Производство колбасных изделий в 2012 году вырастет на 4%. Причиной тому послужит рост потребления колбасных изделий, обусловленный увеличением доходов населения.
За последние два года увеличение доходов россиян позволило покупать больше колбасных изделий, чем в кризисный период. Сегодня потребление этих продуктов выросло на 7,6%. Рост потребления колбас, по словам экспертов КредИнформ, повлечет за собой и постепенный рост объемов производства. Так, если к концу этого года объем производства колбасной продукции увеличится на 2,4% , то в 2012 году – уже на 4%.
Производство колбасных и аналогичных мясных изделий сконцентрировано в Центральном (38%) и Приволжском (18%) федеральных округах. По объемам производства, соответственно, лидирует Центральный ФО, особенно Москва и Московская область. По некоторым оценкам по итогам 2010 года здесь было выпущено более 40% общероссийского объема колбасных изделий.
Ведущими предприятиями по производству колбас являются ОАО «Останкинский мясоперерабатывающий комбинат», ОАО «Черкизовский мясоперерабатывающий завод» (ЦФО), ООО «Ростовский колбасный завод – ТАВР» (ЮФО), ОАО «Великолукский Мясокомбинат» (СЗФО), ЗАО «Микояновский мясокомбинат» (ЦФО), ООО «Ратимир» (ДФО), ОАО «Мясокомбинат Омский» (СФО), ЗАО «Комбинат пищевой «Хороший вкус» (УФО), ООО «Мясокомбинат Дубки» (ПФО), ООО «ПО «Агротехпром» (СКФО). Всего же на рынке мясопереработки действуют порядка 5 000 мясокомбинатов, существует много объединений.
Интересно, что хотя лидером производства колбасных изделий и является ОАО «Останкинский мясоперерабатывающий комбинат», наибольшую маржу прибыли показывают ООО «Ростовский колбасный завод Тавр» и ЗАО «Стародворские Колбасы». Для этих же предприятий характерны наиболее высокие результаты по показателю рентабельности акционерного капитала. По платежеспособности компании безусловный лидер отрасли ОАО «Останкинский мясоперерабатывающий комбинат».
В заключении стоит отметить, что в Россию импортируется лишь небольшая часть колбасной продукции — всего 3%. И чаще всего основную долю этого импорта составляют мясные деликатесы.
По прогнозам ИА КредИнформ к концу 2011 года российский рынок пластмасс вырастет на 11%, что связано с расширением производственных мощностей, появлением новых компаний, выходом на рынок зарубежных участников нефтехимической отрасли. Но, несмотря на увеличение общих объемов рынка, качество сырья и модернизация производства остаются на низком уровне.
В 2010 году рынок пластмасс и синтетических полимеров в целом вырос более, чем на 5%. А поскольку первое полугодие 2011 года показывает высокую положительную динамику и по объемам производства, и по импорту пластмасс, то к концу года, как ожидают эксперты КредИнформ, рынок может увеличится на 11%.
Стоит отметить, что некоторые крупные российские компании уже сегодня заявляют свои планы по увеличению мощностей до 2020 года, в их числе ОАО «Каустик», ОАО «Полиэф» и ОАО «Саянскхимпласт». К тому же помимо отечественных фирм в России оперируют подразделения, дочерние или совместные предприятия таких мировых нефтехимических компаний как UCP Chemicals, Telco Group (Aspo), Solvay Benvic, Bang&Bonsomer, а это также способствует увеличению общего объема рынка.
Но если говорить о качестве сырья и модернизации самого производства, то сегодня инновационная деятельность компаний встречает препятствия, как со стороны производителей, так и потребителей пластмасс.
Переработчики пластмасс, оперирующие на рынках пластиковой тары и упаковки, строительных материалов, пытаются экономить на качестве исходного сырья. Например, для упаковки взамен полиэтиленовой пленки используют более дешевый полимер винилхлорида, часто едва отвечающий санитарным нормам. Производители, пластмассового сырья, в свою очередь, не намерены повышать качество продукции, опасаясь негативной реакции рынка на рост цен и отсутствия спроса на новые материалы со стороны переработчиков.
К тому же помимо использования максимально дешевых материалов производители пластмассовых изделий отказываются принимать на себя риски по модернизации производственных линий. Например, по-прежнему наблюдается нехватка инвестиций на модернизацию в сегментах пластиковой упаковки и медицинской техники, где активно проводится наращивание производственных мощностей.
Однако, нестабильность цен на нефть и исходные нефтепродукты, а также многочисленные разговоры о новой политике по переработке пластмассовых отходов дают надежду на рост эффективности производства и использования пластмасс в России, а также их конкурентоспособность на мировом рынке.