересует вопрос, какова доля иностранных автобусов и троллейбусов среди приведенной статистики и способна ли страна производить собственный пассажирский транспорт. В связи с этим, Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг крупнейших производителей общественного транспорта России. Эксперты Агентства, используя Информационно-аналитическую Систему Глобас, отобрали предприятия занимающийся производством автобусов и троллейбусов (исключая маршрутные такси) по максимальному показателю выручки за 2019 год, проанализировали полученные данные и ответили на интригующий вопрос.
№ | Наименование | Выручка 2019 г., млрд руб. | Специализация |
1 | Павловский автобусный завод (ПАЗ) Нижегородская область |
19,2 | Автобусы |
2 | Ликинский автобусный завод (ЛИАЗ) Московская область |
17,4 | Автобусы |
3 | Волгабас Волжский Волгоградская область |
8,0 | Автобусы |
Волгабас Волгоградская область |
|||
Бакулин Моторс Групп Владимирская область |
|||
4 | Курганский автобусный завод Курганская область |
2,6 | Автобусы |
5 | Транс-Альфа Вологодская область |
1,6 | Троллейбусы, электробусы |
6 | Тролза Саратовская область |
Данные за 2019 г. отсутствуют | Троллейбусы, электробусы |
На первом и втором месте рэнкинга расположились лидеры Топа – Павловский (19,2 млрд руб.) и Ликинский (17,4 млрд руб.) автобусные заводы. Совокупный объем выручки превышает 36 млрд руб. и формирует 75% рынка. В 2019 году с их конвейерных линий было выпущено 9457 новых автобусов.
По данным Информационно аналитической Системы Глобас Павловский, Ликинский и Курганский автобусные заводы связаны между собой через управляющую компанию Группа ГАЗ, собственником которой является Горьковский автомобильный завод (ГАЗ).
На четвертом и шестом месте рэнкинга расположились производители троллейбусов и электробусов. Компания Транс-Альфа (1,6 млрд руб) продемонстрировала наибольший прирост выручки в 2019 года (+228,9% к предыдущему периоду). Введенные в эксплуатацию электробусы поспособствовали успешному росту оборотов организации.
Предприятие Тролза так и не смогло оправится после сложнейших испытаний. Межрайонная инспекция ФНС по Саратовской области обратилась в Арбитражный суд с исковым заявлением о признании компании несостоятельной (банкротом). Дело рассматривается в первой инстанции.
Место | Страна | Объем, шт. | Доля, % | Стоимость, млн $ |
Экспорт, 2019 г. | ||||
1 | Казахстан | 634 | 18,1 | 19,9 |
2 | Республика Беларусь | 555 | 15,8 | 10,8 |
3 | Узбекистан | 419 | 11,9 | 7,2 |
4 | Монголия | 360 | 10,3 | 3,4 |
5 | Вьетнам | 357 | 10,2 | 7,3 |
Всего по Топ-5 | 2325 | 66,3 | 48,6 | |
Всего экспорт | 3506 | 100,0 | 82,1 | |
Импорт, 2019 г. | ||||
1 | Китай | 1434 | 50,9 | 108,0 |
2 | Республика Беларусь | 867 | 30,8 | 63,1 |
3 | Турция | 123 | 4,4 | 21,0 |
4 | Япония | 97 | 3,4 | 2,4 |
5 | Германия | 81 | 2,9 | 6,6 |
Всего по Топ-5 | 2602 | 92,4 | 201,1 | |
Всего импорт | 2817 | 100,0 | 222,7 |
Источник: ФТС, расчеты Credinform.
В российском парке наземного общественного транспорта (исключая маршрутные такси) только около 10% машин иностранного производства. За 2019 год экспорт отечественных автобусов превышает импорт. Основными стратегическими партнерами России остается Казахстан (доля экспорта – 18,1%), Республика Беларусь (доля экспорта – 15,8%; доля импорта – 30,8%). Доля импорта от количества произведенных автобусов в 2019 г. составила всего 20%.
Результаты рэнкинга показали, что в парке общественного транспорта РФ преобладает отечественные машины и передвижение пассажиров обеспечивается в основном собственными мощностями.
Однако не все так хорошо, как может показаться. Российский парк общественного наземного транспорта имеет серьезную проблему – возраст. По данным Министерства транспорта РФ средний возраст автобусов и троллейбусов составляет более 15 лет. В отдельных регионах страны перевозку пассажиров осуществляют автобусы советского образца, находящийся в эксплуатации более 30 лет.
Федеральным законом от 08.06.2020 №171-ФЗ в Арбитражный процессуальный кодекс РФ внесены изменения дающие право российским юридическим и физическим лицам, попавшим под ограничительные меры иностранных государств переводить споры из зарубежных судов в российские.
Арбитражный процессуальный кодекс дополнен новыми статьями:
Статья 2481. Исключительная компетенция арбитражных судов в Российской Федерации по спорам с участием лиц, в отношении которых введены меры ограничительного характера.
Статья 2482. Запрет инициировать или продолжать разбирательство по спорам с участием лиц, в отношении которых введены меры ограничительного характера.
Таким образом, арбитражные суды России наделяются компетенцией по следующим делам:
о спорах с участием лиц, к которым иностранные государства, объединения, союзы или государственные учреждения применяют меры ограничительного характера;
о спорах между юридическими или физическими лицами России и иностранными лицами, если их основанием являются ограничительные меры, введенные иностранным государством.
Лица, в отношении которых инициируются или ведутся разбирательства в иностранных судах, вправе обращаться в арбитражные суды субъектов РФ по месту их нахождения или жительства с заявлением о запрете инициировать или продолжать разбирательства в иностранных судах, международных арбитражных судах, находящихся за пределами территории России.
Арбитражный суд России имеет право вынести решение о взыскании в пользу таких заявителей денежных сумм, с лиц, в отношении которых вынесен этот запрет, в случае неисполнения ими судебного акта. Размеры взысканий не могут превышать сумм исковых требований, предъявленных в соответствующих иностранных судах и сумм судебных расходов, понесенных стороной спора.
Подписчики Информационно-аналитической системы Глобас имеют возможность ознакомится со всеми арбитражными делами в разделе системы «Арбитраж», либо с арбитражной практикой конкретного контрагента в аналогичном разделе справки о компании.